Паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

14-15 апреля 2018 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа прихожан в составе из 10 взрослых и двоих детей — 7 и 14 лет, с паломнической целью совершила поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, история которого насчитывает более 500 лет, а начала иноческой жизни – свыше 600.

IMG-20180415-WA0001

Святые врата.

IMG-20180415-WA0034

IMG-20180415-WA0004

«Кровавый путь»

IMG-20180415-WA0008

Голубые купола Свято-Успенского храма.
По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю от набегов крымских татар. «Начальным иноком» монастыря называют одного из этих затворников, преподобного Марка. По преданию, земля вокруг будущего монастыря принадлежала Ивану Дементьеву, по Божьему промыслу нашедшего пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

IMG-20180415-WA0015

IMG-20180415-WA0014

Перед экскурсией в Пещеры.
В 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, первая постриженица монастыря, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков
1473 год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

IMG-20180415-WA0013

Святая гора. Кровля Пещерного храма. Камень времен Марка Подвижника.

Так обозреваются со Святой горы купола Свято-Успенского храма, ее колокола, каждый со своей особой историей и особым способом звона, «очепным». Чепа, к которой крепятся большие и малые колокола, приводится в движение снизу.

IMG-20180415-WA0042

2.png

По приезде в Печоры, организованно и быстро разместившись в гостинице, паломники отправились на утреннее богослужение, последнее на Светлой седмице. Несколько человек сподобились причаститься Святых Христовых Тайн. После совершения особой молитвы перед раздроблением артоса, началась его раздача. К общей нашей радости никто не оказался обделенным.
После трапезы паломники собрались в одной из самых просторных келий. По традиции несколько добровольцев, взявших на себя непростой труд подготовить тематические сообщения, рассказали об истории Обители, ее известных насельниках.
Благовест большого монастырского колокола Михайловского собора возвестил благую весть о начале вечернего богослужения и наши паломники поспешили в Собор.
Величественный Михайловский собор с позолоченным куполом, увенчанным большим крестом, выполнен в классическом стиле. Он был воздвигнут в 1827 году в память избавления города Пскова от нашествия Наполеона.

Михайловский собор, самое крупное здание обители.
До начала богослужения было время помолиться и приложиться к святыням Собора: чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 год), и – чтимой иконе Божией Матери «Одигитрия».
В Михайловском соборе хранится великая святыня — десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и, особенно — в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.
Не однажды побывав на богослужении в Михайловском соборе, всегда поражает неповторимый их характер, начиная с удивительной стройности службы, и, конечно, пения духовенства и нескольких хоров: братии, мирян и детского, расположенных на хорах с трех сторон.
С окончанием Пасхальной недели возобновились продолжительные монастырские богослужения. Во время службы паломники, не причащавшиеся утром, подошли к Таинству Исповеди. День завершился молитвенно, пора подвести итоги минувшего дня и подготовиться ко Святому Причащению.
Утренние богослужения в монастырях – ранние.
Поэтому в 6 часов утра вся группа уже бодрствовала и отправилась в Успенский храм монастыря, где в воскресенье совершалась Божественная Литургия. В этом Храме находится главная святыня обители: чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, а также – покоятся святые мощи преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.
Икона Успения Божией Матери в житии, т.е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богородицы, была принесена в Псково-Печерский монастырь в 1521 двумя псковскими людьми Василием и Феодором. Она была написана по их поручению одному благочестивому иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому. С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами. Особенно прославилась икона во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория. Во время многомесячной осады не прекращались крестные ходы на стены города с чудотворною Печерскою иконою Богородицы. Враги были вытеснены и прогнаны.
Мало тех, кто не видел фильм о Псково-Печерской обители, необыкновенный крестный ход на престольный праздник Обители с иконой Успения Пресвятой Богородицы от Успенского храма до Михайловского собора, где в этот день совершается торжественное богослужение вне стен Собора, так как тысячи людей он вместить не может. Икону и мощи преподобного Симеона Псково-Печерского проносят по ковровой дорожке из живых цветов с неповторимым орнаментом. Он укладывается не одним десятком женщин из лучших, собранных для этой дорожки цветов.
Надо сказать, что все поездки в Печоры, а это была уже третья наша поездка, разительно отличаются одна от другой. Как мы ни стремились в первые наши приезды в Обитель побывать на богослужении в этом Храме, нам это никогда не удавалось. И в этот раз особенной уверенности, несмотря на то, что в расписании богослужений значилось, что воскресная Литургии будет именно в Успенском храме, не было.
Приближаясь к Храму, увидели, как один за другим проходят в Храм люди. Сомнений не осталось. Литургия состоится в Успенском пещерном храме. Приложились к святыням. В храме очень мало места, но, пришедшим пораньше, удалось встать поближе. В нескольких Храмах Обители нам довелось побывать на Божественной литургии. И все они удивительным образом отличаются.
Все паломники причастились Святых Христовых Таин.
Путешествие по Богом зданным пещерам мы совершали в сопровождении послушника Владимира.
И началось оно с посещения пещерной келии преподобного Симеона Псково-Печерского, в которую он был приведен настоятелем Обители епископом Иоанном (Булиным) после пострижения иеромонаха Симеона в схиму в феврале 1927 года. Старец полностью обустроил сырую каменную пещеру, сложив печь, настелив пол. В этой келье проходил молитвенный старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, ныне — преподобного Симеона Псково-Печерского, прожившего в обители 64 года с 1896 по 1960, и прославленного в лике святых 1 апреля 2003 года.
Долгое время Симеон был духовником братии и паломников.

