Октябрь 2019г Паломничество в Себино – на родину святой блаженной старицы Матроны Московской

После краткой молитвы в храме блаженной Матроны Московской, благословленные батюшкой, перед отправлением в наше очередное путешествие из пределов московских, прославленных подвигами и покровительством святой матушки Матроны, мы отправились в Тульскую область в село Себино, откуда начинался путь к святости, предреченного святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским — «восьмого столпа России».

Первым местом нашего паломничества стал Свято-Успенский мужской монастырь в Новомосковске. В этой обители находится та самая икона Божией Матери, написанная по заказу блаженной Матроны Московской – «Взыскание погибших».

Выехав погожим утром в субботу 19 октября, в Новомосковск мы прибыли довольно скоро, не сделав ни одной из традиционных для дальних поездок остановок. Молитвенная и повествовательная – это те составляющие, которые чаще всего позволяют не останавливаться, если все, о чем идет речь в пути глубоко увлекает путешественников.

Но в этот раз в рассказе о Свято-Успенском мужском монастыре, в котором мы уже однажды побывали в октябре 2014 года прозвучало то, что меньше всего ожидали услышать участники того паломничества – о смерти 6 апреля 2018 года основателя и первого игумена монастыря — архимандрита Лавра. Думается, чтобы отдать дань памяти этого, не ошибусь, удивительного человека, уместно начать повествование именно с краткого рассказа о нем.

Эта обитель родилась на месте молитвенного дома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, первой православной общины Новомосковска, образованной в 1990 году. Помещение было арендовано у местного кафе. В августе 1991 года настоятелем молитвенного дома и благочинным Тульского округа был назначен иеромонах Лавр.

В 1995 году на месте первого прихода указом Синода Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был основан Свято-Успенский мужской монастырь, первым наместником которого стал иеромонах Лавр (Тимохин). В монашество он был пострижен в 1990 году после смерти супруги, всего же в священническом служении отец Лавр провел 36 лет своей жизни. Во время богослужения Великой Пятницы 6 апреля 2018 года, накануне Благовещения Богородицы бессменный наместник Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска отошел ко Господу.

Это сообщение на пути к обители нас поразило, еще более сложно было соотнести это с тем, что нас не встретит отец Лавр, как это было в октябре 2014, когда он знакомил нас с обителью. Поражала его простота, скромность, любовь к людям, доброта, чувство юмора. Только в процессе общения выяснилось, что наш провожатый – не просто монах, по послушанию «выделенный» для сопровождения паломников, а ни больше-ни-меньше — архимандрит, наместник монастыря, благочинный всех епархиальных монастырей, благочинный 3-х округов, член епархиального совета, председатель ревизионной комиссии, член областной комиссии по помилованию, член конфликтной комиссии… И это не полный перечень!

Очень точно сказал неизвестный автор в своих воспоминаниях об отце Лавре: «житие складывается только у тех людей, о которых можно сказать – «избранный Богом сосуд». Именно таким человеком был архимандрит Лавр. Уже в начале иерейского служения проявились те качества его души, которые стали впоследствии основой его подвига: живая, пламенная вера, открытость и искренность в общении с пасомыми и полная самоотверженности любовь к человеку. Всякий, кто хоть раз поговорил с отцом Лавром, запомнил его навсегда. Человек подходит к отцу Лавру, и его окутывает такое тёплое облако дружелюбия, симпатии, внимания».

Нам, паломникам, тогда хватило часа, чтобы ощутить это на себе и запомнить его, а по прошествии пяти лет, испытать чувство большой потери.

Тогда он произвел на нас впечатление героя, сошедшего со страниц книги архимандрита Тихона Шевкунова, — да и рассказ свой вел в лучших традициях «Несвятых святых». Это впечатление, как оказалось, ошибочным не было.

То, как отец Лавр знакомил нас с обителью в первый наш приезд, походило на краткие рассказы – миниатюры из жизни самого архимандрита, передаваемые в шутливой форме, сродни той, с которой мы были уже знакомы по книге архимандрита Тихона (Шевкунова). Но насколько тесно они были переплетены с историей и жизнью его детища! И как скрывали истинное, подвижническое делание первых его насельников в духовно враждебном, атеистическом городе, построенном в 30-годы; задуманном, как город, граждане которого «никогда не услышат колокольного звона, и не увидят ни одного попа».

И каков же итог! «На сей день в Новомосковске – 11 престолов в 10 храмах (в Покровском храме – два алтаря). Полгода все праздничные службы, начиная с Пасхи, совершаются под открытым небом – в летнем храме во имя святых Жен Мироносиц.

