Новый сезон паломничеств набирает обороты, постепенно продвигая нас все дальше от Москвы.
Канун Великого поста ознаменовался для нашего прихода поездкой в Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском.
Обитель предстала перед нами уже частично отреставрированной, тихой, а покой и безлюдье нарушались только парой групп паломников и стайкой исключительно упитанных кошек.
Главный храм монастыря – Успенский собор 17 века, — потомок деревянного храма, первоначально возведенного на этом месте самим преподобным Иосифом. Помимо верхнего и нижнего храмов в нем расположен некрополь с захоронениями семьи Гончаровых.
Но не только Гончаровы нашли в обители Преподобного место своего последнего упокоения. Под стенами Трапезного храма похоронен Малюта (Григорий) Скуратов-Бельский, чей отец, кстати, подвизался в данном монастыре иноком.
Примечательно, что Малюта сыграл в судьбе монастыря не последнюю роль, поскольку именно благодаря ему в монастыре появилась одна из его главных святынь – Волоколамская икона Божией матери. Когда-то, памятуя о помощи Богородицы русскому народу при нашествии Тамерлана, Малюта принес обет построить в Иосифо-Волоцком монастыре церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери и перед ее закладкой передал монастырю точный список с Владимирской иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля.
Сейчас Волоколамская икона Божьей матери находится в нижнем храме Успенского собора наряду с мощами преподобного Иосифа, рака над которыми сохранилась с 17 века.
Кроме этого в нижнем храме можно приложиться к иконам, переданным обители ее бывшим наместником – митрополитом Питиримом, — и ранее находившимся в его рабочем кабинете в когда-то возглавляемом митрополитом Издательском совете Русской Православной Церкви.
Стены верхнего храма, удивительного по своей красоте, сохранили росписи 1909 года, только частично поврежденные в результате взрыва колокольни.
Вообще монастырь удивляет историчностью своего убранства – древность икон, иконостас 17-18 века, паникадило 18 века. Но, к сожалению, и его (иконостаса) коснулась проблема выбора между сохранением целостности древних икон и возможностью помолиться перед ними, разрешенная, как это часто бывает, не в пользу последнего. Так иконы из нижнего ряда иконостаса оказались в музее Андрея Рублева.
Что касается колокольни, то ее земной путь прервался в Великую Отечественную Войну при отступлении наших войск, — дабы не вводить в соблазн немецкую авиацию она была взорвана. То, что осталось, прикрыто небольшим деревянным шатром и терпеливо ожидает своего восстановления |
А вот это уникальное дерево заслуживает отдельного упоминания. Рыжий дуб сбросит свои листья только в мае – одновременно с появлением на нем свежей листвы! |
Но посещением монастыря мы не ограничились и направились в расположенное неподалеку село Спирово, славное дивной красоты церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы.
К сожалению, фотографирование в самой церкви было настрого запрещено, но мы настоятельно рекомендуем найти «санкционированные» фото и оценить это удивительное место. Интересно, что это один из немногих наших храмов, имеющих в своем убранстве скульптурные изображения, – справа от алтаря находится большая фигура Николая Чудотворца в полном архиерейском облачении.
А чуть ниже, под горочкой, оказался святой источник с купелями, куда, несмотря на оледенение подходов к ним, некоторые из наших паломников все-таки отважились погрузиться.
Но самой причудливой оказалась система забора воды из колодца. Для наполнения емкостей требовались огромный половник с более чем метровой ручкой, воронка и двое страждущих, поскольку управиться одному с тремя видами инвентаря (включая бутылку) было решительно невозможно.