Паломническая поездка в Кострому. Март 2015 года.

К весне мы, наконец, вышли на высокие обороты, и отправились в двухдневное путешествие в Кострому. Главной нашей целью был Ипатьевский монастырь, именуемый колыбелью династии Романовых. Но первое, чем нас встретила Кострома, была, разумеется, гостиница. И вот она заслуживает отдельного упоминания. Когда-то это была резиденция местного владыки  — архиепископа Костромского и Галичского Александра. Нынешний владыка, очевидно, пребывает в другом месте, а прекрасное здание, изначально, кстати, бывшее корпусом одного из монастырей, стало гостиницей.

Обед был подан (учитывая обстановку, иного оборота не напрашивается) в бывшем зале для приемов, размерами напоминавшим вполне солидную бальную залу.
В номерах стояли аналои с иконами, а из окон открывался потрясающий вид на Знаменский храм, реку и панораму города.

С точки зрения цели нашего паломничества в Костроме были три знаковых места: первое – где была обретена Феодоровская икона Божией Матери; второе – где будущий царь Михаил Романов был благословлен святым образом на царствование; третье – где Феодоровская икона находится в настоящее время.

Несмотря на то, что продвигались мы по маршруту в порядке, не соответствующем развитию исторических событий, далее рассказ наш пойдет сообразно ходу истории.

Примечательно, что образ Феодоровской иконы Божией Матери приписывают авторству апостола Луки.

Считается, что данная икона находилась в городе Городец близ Костромы, однако после разорения города исчезла. И вот однажды, как сообщает легенда, костромской князь Василий (хотя, относительно этого существуют различные точки зрения), проезжая через лес, увидел на дереве икону, в которой позднее очевидец событий в Городце узнал тот самый исчезнувший образ.

Свое наименование икона приобрела также необычным образом. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской говорит о том, что за день до чудесного явления в Костроме люди видели человека, одетого в необычные доспехи, несшего эту икону. Описание этого человека соответствовало образу святого великомученика Федора Стратилата.

Сейчас на месте, на котором, считается, когда-то росло то самое дерево, стоит  Храм Спаса на Запрудне, а пень дерева служит основанием одного из престолов.

Чудес с иконой связано немало, однако важнейшим для нашей истории является событие, произошедшее в 1613 году и положившее конец долгому удушью смуты.

Решение Земского собора об избрании на царство Михаила Романова пришлось на момент, когда тот вместе с матерью, инокиней Марфой, пребывали в своей вотчине в селе Домнино близ Костромы. Дошедшие до них вести о плане поляков, чей королевич Владислав сам метил на российский престол, помешать этому воцарению во что бы то ни стало, вынудили юного Михаила вместе с матерью искать более надежного укрытия, которое и было обретено за 9-метровыми стенами Ипатьевского монастыря (именно такой укрепленностью и объясняется выбор укрытия, поскольку, например, костромской кремль имел куда более низкие стены, бывшие к тому же деревянными).

Именно сюда, по льду реки Кострома, пришло посольство из Москвы с прошением приять выбор Земского собора, что в результате и произошло, однако не без серьезных сомнений и колебаний со стороны Михаила и его матери.

И именно здесь 14 марта 1613 Михаил Романов был благословлен на царство Феодоровской иконой Божией Матери.

Когда-то преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец предсказал будущей жене Ивана Грозного, Анастасии Романовой, царственное замужество, а всему роду Романовых – славное будущее.

В Троицком соборе монастыря находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, которая считается даром царя Михаила Романова.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была разрушена в 1934 году, причем телеграмма, в которой сообщалось о принятом решении сохранить храм, была намеренно спрятана и снова извлечена, как затерявшаяся в процессе пересылки, только после того, как от церкви ничего не осталось.

В 2008 году, после визита в обитель Президента России Дмитрия Медведева, обещавшего оказать помощь в восстановлении храма, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, наконец, отстроили заново.

Кстати, в монастыре побывали все главы нашего государства постсоветского периода, и каждый внес свою лепту в его восстановление.

А вечерняя служба проходила в надвратной церкви Хрисанфа и Дарии.

Учитывая, что у нас за спиной были шестичасовая дорога с просветительскими повествованиями неутомимых чтецов и экскурсия по монастырю, некоторая усталость к началу службы была неудивительна. Однако при первых звуках необыкновенного хора Ипатьевского монастыря, по признаниям многих наших паломников, образно говоря, спины выпрямились, глаза открылись, а с усталого сознания спала пелена. К вящему огорчению некоторых из нас оказалось, что эта жемчужина, по мастерству сравнимая с наиболее известными монастырскими хорами, не имеет аудиозаписей, и поэтому пришлось ограничиться  «карманной» диктофонной записью.

А наутро, после Литургии, игумен монастыря архимандрит Петр произнес замечательную проповедь о посте и, в частности, недопустимости либерализации церковных канонов, предписывающих соответствующий пост в различные периоды, например, перед Причастием, что является своего рода подготовкой ко встрече с Господом, и появление перед Ним в несобранном состоянии недопустимо. Закончил проповедь  отец Петр пожеланием ревности о настоящем посте.

Наконец, последней нашей целью был Богоявленско-Анастасиин монастырь, где сейчас и находится Феодоровская икона Божией Матери.

И вот тут произошло следующее. В первый день нашего паломничества вдруг пришло известие о том, что Феодоровская икона, ради которой мы все приехали, увезена в Екатеринбург! Однако экскурсовод, сопровождавший нас во второй день, удивившись такой новости, сказал, что ничего подобного не слышал. Ровно то же мы услышали и от встретившейся нам по приезде в Анастасиин монастырь монахини. Икона была на месте, а сообщение о ее отсутствии так и осталось для всех загадкой.

Архитектурная уникальность монастыря заключается в том, что алтарь Богоявленского собора снаружи выглядит как самостоятельный храм – на фото видны его золотые купола.

Завершилось наше паломничество обзорной экскурсией по замечательному уютному патриархальному городу, бывшему еще совсем недавно объектом практически мистической ненависти большевистской власти, которой не давал покоя факт зарождения именно здесь Царского дома Романовых, как символа православного самодержавия, чьего уничтожения они так фанатично добивались.

Однако, несмотря ни на что, стоит Кострома, хранимая святым образом Феодоровской иконы Божией Матери, и бережет память о тех событиях 400-летней давности, когда пылающая в огне смуты Россия, как это уже не единожды было, вновь поднялась из пепла, вернувшись на свой единственно верный, обусловленный ее богоносной миссией, исторический путь православной самодержавной государственности.