Бывает огромное стечение народа – 500, 600 и более человек, причём – ни шума, ни разговоров, люди молятся и даже маленькие дети ведут себя тихо».

Ещё один ряд цифр – количество людей на крестных ходах. Помним, когда вокруг храма шло человек пятьдесят, это казалось достижением. Но вот данные о двух последних крестных ходах (по данным полиции): крестный ход из монастыря до главной площади города в 2014 году – участников 4000 человек; в 2015 – 5000 человек.

1

Одним из первых отец Лавр начинает проводить массовые крещения с полным погружением (28 июля, в день Крещения Руси, в день памяти равноапостольного князя Владимира). Число крестившихся доходило до 260 человек.

…Отец Лавр служит Великую пасхальную Вечерню на площади, принимает лампаду с Благодатным огнём и на пассажирском месте огромного байка объезжает Новомосковск.

Отец Лавр в день 20-летия основания монастыря облетает город на воздушном шаре, благословляя его и окропляя святой водой. На это потрясающее зрелище собралось несколько десятков тысяч человек. Немаловажная подробность: летел с ним и держал чашу со святой водой глава администрации города!

Особенно он любил Пасху и праздник Богоявления. Где бы вы увидели, как архимандрит, настоятель монастыря, сам всю ночь разливает крещенскую воду?! А отец Лавр никому не уступал этой радости. Да, именно радости – весь промокший, но не охрипший, но полный сил, он творил свое радостное действо.

А Пасха! Кто хоть раз побывал на Пасхе у отца Лавра, никогда не забудет пережитого. Радость его била мощной струёй, как святая вода из трубы святого источника. Он воздымает руки, он кричит: «Пасха, братия! Сёстры, Христос воскрес! Пасха! Наша Пасха! На 9-й песне в тёмное небо бьют салюты, люди смеются, смеются от заразительной радости отца Лавра!»

Завершая свои воспоминания, неизвестный автор задал вопрос «чем достигается святость?» Ответил на него, как человек, близко знавший отца Лавра.

«Если окинуть жизнь архимандрита общим взглядом, сразу усматриваются три периода, а в целом – восхождение: сельский приход – город – епархия. И это не только материализованное движение во времени, это и внутреннее восхождение от силы в силу: в терпение, в молитву, в познание Человека. В познание самого себя, без чего ни один христианин не сможет стяжать благодать, стяжать Духа Святого. Отец Лавр восходил этим путём, приобретая всё новые и новые дары. И главный дар – молитву. Все ближние знали, что у него есть дар предвидения.

Также окружающие знали, что по его молитве Господь может исцелить недуг. Многие это испытали на себе. И советы он давал верные, точные. Но где паломники, желающие исцелиться? Где автобусы, набитые православными, жаждущими чудес? Нет, и никогда не было возможным по великой скромности и смирению этого выдающегося человека. Он бы никогда не допустил ажиотажа по отношению к своей персоне. И то, что даже мы, близкие, не горячились по этому поводу, не рекламировали дарований любимого отца, свидетельствует о безусловном здравии его духа.

Заканчивалась Всенощная Великой субботы. В 2018 году она совпала с праздником Благовещения. Помню, мы на клиросе даже огорчались: всё-таки Благовещение – такой радостный праздник, а Великая суббота – это великая тайна молчания земли и Неба – Господь же сошёл в ад! Как это внутренне совместить? Мы и представить не могли, как связано преставление отца Лавра с этим обстоятельством.

В Великую Пятницу отец Лавр как бы разделял с Господом Его муки. Отец метался, стонал, но с началом Всенощной затих. И вот голос колокола возвестил об окончании службы. Оказалось – он возвестил ещё об одном событии: с первым же его ударом закончилось земное странствие игумена Свято-Успенского мужского монастыря. И началось бесконечное восхождение его души в страну Света…

В проповеди перед отпеванием митрополит Тульский и Ефремовский Алексий сказал, что всякий монах мечтал бы умереть в такой день, что «Пресвятая Богородица сама приняла на ручки душу нашего дорогого отца Лавра».

А дальше стали происходить странные вещи. Каждый день на могилке несколько человек сообщали о том, как им приснился Батюшка. Это длилось все сорок дней. Отец Лавр исполнял прошения, давал советы, называл диагноз. К концу 40-дневного периода набрались сотни таких сообщений от прихожан. Казалось бы, если душа на мытарствах, ей не должно быть никакого дела до других людей. Комментировать эти факты мы не будем, да и не можем. Скажем только, что это происходило не только с прихожанами, и со священниками благочиния».

