О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,
Обитель чудную, святую,
Жилище избранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.
Андрей Апостол, — есть преданье, —
Крестом рассеял мрак греха,
Предрекши Веры процветание.
Поста, молитвы и труда.
Смиренных иноков обитель!
Приют трудящихся рабов,
В духовный мир путеводитель,
От силы вражией покров!
(из «Гимна Валаама», авторы монах Петр (Михайлов) и игумен Харитон (Дунаев))
«Свое бессилье сознавая, чтоб величать…» Валаам, обращаюсь к словам Гимна, проникновенным и трогающим до глубины души, сотрясающим ее. Только они и могут передать все, что душа вобрала в себя за непродолжительное – всего три дня – время пребывания на дивном острове Валааме, в обители «чудной и святой».
Валаам
Милостью Божией и благословением настоятеля нашего храма о. Игоря, группа в количестве 21 человека совершила это паломничество с 13 по 15 июня 2014 года. Фотографии в очень малой степени могут передать то, как нас встретил Приозерск, промозглостью и непроглядным туманом.
Сама дорога до острова – это отдельное повествование. В особенности – по Ладоге. Три часа пути на катере казались бесконечными. Не верилось, что в середине июня может быть так холодно. Проводя ладонью по стеклу даже внутри катера, можно было ощутить тонкий ледок, а снаружи – очень сильный и холодный ветер быстро загонял внутрь.
В маленьком буфете – «кают-компании» катера можно было согреться и позавтракать.
Хотя наши стойкие паломники не теряли минуты даром. Молитвенно готовились к долгожданной встрече.
Но как менялась природа ближе к острову! Солнце словно включили. Оно засияло в голубомбезоблачном небе так неожиданно, как, если быиз тьмы вы сразу шагнули в свет. Ощущение – непередаваемое! Позднее нам рассказали, что солнечных дней на Валааме значительно больше, чем на материке.
Валаам встретил нас очень тепло в буквальном смысле. Наша теплая одежда: пуховики, палантины, куртки сразу стали неуместными. Было просто жарко!
Нас расселили в маленькой уютной паломнической гостинице со своей довольно древней, почти с основания монастыря, историей.
После непродолжительной трапезы мы отправились на катере в скит святителя Николая, который встречает и провожает всех, прибывающих на Валаам. Место очень приветливое вопреки ожидаемой строгости скита. Нас встретило обилие цветущей сирени, луговых цветов, ухоженных угодий.
Наша программа отличалась большой плотностью, но при этом у каждого была возможность уединенно помолиться перед вечерним богослужением, ознакомиться с обителью и ее окрестностями.
Побывать на игуменском кладбище, пройдя по длинной пихтовой и лиственничной аллее и поклониться тем безымянным холмикам под побеленными валунами с изображенным на них крестом, под которыми покоятся многие иноки подвижники благочестивых трудов.
В этом уединенном месте, отмеченном гранитным поклонным крестом, некогда находилась пустынька игумена Назария.
В 1997 году после удара грозовой молнии на сломе ветви дуба возле развалин пустыньки проявился лик старца Назария, который можно увидеть и ныне, как одно из Валаамских чудес.
На территории кладбища есть Церковь во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, архитектурно очень необычной.
У алтаря этой церкви покоятся настоятели монастыря. Там же покоится игумен Дамаскин.
Очень сложно оторвать личные впечатления от услышанного, увиденного, и отвлеченно от них рассказать о том, что поражает сразу: о природе, после – об истории и святынях этого необыкновенного места.
Пожалуй, лучше всего об этом сказано у святителя Игнатия Брянчанинова, описывающего Валаам во время своего посещения острова.
Фотографии могут проиллюстрировать каждую строку в описаниях святителя.
«Остров Валаам, бесспорно, живописнейшее место старой Финляндии. Он находится на северной оконечности Ладожского озера Подъезжаете к нему — вас встречает совершенно новая природа, какой не случилось видеть путешествовавшему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостью своею, из которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты.
Валаам назначен, освящен в место Богослужения, как бы самою природою.
