Паломничество на Святую гору Афон. Май 2012 года.

В первой половине мая 2012 г. по благословению настоятеля строящегося храма Иверской  иконы Божией  Матери  в Беляево (г. Москва) члены церковной общины совершили паломничество на Афон.

Целью пребывания в монашеской республике было не только посмотреть святые места, поучаствовать в душеполезных беседах с монашествующими, но и помолиться совместно с ними. Кроме того, мы собирались сделать список  Иверской  иконы Божией  Матери, находящейся в греческом монастыре Иверон. Этот образ будет у нас храмовой иконой в новостроящемся Церковном Комплексе.  В состав нашей группы входил иконописец Валерий Поляков, у которого уже был опыт работы в монастыре Ватопед  при написании списка образа «Всецарица».

Перед поездкой мы подготовили  иконную доску, соответствующую размерам афонской иконы «Портаитисса». Трудность воссоздания образа заключалась в том, что нужно было восстановить особенности композиции и изображение одежды, т.к эти детали находятся  под окладом иконы. Открытые части: лики и руки Богородицы и Младенца Христа, затрудняли написание, т.к. за многие века потемнели, и необходимо было при копировании зрительно убрать этот налет времени. В процессе работы применялись технологии и материалы, используемые  мастерами иконописи  X – XIII веков.

По благослолению игумена Иверского монастыря, мы приложили иконную доску к чудотворному образу и прочли акафист. Монах  (главный хранитель чудотворной иконы),  по чину монастыря, помазал доску елеем из лампады,  горящей у святыни.  Трогательно было видеть, как вновь приходящие паломники с молитвой и слезами прикладывались к Иверской святыне, а за тем, к её не законченному списку. После чего  мастер приступил к письму образа в предоставленной иконописной мастерской.

Мы прославляли и благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за милость, проявленную к нам грешным.
Пока Валерий писал икону, мы, молясь о том, чтобы Бог благословил его труды,  совершили  незабываемое  путешествие по благословенной афонской земле. Мы все время чувствовали  духовную поддержку и молитвы за нас из далекой России, которые возносили наши близкие и  вся община. Они  были с нами, в наших сердцах …

Пребывая в монастырях, мы участвовали в богослужениях, подходили к таинству исповеди (Покаяния)  и святого Причастия, знакомились с укладом монастырской жизни,  историей и традициями обителей. Прикладываясь к  мощам святых угодников Божиих, находясь перед которыми теряешься от их значимости – это непередаваемо, когда прикасаешься к этой  духовной вечности. Мы испытывали такую благоговейную радость и такой душевный мир, которые трудно выразить словами.

Афон – одно из немногих мест на земле, где вдали от  мирской суеты, начинаешь ощутимо чувствовать  Промысел  Божий, который  действует через людей, тебя окружающих. Все находящиеся там таинственным, непостижимым образом объединяются в один духовный организм и дарят друг другу ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ, опыт, данные нам милостивым Отцом нашим. Мы иногда сами не ведаем, что являемся участниками Божественного замысла, но чувствуем, что нужно только быть смиреннее и внимательнее, чтобы довериться  воле Божией  и научиться принимать Его милость.

При  благодатной помощи Царицы  Небесной – Игумении Горы Афонской – мы совершили  восхождение на вершину, где находится Преображенский храм. По преданию, именно там совершится последняя на земле, перед Вторым пришествием Иисуса Христа, литургия. Подъем и спуск вместе с короткой ночевкой в часовне  «Панагия» заняли около суток.  Из двух недель, которые мы провели в Греции, это был физически самый тяжелый момент нашей поездки. Но именно в этих суровых и полных искушений условиях мы испытали на себе поистине евангельские  ЛЮБОВЬ и ЗАБОТУ, проявленные к нам екатеринбургскими братьями-паломниками, какие редко встретишь в наше время. Низкий им поклон.

От всего нашего прихода, благодарим  игумена Иверского монастыря Нафанаила, игумена  Русского Свято-Пантелеимонова монастыря  Иеремию, духовника обители архимандрита Макария и иконописца монаха Ефрема, за молитвы и всемерную поддержку при  создании  благодатного списка  Иверской иконы Божией Матери.

В связи с возрождением Православной веры и строительством новых храмов, мы надеемся, что приобретенный нами опыт может быть полезен как иконописцам, обустраивающим и украшающим Церкви, так и простым паломникам. Мы готовы поделиться всем, чем обогатились на благословенной Афонской земле, и  оказать содействие в организации поездок в Грецию по святым местам.