Думается, этим можно ограничиться и нам. Похоронили отца Лавра за алтарем Успенского храма. Неожиданным образом удалось совершить и краткую литию у могилы отца Лавра с участием пожилой прихожанки, со свечой пришедшей помянуть своего батюшку.2

3

Эпитафия на постаменте креста: «Помяни меня, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которыя я сделал для дома Бога моего и для служения при нем». (Ездр.II кн. XIII, 14)

Для кого из чад состоится то «сладостное свидание» со своим Аввой, что написано на оборотной стороне креста. «До сладостного свидания»? Почему-то подумалось, что самое первое уже состоялось – с землячкой, пребывающей в Церкви торжествующей, — святой блаженной Матроной Себинской Московской.

Пока мы молились у могилы отца Лавра, закончилось отпевание в Успенском храме.

4

Зашли в Храм, поклонились чудотворному образу Богородицы «Взыскание погибших». Отец Лавр в первый наш приезд говорил нам, что это именно та самая, подлинная икона, написанная по повелению блаженной Матроны. В 1993 году после нескольких попыток ее хищения, икону перевезли из Себино в Свято-Успенский монастырь г. Новомосковска

5

8

Земляки Матронушки собирали деньги на две иконы. Одна из них, написанная в 1915 году стала ее келейной и после  кончины блаженной находилась в семье Ждановых. После перенесения  честных останков святой в Покровский женский монастырь, туда же была передана и икона.

Вторая икона была написана иконописцем из г. Богородицка в начале 20-х годов 20 века для храма Успения Пресвятой Богородицы. На несколько лет до отъезда в Москву Матрона молилась перед ней за всех, нуждающихся в помощи. Об этом образе известно с 6 века. Перед ним молятся Царице Небесной, попавшие в беду, и ищущие быть взысканными (спасенными).

В Успенском храме обители подали поминовения за родных и близких. Экскурсия не была запланирована, ведь мы до того, как узнали о его кончине, надеялись встретить отца Лавра. Впрочем, нашу беседу с ним и в первый наш приезд в полном смысле слова экскурсией нельзя было назвать. Яркие, краткие зарисовки о монастыре, о людях, курьезные случаи из жизни, — вот чем сопровождалось наше общение. Не было в них ни архивных исторических, ни драматических, ни иных моментов, которые обнаружили бы истинное положение вещей в период становления монастыря. Словно все сложилось легко и просто, без какого-либо сопротивления населения и препятствий со стороны властей.

Встретиться с отцом Лавром пришлось, но иначе. Но давний его рассказ о том, как оказались в храме иконы, словно сложенные из кусков со следами гвоздей, мы передали паломникам и приводим его в этом повествовании.

В Кимовском финотделе во время ремонта меняли полы. Сняли верхний слой, а когда стали извлекать доски, то увидели, что в полы были уложены попиленные, подогнанные и прибитые гвоздями иконы.

6

7

Иконы достали, сложили образы и передали отцу Лавру. Так они и висят в храме монастыря – с ровными продольными распилами и как будто пулевыми ранами – дырами от гвоздей. Их не реставрировали. Как сказал отец Лавр, в назидание потомкам.

Фото в это раз делать не благословлялось. При отце Лавре — не возбранялось. Так что для наглядности прикрепляем те, которые были сделаны пять лет назад. Они не изменились.

В храме хранится частица мощей святой блаженной Матроны Московской и икона с редко встречающимся ее изображением с открытыми глазами.

9

Там же на территории Успенского монастыря находится еще один его храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. К сожалению, кроме наружных врат и фасада Храма иных снимков сделать возможности не было.

10

11

На въезде в село Себино нас встречал ростовой памятник Матронушке, открытый и освященный в 2015 году.

12

13

А на крыльце бревенчатого домика – экскурсовод музея Матроны Себинской Московской, освященного 2 мая 2014 года в 15-ю годовщину канонизации блаженной Матроны митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием. В год первого нашего посещения место расположения музея  указывалось,  как историческое, а именно – здесь некогда стоял дом Никоновых.

14

За минувшие пять лет сведения о месте нахождения дома были установлены. Дом Никоновых был вблизи Храма на Отлесной слободе.

Ныне на этом месте — подворье Никоновых с памятником Матронушке. На подворье разбит фруктовый сад, цветники, газоны. На хозяйственном дворе – сохи, телега, лошадиная упряжь.

Монумент увенчан куполом с крестом с помещением на фронтоне иконы «Взыскание погибших».

15

16

Идея создания музея возникла и начала воплощаться в 2013 году. Проект носил благотворительный характер.

В нем мог принять участие любой, пожелавший почтить память всеми любимой старицы.