Когда взглянешь на эти темные, глубокие воды, на эти темные, глухие леса, на эти гордые, могучая скалы, на всю эту величественную картину, беспрестанно изменяющуюся и беспрестанно живописную; когда прочитаешь в ней глубокое поэтическое вдохновение, сравнишь с роскошною местностью Валаама скудную местность окружающей его Финляндии, — скажешь: «Да, здесь должен был жестокосердый и воинственный Скандинав изменять свои бранные, суровые думы и ощущения на благоговение; здесь должна была душа наполняться всем, что возносит душу человеческую к высшим ощущениям, доставляемым религиею.
То же предание приводит сюда святого Апостола Андрея, пришедшего, по сказанию Нестора, из Киева в Новгород, и путями морскими возвратившегося в Южную Европу, где в Ахаии ожидал его венец мученический. Он говорит, что Апостол по реке Волхову достиг Ладожского озера, чрез озеро достиг Валаама, обратил в христианство жрецов, обитавших на нем, и основал Церковь христианскую. Это предание называет Сергия спутником Апостола, — по отшествии его, наставником этих стран в христианстве.
Что мудреного? Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их, свидетельствует Писание о путешествиях апостолов. Их труды принадлежали не какому-нибудь одному народу, — всему человечеству; заботливое внимание их, любовь их сердца, привлекались не образованностью, не гражданским устройством и силою, — привлекались бедствием падшего человека, был ли он Скиф или Варвар, иудей или Эллин. Почему же не прийти святому апостолу Андрею к праотцам нашим, Славянам, и соседям Славян, Скандинавам? Почему не посетить ему место, освященное для богослужения народного, — там не насадить Богопознания и Богослужения истинных? Почему не допустить мысли, что Сам Бог внушил апостолу это высокое, святое намерение, дал силу к исполнению его? Дикость, малоизвестность страны, дальность, трудность путешествия, не могут быть достаточною, даже сколько-нибудь сильною, причиною, чтоб отвергнуть это предание. Немного позже времен апостольских, ходили путями этими целые воинства: почему же не пройти ими апостолу, водимому десницею Божиею и ревностью апостольскою?».
В истории Валаама тесно переплетаются и предания и исторически достоверные, отраженные в документах, события.
По одной из концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет после Андрея Первозванного, двое иноков, Сергий и Герман, пришедшие «из восточных стран» (возможно, из Греции), основали на одном из островов монашеское братство. К сожалению, письменные источники о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. < Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века.
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова. Об этом упоминает и святитель Игнатий Брянчанинов в своем повествовании о путешествии на Валаам.
«Не раз Валаамский монастырь подвергался опустошению от Шведов; не раз иноки его падали под острием меча, и землю, орошенную потом молитвенным, орошали кровью мученическою; не раз пылали святые храмы и хижины иноческие, зажженные рукою врага или неосторожности. Но местность Валаамского монастыря, его многообразные удобства для всех родов иноческой жизни, скоро возобновляли в нем черноризное народонаселение».
По окончании Великой Северной войны в 1715 году Петр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители.
Настоящим бедствием на Валааме в тот период были пожары, уничтожавшие все деревянные постройки монастыря.
Императрица Елизавета Петровна также прилагала усилия для его восстановления, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Такой немногочисленной братии сложно было восстановить монастырь
В 1782 году строителем в Валаамский монастырь был назначен иеромонах Назарий из Саровской пустыни. Игумен Назарий начал большое каменное строительство. Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди Валаамских колоколов — колокол в честь Апостола Андрея Первозванного весом в 1 000 пудов.
Наибольший подъём обители пришелся на тот период, когда в 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин (Кононов), который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Максимович Горностаев.
Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионафан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.
После паломничества монахов Обители в начале XX века ко Гробу Господню у Валаамских подвижников появилась идея превратить свою обитель в Северный Иерусалим, благодаря чему на острове появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета:
— гора Фавор,
— гора Сион,
— Кедронский поток,
— Гефсимания,
— гора Елеон,
— река Иордан,
— Мертвое море.
Частью Нового Иерусалима был и Воскресенский скит, построенный на горе Сион.
