В ветреный день 25 апреля 2015 года у нас состоялся практически семейный выезд в Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Семейный, поскольку с учетом наших обычных паломнических «девизий» группа из 13 человек – это просто скромная семья.
Монастырь был основан в 1374 году, в годы княжения в Серпухове Владимира Храброго, прозванного так за исключительную личную отвагу и сформированное им прекрасное войско, сыгравшее, кстати, не последнюю роль в Куликовской битве.
А непосредственным основателем стал приглашенный для этого князем преподобный Сергий Радонежский, пешком пришедший из Лавры вместе со своим любимым учеником, преподобным Афанасием, ставшим впоследствии первым настоятелем обители.
Название же «Высоцкий» монастырь получил от имени холма Высокий, на котором он расположен.
Главной святыней обители является икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», от которой получают исцеления одержимые пьянством, наркоманией, курением и другими недугами – душевными и телесными.
К сожалению, в советское время обретенная в 19 веке икона бесследно исчезла, и образ, который можно видеть сейчас в Покровском храме монастыря, был написан уже после возобновления богослужений в обители в 1991 году. Однако данное обстоятельство ничуть не повлияло на чудотворную силу образа «Неупиваемая чаша», и по сей день огромное количество людей получает исцеление по молитвам у него.
А мы по приезде сподобились попасть на молебен с акафистом перед этой Чудотворной иконой Божией Матери. И удивительно и то множество скорбных женских лиц, чьим единственным последним прибежищем стала молитва к Пресвятой Богородице, и то количество не только мужских, но и женских имен, поминаемых во время молебна, как страждущие.
Нашим экскурсоводом был один из братьев монастыря — иеромонах Нифонт, добродушный, веселый и вооруженный связкой массивных ключей, отчего и наводил на мысль об апостоле Петре.
После того, как батюшка обратил внимание нашей совмещенной с другими паломниками группы на то, что не все достаточно благоговейно и правильно подходят к святыням, и снабдил соответствующую инструкцию сведениями о возможном надлежащем возмездии за наследование оной, процесс приобщения к святыням пошел медленно, но такой сосредоточенности на лицах людей лично я не видела ранее ни разу.
Икона Похвала Божией Матери в одноименном приделе Покровского храма.
Второй нашей целью был Серпуховской Владычний женский монастырь.
Место закладки было открыто преподобному Варлааму (преподобный Варлаам Серпуховский), и ему же было указано, как монастырь должен быть наречен: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и то бысть Ея промыслом. Егда падох, — видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени».
Как рассказала нам экскурсовод, многие иконы в монастыре часто мироточат, но, к сожалению, мы это увидеть не сподобились.
Занятным обстоятельством стало то, что при монастыре существует небольшое хозяйство с не совсем ожидаемой для такого места живностью: в большом вольере, соседствуя с какими-то, как показалось, породистыми курами, живут 4 пары павлинов. Глядя на павлина, невольно озадачиваешься мыслью о том, что сторонники теории эволюции, очевидно, никогда не видели эту птицу, поскольку в противном случае, теория не просуществовала бы и часа.
Кстати, павлин – герб Серпухова.
А из окна одного из монастырских корпусов высовывался вот такой обитатель.
Постреволюционная история обители, конечно, не отличалась оригинальностью, и вела монастырь через постепенное руинирование (продемонстрированное нам экскурсоводом на фото), расквартирование сил авиации к новому рождению в наши дни. На сегодняшний день, монастырь уже предстает почти во всем своем благолепии, и только кое-где еще встречаются строительные леса.