р.Б. Александр, Валерий, Валерий, Валерий, Георгий, Сергий.

 

Одиссея к Иверону

Ступин Валерий, раб Божий во Христе.

Господи! Не по трудам нашим, а по милости Твоей!

Моя Одиссея к Иверской иконе Божией Матери началась давно, лет двадцать назад.

Идет 1993 год, развал великой страны, развал промышленности, растление душ нетронутого рынком советского народа. Я был главным конструктором  завода счетно – аналитических машин – «САМ», 5500 человек работающих, рядом  Богоявленский собор. И когда у тебя на глазах разваливалось все, чем ты творчески жил, утешение можно было найти только в Церкви.

Встал вопрос о создании красного угла в доме. Я поехал покупать иконы на Пречистенку.

У нас, в России, в основном в почете «Владимирская»  или «Казанская», но таких в магазине не оказалось. Я купил икону Спасителя и пошел довольный к метро «Кропоткинская». И вдруг перед самым метро какой — то внутренний голос мне говорит:

А почему ты не купил мою икону «Иверскую»? Иди и возьми. Не пожалеешь!» Голос был материнский, ласковый и требовательный. Я стоял в замешательстве у метро минут 30. И двинулся было в метро, но внутри все сопротивлялось и как бы говорило: «Ты что дурачок, это же тебе во благо». И опять голос: «Иди, возьми мою икону». Ну, я и пошел. Спрашиваю продавца про Иверскую  икону и она из под прилавка достает чудный образ, который так гармонично подходил  к иконе Спасителя, что я не раздумывая взял икону. А ведь я тогда даже названия не знал – «Иверская». С этого дня я постепенно воцерковлялся  с ориентацией на  великий образ благой Вратарницы, с таинственным наименованием Н  ПОРТАНТНСА ТОН ИВИРОН (Вратарница) и еще НЕЛЕОУСА (Милующая).

Не буду рассказывать сколько раз она спасала меня от необдуманных поступков, хочу вас заверить – ОНА настоящая Заступница.

Зима была тяжелой в этом году, я был измотан, хотелось глубокого отдыха, погреться на берегу теплого моря, отоспаться вдоволь и т.д. И мы с женой на Благовещение  после службы в Оптинском подворье в Ясенево собрались поехать в центр покупать тур в Египет, а перед этим  я ей предложил пойти к источнику у нас в Коньково,  где по слухам начали строить новый Православный храм, что мы и сделали. И все произошло по промыслу Божию (горе вам неверующие) Он опять привел меня к Иверскому образу.
В результате встречи в Коньково с Сергеем, Валерием, Александром  я уже вечером, получив благословлении от своего батюшки Василия, готовился к поездке на Афон. На следующий день познакомился с настоятелем новостроящегося храма Иверской иконы Божией Матери отцом Игорем и тоже получил от него благословение на паломничество. В общем 29 апреля я  ночью на перекладных был в Салониках в Греции.


В монастыре Иверон  (первый день)

На пристани Иверона нас встретила … собака. Мы с Валерием Синером вынесли доску будущей иконы из парома на берег и встали передохнуть. Я наклонился к доске и стал поправлять веревки обмотанные вокруг доски и вдруг ко мне в лицо стала тыкаться и ластиться собачья морда. Я стал гладить голову собаки и хотел погладить ее спину как в ужасе отдернул руку. Вся спина собаки была покрыта язвами и коростами. Мне было ее жалко, пес был ласковым и чуть — чуть скулил. Но я не мог заставить себя еще раз погладить ее.  И почему-то подумалось:  «А как же Бог, видя нашу душу покрытую язвами и пороками любит и милует нас, и не брезгует ….»

Вообще в Ивероне творилось что- то невообразимое у меня перестал работать телефон. При нахождении сети информация в телефоне крутилась как бешеная. Почему- то быстро стала разряжаться батарея телефона и я не мог найти зарядное устройство. Я очень расстроился,так как не мог сообщить в Москву о себе и как дальше быть если я  в Салониках в сумке забыл зарядное устройство. И вдруг  внутренний голос сказал: «Не фотографируй, не позорь мой образ!» Кто сказал? Почему нельзя? Было интересно и загадочно, все звонят, а я не могу и чтобы себя не соблазнять, я телефон выключил. Скажу заранее, когда мы уезжали из Иверона, и пришли к пристани, я в своих вещах нашел зарядное устройство, включил телефон и он отлично работал. Я вспомнил, что в юности я посмеивался над своей бабушкой, которая запрещала фотографировать ее и с неодобрением относилась к тем, кто фотографировался. А ведь она была очень верующим человеком, и молилась утром и вечером, ездила в храмы в советское время. В чем здесь загадка? Мне еще предстоит разобраться, но вернемся к Иверону.