Из множества скитов, разбросанных по архипелагу, нам довелось побывать в Воскресенском, Коневском, Смоленско и в ските Всех Святых, куда раз в году на первой Неделе по Пятидесятнице, когда отмечается день Всех Святых, могут быть допущены женщины. Вот так Милостью Божией, не планируя поездку применительно к празднику, наша группа побывала на территории этого скита, в его Храме, и на праздничной трапезе.
А кто-то удостоился особой благодати — побеседовать с игуменом скита – отцом Серафимом, духовником братии
Этот скит интересен еще тем, что нижняя теплая церковь освящена во имя Всех Святых архимандритом Игнатием Брянчаниновым. Впервые мы столкнулись с необходимостью при входе в церковь разуться, оставив обувь за ее дверями, поскольку весь пол был устлан коврами. Необычно, но вполне объяснимо. Сложности с их уборкой и чисткой.
Богослужение при свечном паникадиле непривычно, но удивительно торжественно и красиво!
За алтарем скитской церкви находится несколько могил Валаамских старцев.
И еще интересное место нам довелось увидеть, походить по его тенистым дорожкам. Это – монастырский плодовый сад, возраст яблонь в котором превышает 100 лет.
Хорошо об этом саде сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «…под скалой разведен фруктовый сад, над которым колеблются и шумят зеленеющие вершины дерев, как бы готовых низринуться на сад, но удерживаемых далеко ушедшими в скалу корнями. Разительная, великолепная картина! Как приятно видеть селение человека, его руку, клочок земли, политый его потом, украшенный его трудами, среди огромных масс дикой, могучей природы!».
Нас встречало пышное весеннее цветение сирени, благоухание жасмина, а в саду — гроздья созревающей смородины.
Много всего, о чем можно было бы долго рассказывать.
Но самым главным и впечатляющим стало участие во всенощном богослужении в субботу и в Божественной Литургии – в воскресенье.
Как нам сказал наш экскурсовод, нижний храм – любимый монахами.
Неудивительно, — это поистине монашеский храм: сводчатый потолок, низкий иконостас, скромное свечное паникадило и два небольших – лампадных, небольшие окна. Справа от входа в храм находится самое святое место монастыря: здесь под спудом, в толще скалы покоятся мощи святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. В этом же храме находятся список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и икона Божией Матери «Валаамская».
К сожалению, в этом в храме не благословлялось фотографирование.
Впечатление от богослужения дополнялось необычайно красивым пением братии. Валаамский распев – это то, что отдельно от богослужения сложно воспринять. Нельзя ощутить красоту во всей полноте. Это пение возвращает силы в течение длительных, многочасовых богослужений.
Так трудно представить себе Валаам «многострадальным страстотерпцем», но многовековая история обители повествует нам об этом и в более поздние, после многочисленных опустошительных набегов шведов, периоды. Это время революционных и военных потрясений.
Обители не удалось их избежать. И только с 13 декабря 1989 года в день памяти апостола Андрея Первозванного на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители.
13 декабря 2005 года впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.
Под его мерный протяжный звон мы покидали «Богоизбранную обитель, пречудный остров Валаам».
Катер «Преподобный Серафим» стремительно удалялся от острова, а душа, сердце, мысли – еще оставались прикованными к этому святому месту. И как долго еще будут звучать в памяти: колокольный звон, хор братии, щебет птиц, а перед мысленным взором – сменяться картины строгой и величественной красоты, всплывать вроде бы — забытое, а на самом деле потаенно, до времени — сохраняемое.
(р. Б. Людмила)
Наши паломники делятся своими впечатлениями о поездке
Это моя вторая поездка на Валаам, и в плане духовном, как мне показалось, я почувствовала это место еще год назад.
Поэтому не стану описывать свою радость от пребывания на этом святом месте. Ею поделятся наши паломники, которым впервые удалось побывать на Валааме.
Для меня большой и неожиданной радостью стало то, что нам, женщинам открылись ворота скита Всех Святых, что бывает раз в год на праздник Всех Святых. Сопровождавшая нашу группу, экскурсовод Светлана рассказала о живших в этом скиту подвижниках, которые ныне покоятся рядом с алтарной стеной храма. Причем не все их них были насельниками и монахами, были даже трудники, отдавшие много лет своей жизни на служению Богу и людям.
