9-10 марта 2018 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа в составе 17 человек совершила паломническую поездку в «богохранимый град» Кострому для поклонения чтимым его святыням. К чудотворному Феодоровскому образу Пресвятой Богородицы, перед которым 27 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре были принесены обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу юным Михаилом Романовым, принявшим соборное определение об избрании его на царство. Со времени этого события, положившим начало преодолению Великой смуты, Феодоровская икона и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Более 700 лет Кострома пребывает под покровом Заступницы христианского рода через дарованную «Отечеству и граду сему» Самой Царицей Небесной Её Феодоровской иконы. Икона была явлена в XIII веке князю Василию Ярославичу, младшему брату Александра Невского, во время охоты 29 августа в день Нерукотворенного образа Спасителя. На месте явления её был построен монастырь, ныне – Храм Спаса-на-Запрудне.
После 1917 года святыня никогда не была поругана, не было попыток её уничтожить, хотя икону никогда не прятали, она всегда была доступна для молитвенного к ней обращения.
В марте 1922 года по указанию комиссии по изъятию церковных ценностей с неё только был снята золотая риза, изготовленная в 1891 году московскими мастерами на пожертвования костромичей и жителей других областей России при личном участии императора Александра III. Риза была украшена драгоценными камнями и считалась одним из выдающихся произведений ювелирного искусства XIX века.
До 1934 года Феодоровская икона пребывала в Костромском кафедральном Успенском соборе. После уничтожения собора ради щебня для льнокомбината, икона побывала у обновленцев. В 1944 году она была возвращена в православный храм. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Целью нашего паломничества и были Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь и Храм Спаса-на-Запрудне, некогда воздвигнутый на месте явления Феодоровской иконы. Старинный Храм Спаса-на Запрудне не сохранился, но сохранилось то, что ныне находится в алтаре нижнего его храма, под престолом, а именно: пень того дерева на котором 700 лет назад была обретена святыня.
Храм Спаса-на Запрудне.
В память явления чудотворной иконы 29 августа к месту ее явления – Храму Спаса-на-Запрудне традиционно совершается крестный ход от кафедрального Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Шестичасовая дорога до монастыря была насыщена душеполезной во всех отношениях информацией, подготовленной нашими паломниками, а потому не показалась утомительной.
Троицкий собор — главный храм Ипатьевского монастыря, живой музей произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.
Логичным продолжением предварительного ознакомления с историей обителей после трапезы стала экскурсия по обители с посещением Церковного историко-археологического музея.
В историко-археологическом музее.
До передачи в 2003 году всего монастырского комплекса Костромской епархии на его территории размещался государственный музей-заповедник.
Ныне действует церковный музей, в котором представлены вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь, произведения церковного искусства, которые никогда не покидали стен монастыря. Многие из них являются вкладами царицы Ирины Годуновой, Бориса Федоровича Годунова, ставшего царем в 1598 г. боярина Дмитрия Ивановича Годунова; церковные древности Костромской земли, предметы, использовавшиеся в храмах и монастырях Костромской земли.
Паломники продолжили свои «труды» на Всенощном бдении накануне второй великопостной родительской субботы, которое оказалось непродолжительным.
После трапезы нас принял игумен монастыря – отец Пётр.
Беседа с о. Петром стала итогом и главным событием первого дня пребывания в обители. Русская Церковь и её неразрывная связь с историей нашего Отечества, — главная тема беседы.
Ворота монастыря уже были закрыты, когда мы покидали монастырский двор.
Знаменский женский монастырь. Вид на Знаменскую церковь и церковь Воскресения на Дебре из паломнической гостиницы «Воскресенская».
Морозным субботним утром наши паломники отправились на богослужение, которое совершалось в надвратной церкви великомучеников Хрисанфа и Дарии.
Надвратная церковь великомучеников Хрисанфа и Дарии.
Все паломники подошли к Таинству Исповеди, причастились Святых Христовых Тайн.
А впереди нас ожидала, завершающая программу паломничества, экскурсия по городу, которая увенчивалась посещением Богоявленско-Анастасиина женского монастыря.
Старинный город со своим неповторимым обликом, который старательно поддерживается. В Костроме не допускается многоэтажное строительство. Точечная застройка на месте обветшавших строений ведется с сохранением «созвучия» архитектурных стилей.
За непродолжительное время, менее трех лет, почти заново построен взорванный в 1934 году Успенский кафедральный собор, особо построенный князем Василием Ярославичем для иконы Феодоровской с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Надо сказать, что Феодор Стратилат является небесным покровителем града Костромы.
Средства на возрождение святыни предоставлены уже известным нам меценатом – Виктором Ивановичем Тырышкиным. Его усердием был восстановлен Никольский женский монастырь в Переславле Залесском в 1997-2003 гг.
Воистину не истощается имение жертвователя, взыскующего «прежде Царства Божия».
Наше паломничество завершилась в кафедральном Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.
Перед чудотворной Феодоровской иконой прочитали Акафист, приложились к святыне, каждый со своими чаяниями, в надежде на «осуществление ожидаемого» по нашей вере.
На прощание заехали поклониться месту, где чудотворный образ был явлен, в Храм Спаса-на-Запрудне.
Остались позади золотые купола Свято-Троицкого собора монастыря и узорчатые наличники домов, прилегающей к нему Ипатьевской слободы, с бахромой над ними из прозрачных сосулек, хрусталем сверкающих на ярком мартовском солнце.
Впереди обратный многочасовой путь в первопрестольную.
Людмила Куликова
Фото:
Л. Куликова
Л.Барышева