Паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

11 и 12 июня с.г. группа прихожан нашего Храма в составе из 17 взрослых и двоих детей — 9 и 12 лет, с паломнической целью совершила поездку в Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь.

Из Москвы выехали поездом в ночь с 9 на 10 июня.

Ночью 11 июня прибыли в Кемь, небольшой городок в Архангельской области. Устроились на непродолжительный ночлег (часа 3- 4) в портовой гостинице Рабочеостровска, пригорода Кеми, а в 7 утра отплыли на монастырском катере на Большой Соловецкий остров.

Пасмурно, сильный северный ветер, шторм около 3 баллов.

До Соловков плыли свыше 2 часов, много паломников страдало от укачивания. Как только катер подошел к острову, выглянуло солнце.

1

После гостеприимного приема в гостинице и обеда в монастырской трапезной мы совершили 4-х часовую автобусно-пешеходную экскурсию по Острову с опытным гидом.

2

Посетили Секирку, печально знаменитую массовыми казнями узников.

3

Там же находятся кладбище узников,

4

Поклонный крест в память новомучеников и исповедников Соловецких,

5

Вознесенский храм, в котором располагался штрафной изолятор,

6

Ботанический сад, в основном состоящий из многочисленных даров приезжающих на Остров гостей. Даже экзотические растения с Тибета. В их числе, подаренные ламой, бадан толстолистный и роза морщинистая (внешне — аналог нашего шиповника).

7

8

9

Собственноручно посаженная принцем Чарльзом пихта, прекрасно прижилась и отлично себя чувствует в весьма суровых условиях Соловков.

10

На территории Ботанического сада испили водицы из святого источника. По местному устному преданию, вода помогает тем, кто часто унывает. Экскурсовод, рассказавшая нам это, на себе испытала ее силу.

11

К сожалению, кроме водицы из источника, которую можно было набирать, сколько угодно, на территории Ботанического сада не благословляется сорвать даже травинку. И наша благая надежда привезти для посадки, хоть крохотный кустик, не оправдалась.

Нам было достаточно определенно сказано, что дары принимаются, посадочный материал не раздается.

12

Помолились у Поклонного креста за убиенных узников и отправились

в Обитель на вечернее богослужение.

Паломники подошли к Таинству Исповеди, предварительно соборно в дороге подготовившись.

На следующий день после короткого молебна у раки с мощами святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, все паломники приложились к открытым для поклонения мощам святых.

Во время Божественной Литургии в Спасо-Преображенском соборе все паломники Причастились Святых Христовых Таин.

По окончании службы соборно почитали Акафист святым преподобным Зосиме, Савватию и Герману перед раками с их мощами.

13

14

Затем с нами провели 3-х часовую экскурсию по Обители, рассказав об ее истории и основателях.

15

16

17

18

Погода в этот день в очередной раз убедила нас в ее непредсказуемости. Проливной дождь с сильными порывами холодного ветра явно не способствовали продолжительному пребыванию под открытым небом, но, похоже, это не смущала никого.

Группа в разноцветных дождевиках довольно бодро шествовала за экскурсоводом, внимая изобильной исторической информации, вместить которую могла только энциклопедическая память.

Удержать даже малую ее часть было практически невозможно в памяти, уже изрядно перегруженной предшествовавшей информацией об Острове.

Крайне ограниченное, всего лишь двухдневное, пребывание на Соловках, все же не помешало нашим паломникам посетить и лавки с книжной продукцией монастырского издательства.

В 19.00 отплыли на катере в Рабочеостровск. Опять сильный шторм (заливало палубу). В пути по благословению ехавшего с нами священника читали Акафист Николаю Чудотворцу.

Было видно, что паломники получили благодать: страдавших от морской болезни было гораздо меньше, чем по пути на Остров, и вообще, несмотря на усталость, у всех было радостное настроение. Переночевав в той же гостинице Рабочеостровска, 13 июня в 6-30 отбыли поездом, в Москву.

Небольшие заметки паломника. Духовные уроки.

Немного прошло времени, и появились кое-какие впечатления, несколько отстоявшиеся, после долгой, изнурительной, я бы даже сказала, отупляющей дороги (защитная реакция для нас, непривычных к таким путешествиям).

Как-то неожиданно пришло осознание того, почему первыми мучениками были родовитые, знатные люди. И осознание того, кто поддержит, встанет рядом, не оставит, а кто – раздраженно оттолкнет в сторону (самому бы выжить).

По сути, если задуматься, для многих это и испытанием не назовешь.

А для меня, опять же неожиданно, и не без помощи «мысли» на сей день года Феофана Затворника, возник вопрос: родился ли во мне христианин? Или я по сей день — во тьме и не вижу Господа? Воскрес ли во мне Христос? «Тьму эту разогнал ли свет воскресения Христова?».

Чтобы стало понятно, почему я связываю наше очень сложное путешествие, а для меня, чрезвычайно сложное, даже в чем-то мучительное, с высказыванием Феофана Затворника, приведу полностью эту «мысль» святителя на чтение Евангелия от Иоанна, XVI, 15-23.

«Господь говорит святым апостолам перед страданиями: «вскоре не увидите Меня. И опять вскоре увидите Меня». Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, — и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете», говорил Он, «и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно, необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?»

Выделенное жирным курсивом, — то, что и стало для меня открытием: на пути к совершенству мы и поражения терпим, и душа наша может и во тьму погрузиться, но приходит Господь и «печаль ее претворяет в радость».

Вот и со мной тоже. Отчаянные, малодушные мысли – тьма. Но, не посети они, Господа и не призовешь! И не без помощи людей, которых Господь посылает, эта печаль в радость претворяется.

А с этим и приходит осознание того, что надо учиться любить и благодарить. «Верою и любовью спасаемся». Но более – любовью», — сказал на проповеди отец Герман, иеромонах, духовник братии Соловецкого монастыря.

После подумалось, что веруя, — мы просим, а любя, — отдаем.

Ступив на Соловецкую землю, вместо радости от встречи, к которой очень долго готовилась, испытала непередаваемую придавленность, угнетенность, тоску и внутренний ступор, протест.

Иеромонах, с которым я поделилась столь неожиданно обрушившимся на меня состоянием, посоветовал воспринять это как искушение от врага, не обращая на него внимания.

А все то, что душа воспримет во время пребывания на этой земле, будет все более и более со временем раскрываться, поражая открытиями и изменениями в ней.

Может быть, открытия уже не замедлили, начали совершаться в душе.

Слава Богу за всё!

Благодарная Богу, паломница.

 

Колины Соловки. Воспоминания отрока-паломника.

 

001

 002
003004005006