И встреча с иконой, и пение акафиста, и монастырь, и источник Богородицы, и приложение к мощам, которых столько, что начинаешь теряться в их значимости —  все было непередаваемо. Я мужик, а глаза были влажные. Спать не хотелось. Полночи до службы я сидел у часовни. Было тепло, тихо – тихо, звезды на небе и из открытого окна часовни теплый свет от лампадок у иконы… Я ощутил это понятие, часто употребляемое в животном смысле в миру и совсем другое, правильное, истинное, духовное — «ЛЕПОТА !» Подумалось, почему мои близкие не могут лицезреть всего этого прекрасного? Раньше в советские времена я часто выезжал за границу как главный конструктор, а мои близкие не могли и жили моими рассказами. А сейчас за границу ездят все и это здорово. Может пройдет время и доступ к Иверону тоже измениться?

Но лукавый не дремлет и во время  отъезда из Иверона  было серьезное искушение. Нам открыли храм, чтобы мы приложились к иконам и мощам, и я когда взял свечку и стал в щель ящика бросать деньги за свечку, то вместо 5 евро случайно бросил 50. И так заныла жадоба, ну прямо всего покрыла. И захватила она меня  где- то секунд на тридцать и вся лепота моя исчезла, и посрамлен я был. И так захотелось отмыться, исповедаться, но надо было уезжать. И как я себя корил. Ехал за тридевять земель, для долгожданной встречи, а пожалел … для нее …

А исповедаться мне довелось только через день, но до сих пор чувство стыда до конца не остыло.


Монастырь Ватопед (второй день)

Ощущение как из провинции в Москву. Масса паломников, монастырская лавка в очередях, приветливые монахи и всем рады.

После ночной службы выносят пять реликвий одна другой значимей.

Пояс Богородицы, частица от Креста Господня, частица от Трости страстей Господних, мощи ап. Луки и мощи Свят. Григория Богослова. И ко всему этому можно приложиться и  помолиться перед ними и никто не торопит тебя, а с пониманием ждут своей очереди .Когда поясок Богородицы был  в Москве, то жене и дочери удалось прикоснуться к нему, а мне нет. И я с сожалением сказал им: «А я летом в Ватопед съезжу», совершенно не задумываясь о сказанном. А вот как Божий промысел работает. Я в Ватопеде, и стою, и молюсь перед пояском Пречистой. Слава Богу!

А икона «Всецарица» очаровывает. Ну как можно ТАКОЕ создать рукотворно? Какой душой и талантом надо обладать? А ведь все это есть сейчас и  рядом с нами. Ну например.  Идет ночная служба, тяжело  стоять, ноги ноют, хорошо хоть легко молиться. Рядом монашек, мальчишка, худой, бледный, креститься, видно, как сон одолевает его, но бодрствует, молиться.

Что его привело сюда в нелегкую монашескую жизнь, когда его сверстники сидят в барах, потягивают пиво, обнимаются с девочками. Мы молимся –Господи направь нас на путь праведный заблудших — а часто пути не находим, а ему лет 20 и он уже нашел и как нашел, я в свои 60 еще брожу.


Св. Пантелеймонов монастырь (третий день)

Велика и широка матушка Россия! Вот такой и монастырь твой на Афоне! Красив и величавен! Купола так и сверкают. А какая служба, какой братский хор! Такие верхние ноты редко кто берет и из оперных теноров. Ощущение праздника.

Но опять лукавый не дремлет. У Сергея заболела голова, и он попросил почитать записки, как это мы делали во всех храмах. Прочел я где то штук 20 и  вдруг на записке о упокоении от одного имени   пошло ощущение  резкого ожога на моей левой руке, держащей записки. И этот ощущение ожога стало подниматься вверх по руке. Я невольно хотел выбросить записки, но  смог быстро положить их на ручку стоящей рядом стасидии, на которой сидел монах, и стал правой рукой очищать левую руку, как бы сбрасывая боль на пол, как если бы рука была облита горячей водой. Я перестал читать записки, думая: «наверно, этот кто — то был колдуном или некрещеным». И оказывается я совершил грех. Надо было читать записки дальше, а не поддаваться на искушение. Это я узнал потом, на исповеди. Оказывается, что и у монахов читающих псалтырь такое бывает. И даже хуже — псалтыри из рук выбивает. Не нравиться нечистым молитвенное поминовение наших близких.