1

В келье преподобного Симеона Псково-Печерского.
Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.
Продвигаясь вглубь темных пещер или, как их называют, улиц, в мерцании тонких свечей, вот-вот готовых погаснуть, мы едва успевали отмечать про себя множество керамид, на которых были указаны имена и тех, которых Господь сберегает, еще не открытых нам подвижников.
С волнением приближались мы к могилкам «несвятых «святых»:
о.Иоанна (Крестьянкина), о.Серафима (Розенберга), о.Нафанаила (Поспелова), о.Алипия (Воронова), о.Андроника (Шаруды), уже известных нам по книге архимандрита Тихона (Шевкунова). Рядом с о. Иоанном упокоен еще один Божий человек, или, как однажды назвал его митрополит А.Сурожский, «святое дитя», митрополит Вениамин (Федченков) Прохладные, песчаные пещеры поражали чистотой воздуха, хотя сами пещеры являются монастырским кладбищем. Ни запахов сырости, ни тления, несмотря на то, что за керамидами в стенах и иконами-дверями, в глубине пещер, есть основания полагать, – более десяти тысячи погребенных там священников, монахов, мирян.
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.
Поклонились и мы этим дорогим нашему сердцу, старцам, попросив их о молитвенной нам помощи.
Помолились и приложились к мощам, почивающих в Ближних пещерах уже несколько столетий преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Поднялись мы и на Святую гору, вход на которую – рядом со входом в Пещеры.

3

Подъем на Святую горку.

4

Камень-столп.
Нам показали камень-столп, на котором по преданию молился первый инок Марк. А могучий 700-летний дуб, бережно сохраняемый братией, невольно переносил в те времена, когда на этом месте не было ни плодового сада, не было собственно монастырских зданий, а был дремучий лес, в глубине которого укрывались Богом зданные пещеры первых иноков.
С глубочайшим трепетом и благоговением приложились мы к этим великим святыням.

5
В ожидании посещения кельи отца Иоанна (Крестьянкина), соборно прочитали Акафист Собору Псково-Печерских святых у места их упокоения.

В завершение нам не удалось побывать в келье отца Иоанна (Крестьянкина), где до конца дней жил старец, в чьих наставлениях, молитвах и благословении, нуждалось огромное количество людей.
С особым чувством сидели мы перед дверью скромной кельи отца Иоанна, благословляя которого на старчество в Обители, преподобный Симеон во время первой их встречи в 1955 году, назвал «земным ангелом и небесным человеком».

6

Келья о. Иоанна (Крестьянкина)
В ожидании «встречи», в тишине, каждый из паломников надеялся соприкоснуться с той атмосферой, которая, верилось, сохраняется в батюшкиной келье и по сей день. Нам не довелось перешагнуть за порог скромной кельи батюшки, но мысленно испросив его благословения на предстоящий нам дальний путь, паломники, поклонившись святым храмам Обители, набрав целебной воды из Корнилиева источника, через Святые врата, покинули Святую Псково-Печерскую обитель в надежде вернуться сюда вновь.

7

Л.Куликова
Фото: Л.Куликова
К.Спичек
Н.Шестаков