Тогда же была начата работа по сбору экспозиции музея, который, к сожалению, не стал мемориальным, так никаких вещей, принадлежавших Матроне или ее семье, не сохранилось.

Преимущественно в числе экспонатов — подлинные иконы, предметы мебели, утварь, одежда 19-начала 20 в., размещение которых воссоздает обстановку этого времени, особенности крестьянского быта.

Отдельный стенд посвящен фотоэкспозиции из фотографий, переданных музею родственниками Матроны, а также М.В. Казанским — потомком священника, протоиерея Свято-Успенского храма с. Себино Василия Ивановича Троицкого, который венчал родителей святой Матроны, крестил восьмерых детей Никоновых, четверо из которых умерли еще до рождения Матроны, а позднее – отпевал ее отца.

17

Отец Василий упокоился за алтарем Успенского храма.

18

Слепую девочку, нежеланного ребенка, спасло от приюта Голицыных то обстоятельство, что во время крещения, едва младенец коснулся воды, от купели поднялся благоуханный пар, и потрясенный отец Василий провидчески сказал: «этот младенец будет свят».

19

19(2)

Дошедший в целости предмет, ознаменовавший духовное рождение новорожденной Матронушки – крестильная купель.

О земной жизни блаженной Матроны написано достаточно много. И цель этого повествования – не пересказ жития святой, начиная с рождения, многим хорошо известного. В большинстве своем – это воспоминания тех, кто общался со святой во время скитальческой ее жизни, предоставляя ей кров.  В основном они приходятся на время ее пребывания в Москве.

20

Блаженная старица в кругу семьи священника.

Почему Матрона была перевезена в Москву, прожив в Себино 44 года, окруженная многими почитателями и в богоборческие времена, точно никто не отвечает. Можно только предполагать, что отпадение людей от Бога и Церкви, злоба между людьми, опасность для Матроны и ее семьи, вынудили ее покинуть свой дом в 1925 году.

21

Справа — снимок Матронушки в отроческом возрасте, слева – в годы жизни в Москве.

Промыслом Божиим свет Земли Тульской пролился и на Землю Московскую. «Богом умудренная» блаженная старица, «процветшая» в Земле Тульской стала «града Москвы преславным украшением».

Но в Москве блаженная старица надолго не останавливалась у тех, кто давал ей прибежище в ее скитаниях, чтобы не подвергать опасности этих людей, рискующих своей свободой.

Дольше всего она прожила на Арбате в Староконюшенном переулке в семье своей землячки из Себино – Евдокии Михайловны Ждановой и ее дочери Зинаиды Владимировны – в будущем автора книги о блаженной Матроне.

Здесь следует остановиться на том, что святая не была отвергнута и тем более гонима своими, в особенности братьями Иваном и Михаилом, как это указывалось в ее житии.

Более того, как видно на фото прощания с Матушкой Матроной, сродники ее с семействами стояли у гроба.

Как иначе при столь частых перемещениях Матроны и в Москве и в ее окрестностях, можно было узнать о ее кончине, если не от людей, близких святой?

Представленный в экспозиции фотоархив, достаточно убедительно свидетельствует о том, что они поддерживали связь с Матроной, и были осведомлены о каждом новом месте ее пребывания, приезжали к ней.

22

Вторая слева – Антонина Борисовна Малахова (в монашестве — Матрона), 17 лет ухаживавшая за могилой святой Матроны. Об этом перед своей кончиной ее просила сама блаженная.

О времени кончины блаженной Матроне Дмитриевне было открыто за три дня.

Как ни удивительно нам, людям, которые ищут ее заступления перед Творцом и Создателем, она боялась смерти, о чем поведала своему духовнику священнику Димитрию, последнему в ее земной жизни, окончившейся 2 мая 1952 года.

В праздник жен-мироносиц, 4 мая, тело блаженной после отпевания в храме Ризоположения было предано земле на Даниловском кладбище, где действовал большой Храм. Как просила блаженная старица: чтобы «могла слышать службы».

23

Блаженная и после своей кончины не осталась в забвении. Люди непрерывным потоком шли на Даниловское кладбище со своими скорбями и многочисленными просьбами, веруя в ее молитвенное заступничество, как она сама и обещала.

В ночь на 8 марта 1998 года честные останки святой были обретены, вначале перенесены в часовню на Даниловском кладбище, а 1 мая – в Покровский женский монастырь.

24

Обретение мощей святой старицы.