Монастырь Иверон (четвертый день)

Мы приехали за нашей доской для иконы. И поскольку мы нарушали устав монастыря, восхотев написать икону в самом монастыре, нас как бы не замечали. Но мы спрятали свою гордыню и стыд в рюкзаки, с русской удалью и благоговением неоднократно пели акафист Иверской иконе Божией Матери. В результате нам открыли часовню Иверской иконы Божией Матери. Мы  поставили нашу доску для иконы и воду от источника, прямо  под святыней. Спели дружно акафист. Монах Паисий, главный хранитель иконы, по чину монастыря приложил  нашу доску к иконе, помазал доску елеем и благословил написание иконы, а заодно и нас. Мы крепко обнялись с монахом, и он нам пожелал хорошей дороги. Думаю, мы  все испытали чувство, которое ощутил Одиссей, когда добыл золотое Руно. Прости, Господи, меня за такую аналогию.
Скажу только одно, я уезжал с величайшей грустью из Иверона. Это мое место. Надеюсь, что приеду еще раз.


Св. Пантелеймонов монастырь (четвертый день)

Отстояли службу. Приложились к мощам. Подошли к кладбищу. Попытались осмыслить текст стихотворения о смысле жизни. Скажу честно, окончательного понимания смысла жизни у меня ясности так и нет, хотя изучал философию, немного теологию и пожил немало, и прочитал эти стихи. Надо искать свой путь к Богу Все вроде бы правильно и понятно.

А где-то внутри какая-то недосказанность.

Поинтересовались Светописанной иконой Божией Матери. О таком явлении Богородицы читал раньше, а вот икону видел впервые. Очень красивая.

Какие все-таки приветливые монахи на Афоне. И люди на Афоне ведут себя по другому, по христиански. Молодой человек, узнав, что мы хотим идти на гору Афон, отдал мне свою трость. Я ее тоже потом отдал Сереже, а Сережа отдал Валере и пошла она всем помогать. Может и к вам придет.


Скит Св. Анны (пятый день)

Монастырь находиться 400 метров над уровнем моря. И мне, накупившему икон в Москву, тяжело достался подъем. Разболелась сломанная нога. Хорошо нас быстро поселили. Рябят увлекли паломники из Екатеринбурга на дальнейший подъем в гору, а я остался с сыном Валерия — Георгием, в скиту Св. Анны. Мне раньше сообщили, что тут в скиту живет старец, и я поинтересовался как его найти. И монах, у которого я про старца спрашивал, показал на море, на парапет. Я заглянул  за парапет и увидел там человека с бородой, но одетого наполовину в мирскую одежду.

Монах сказал, что зовут его «падре Никифор» Я его так и окликнул. Но он притворился, что меня не слышит. Я окликнул еще, и еще. И тут он по русски мне: «Какой я тебе падре. Давай спускайся вниз».
При встрече он сказал, что для меня он «Отец Никифор». Строгий, пронизывающий взгляд, требователен к себе и ко всем окружающим, сказал, чтоб я забрал деньги, которые я положил ему в пакете с подарками (я эти деньги положил потом в ящик «на помощь храму»). Мы были с Жорой, у которого был вопрос «Жениться или  не жениться?» самый больной вопрос для мужиков. И я со своим вопросом «Как построить церковь, когда нет денег?» Мы с ним проговорили больше часа. Я вообще не понимаю как такое может быть, мне 63 года, я что-то знаю о жизни, всего добивался сам, умею командовать. А перед ним как ученик младших классов.

Вот и все дорогие мои, братья и сестры!

Итог моей поездки таков, сколько ни набирайся знаний, сколько не путешествуй, а всегда кто-то найдется мудрей и ученей тебя. Так и умрешь дурак  дураком.

Второй итог: Вера без дел мертва. Набирайтесь знаний, путешествуйте, учите и читайте новые молитвы, не забывая старых, помогайте храму как родному дому своему, будьте на стороне добра не только в делах, но и в мыслях своих, и во всех делах пусть вас будет всегда  двое: БОГ и ты. И тогда кто-то на ваших похоронах скажет: «А он был не глупым человеком!»