Также меня очень удивила хозяйственная жизнь монастыря: здесь разводят и выращивают форель, есть своя ферма. В наше время городскому жителю не часто приходится видеть физический и хозяйственный труд, да и вообще оказаться в дикой природе. Ведь природа на Валааме недаром служила источником вдохновения для многих известных писателей и художников.
(р. Б. Анна)
Спасибо организаторам этой удивительной поездки. Впечатления от природного ландшафта острова сложно выразить словами. Ещё сложнее обрисовать ту удивительную возможность оказаться в, своего рода, машине времени, в прямом и переносном смысле. Во-первых, нам удалось снова вернуться в весну, увидеть цветение сирени и прочее. Во-вторых, окунуться в уклад жизни далеких времен детства и юношества, а, может, и не только прошлого, ведь, как известно, в монастырях время останавливается.
И, в-третьих, прикоснуться к святыням, дошедшим до нас сквозь века, и в некотором смысле — прикоснуться к вечности.
Спасибо всем, с кем довелось разделить трапезу на теперь уже далеком, но близком сердцу Валааме.
(р. Б. Григорий Шугай)
Прошло уже немало времени со дня возвращения из паломничества.
Поэтому с внутренним трепетом взялась за отзыв о поездке, боясь, что из памяти, из сердца, из души что-то исчезло бесследно.
Нет. Ничего не утрачено. Не ушла острота встречи, пребывания, расставания, не поблекли краски. И чувство не покидает, что Валаам во мне отпечатался, как след на скале, и исчезнет, когда разрушится камень. Когда побываешь в таком месте сложно написать кратко. Просто невозможно! Одна природа вызывает такой прилив поэтической энергии, что не узнаешь себя!
Но она – вся внутри. Излить все это на бумаге я бессильна. Ладога, серый складчатый камень, обрамляющий ее берега, крутые скалы, то – поросшие лесом, то, похожие на грубо сложенные стены. Так причудливо выглядит камень-минерал: габродиабаз, из которого растут и получают питательные вещества гигантские сосны, корни которых «стекают» вдоль камня. Там мало земли. Плодородный слой всего 20 см. Но при этом – обилие зелени, цветов. Внутренние озера – удивительные! Поросшие кувшинками, и очень теплые по сравнению с Ладожской водой.
Богослужения при свечном освещении, молитва вблизи от раки, где покоятся Сергий и Герман Валаамские, пение братии, сама атмосфера Валаамской обители, что-то непостижимым образом изменяло в душе.
Благословение отца Серафима, игумена Скита Всех Святых, дарованное перед отъездом с острова, чудесным образом завершило мое пребывание на дивном Валааме. Несмотря на долгое ожидание в длинной очереди, да еще незадолго до отплытия нашего катера, не было ни внутренней паники, ни тени беспокойства, что опоздаем. Пришли даже с запасом времени. А о расставании лучше, чем словами Гимна не сказать.
(р. Б. Людмила)
Хотя опять, сверкает море,
И манит свежестью пути;
Мне тяжело… В душе печаль и горе.
Скажу ль последнее «прости»?
Ах, зыбь души сильней, чем зыбь морская,
Вздыхая, каяся, скорбя,
Навек святыню покидая,
«Прости» твержу я про себя.
Впечатления продолжают выстраиваться. Главное, что после поездки осталось нечто светлое, то, что трудно передать словами. Не просто — память, а — след в душе.
Несмотря на недостаток времени для сна, утром, когда поезд приближался к Москве, встал пораньше. После утренних молитв на одном дыхании закончил книжечку о Валаамских старцах, где описывается их подвижническая жизнь на острове. Автор Янсон. Очень рекомендую.
(р. Б. Кирилл)
Благодарю Бога, настоятеля нашего Храма отца Игоря, благословляющего наши поездки, и ее организаторов.
Все было организовано настолько четко, что без пользы не была потеряна ни одна минута. Все духовно насытились, исповедовались, причастились, желающие из числа женщин пообщались со скитоначальником скита Всех Святых, схиигуменом Серафимом!
Это тоже Дар Божий, так, как женщин в этот скит пускают только один день в году на праздник Всех Святых.
Слава Богу за Все! Храни всех Бог!
(р. Б. Нина)