По благословению настоятеля храма Иверской иконы Божией Матери группа паломников совершила поездку на древнюю Новгородскую землю, славную своей историей и великими святыми угодниками Божиими.
Начало паломничеству было положено нашим пребыванием в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском женском монастыре, куда мы прибыли 11 февраля после продолжительной дороги.
Во время, проведенное в пути, участникам поездки была рассказана история обители и Житие преподобного Варлаама Хутынского, история Великого Новгорода и значимых его святынь – Софийского Собора, иконы Божией Матери «Знамение», о святых, чьи честные мощи почивают в Соборе.
История обители уходит в глубокую древность. От времени ее создания нас отделяют 10 веков.
Ее основателем был один из самых почитаемых святых на севере Руси, освятивший своими молитвами место, которое по народным преданиям находилось под властью нечистой силы. От того и называлось оно Хутынь, то есть «худое место».
Его посмертное почитание было так же велико в Великом Новгороде, как и преподобного Сергия Радонежского в Москве.
Преподобный Варлаам (в миру – Алекса Михалевич, как о нем говорит летописец) жил в XII веке, был сыном богатых новгородских бояр Михаила и Анны, отличавшихся благочестием. Свои детские годы он провел в Новгороде. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей он, раздав все свое имущество бедным, принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения.
Он вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова для отшельнического жития, где, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.
С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом, над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей, были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Много чудес связано с именем Варлаама Хутынского, которые не оборвались с его кончиной. В середине XV века новгородский архиепископ Евфимий освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.
Ныне святые моши преподобного почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.
Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. Во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василии Иоанновиче), Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 19 ноября.
Паломники прибыли в обитель к началу вечернего богослужения. Разместившись в отведенных нам келиях, поужинали в гостеприимной трапезной, поспешили на Всенощную службу.
Рано утром до начала Литургии группа отправилась помолиться на Святую горку, землю для которой преподобный Варлаам наносил в скуфейке.
Затем соборно читали Акафист святому преподобному Варлааму Хутынскому, молились перед ракой с мощами святого угодника.
Все паломники подошли Таинству Исповеди и Святого Причащения. После Божественной Литургии участвовали в водосвятном молебне с помазанием по его завершении освященным елеем.
После трапезы паломники направилась в Собор Святой Софии – древнейший храм Великого Новгорода.
С благоговением паломники помолились перед древними чудотворными иконами: Божией Матери «Знамение» и Софии Премудрости Божией,
Поклонились честным мощам святителя Никиты епископа Новгородского, святого благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого благоверного великого князя Александра Невского), святой благоверной великой княгини Анны Новгородской, святого благоверного князя Владимира Ярославича, святителя Иоанна Новгородского, святителя Григория Новгородского, святого благоверного князя Мстислава Храброго.
Надо сказать, что Собор мы посетили накануне дня памяти святителя Никиты Новгородского 13 февраля, где все было торжественно и празднично украшено и подготовлено к богослужению, которое возглавит Лев, митрополит Новгородский и Старорусский.
После Собора подошли к памятнику «Тысячелетие России», стоящему в центре кремлевской площади, воздвигнутому в 1862 году.
Этот величественный монумент, увенчанный шаром с крестом, напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России.
Шар с крестом – держава. Это символ царской власти.
Рядом с крестом Ангел — символ православия, коленопреклоненная перед ним женщина — Россия.
Вокруг шара-державы размещены шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи.
В годы Великой Отечественной войны немцы готовились увезти памятник в Германию.
От Кремля до вокзала была проложена узкоколейка, начался демонтаж монумента. Крепежные болты перерубали зубилами, а фигуры сбрасывали с высоты. Но увезти памятник все же не удалось, 20 января 1944 года началась Новгородско-Лужская операция, фронт был прорван и немцы спешно покинули Новгород.
Памятник решили восстанавливать. Не было металла и техники.
Используя рельсы, немецкую вагонетку и мужицкую смекалку, восемь рабочих в голоде и холоде, во главе с реставратором Н.А.Чернышовым подняли монумент 2 ноября 1944 года, как символ: жива Русь, поруганная, но не покоренная.
Вышли за стены Кремля и полюбовались с Софийской стороны на Горбатый мост, на Волхов, на простирающуюся на противоположном его берегу Торговую сторону с возвышающимися куполами Антониева монастыря, стройные арки торговых рядов, и, мысленно попрощавшись с Господином Великим Новгородом, городом-крепостью на северных и западных границах и духовным оплотом православной Руси, отправились в обратный путь.