2 мая в день 47-годовщины со дня кончины блаженная старица Матрона была канонизирована как местночтимой святой для города Москвы и Московской епархии. После многочисленных обращений людей из разных уголков страны благословить икону, частицу мощей, 6 октября 2004 года Архиерейским собором святая Матрона Московская причислена к лику общецерковных святых для всей Русской Православной Церкви. В молитвах Тульской епархии имя святой звучит как святая блаженная Матрона Себинская Московская.

25

Традиционно годом рождения Матроны считается 1881 – именно он обозначен в ее житии. Однако обнаруженные документы подворной переписи 1911 года свидетельствуют об ином. В семье Никоновых, в том числе учтена девица 28 лет, и в качестве особой отметки стоит буква «К» — калека – сомнений нет в том, речь идет о младшей дочери Никоновых — Матроне. Легко можно определить и год рождения – 1883.

26

Фотографию Матронушки подарила музею Антонина Борисовна Малахова (в монашестве — Матрона), лично знавшая ее и потом, 17 лет ухаживавшая за ее могилой, с наказом – не обновлять, рамку не менять – потому что именно в таком виде ее держала в руках сама святая, и она хранит тепло ее рук.

Как-то в музей приехала монахиня и, подойдя к портрету, пришла в крайнее волнение: «Что это за фотография, откуда она?». Работники были удивлены. Подняв к фотографии руку, женщина сказала: «От нее идет мощное тепло!». Никто прежде, да и после на себе это не испытал.

После этого происшествия благоговейно украсили фото рушником.

На фото не видно, но, как рассказала экскурсовод, у Матронушки была на лбу ямочка – от постоянного осенения себя крестом.

Завершая свой рассказ, экскурсовод заметила, что это место всегда было и остается под молитвенным покровом святой блаженной Матроны Себинской Московской. Только чудом, объясняемым молитвами святой Матроны можно объяснить, что живя в Москве, и зная о закрытии храма, она просила потерпеть, уверяя, что Храм откроется. Она молилась и просила об этом. Храм был закрыт 10 лет с 1937 по 1947 год. Матронушка защитила родной храм! В 1947 году он был открыт, не была в нем поругана ни одна святыня! Сохранились до наших дней старинный иконостас, иконы, перед которыми молилась святая Матрона, крестильная купель, которая могла быть при СССР утилизирована как цветной металл. Обновленные престолы в главном алтаре и правом приделе Александра Невского, и новый придельный алтарь во имя уроженки Себино святой блаженной Матроны с ее иконой и частицей мощей в 2003 году освящены архимандритом Лавром, наместником Свято-Успенского мужского монастыря. И как говорила Матрона, Храм стал заполнен так, что руку трудно поднять для осенения себя крестом.

Стоит посмотреть наверх, то потолочная часть музея кажется то ли куполом, то ли кусочком вечно голубого неба, с вечно сияющим незаходящим солнцем, где парят белые птицы!

Покидая этот мир, также воспарила в Царство Света душа святой Матроны, «света дневнаго» не познавшей.

27

Напоследок отправились в Свято-Успенский храм, где выросла и молилась долгих 44 года святая блаженная Матрона.

Матронушка любила Храм, где все притягивало ее: церковный аромат ладана и свечей, песнопения, молитвы, которые она запоминала и тихонько подпевала. В Храме она занимала местечко в левом углу сразу у входа, где чувствовала себя защищенной и могла внимать службе.

28

29

Уголок, в котором так любила молиться Матронушка, особо отмечен: там всегда стоят свежие цветы. В Храме не удалось сделать новых снимков, не благословлялось.

На этом снимке над цветами икона Богородицы, ныне – другая.

30

Покидая Себино, кто-то из паломников воскликнул: как здесь хорошо!

40

А может ли быть иначе? Там, где можно почувствовать ее присутствие!

Не случайно сюда стекаются людские ручейки, без преувеличения, со всех уголков земного шара, сливающийся в один мощный поток благодарности святой блаженной Матроне, Матронушке.

Приезжают сюда и потомки ближайших ее родственников.

Святость притягательна для тех, кому есть, что почерпнуть из этого источника. Бог весть, кому воды этого источника откроют духовные очи настолько, чтобы встать на один уровень со своей семейной святой.

31

Внешнее сходство – налицо!

Испросив благословение Матронушки, приложились к честным ее мощам. Испили и набрали святой водицы в свои дома.

32

33

Попрощались с тёплым Себино и отправились на Куликово поле, увенчавшее наше паломничество.

К сожалению, наше пребывание в этом замечательном месте не было продолжительным: краткая обзорная экскурсия с посещением храма во имя Сергия Радонежского, памятника-колонны князю Димитрию Донскому и холма, с которого обозревалось место битвы, точнее стана Мамая, откуда он посылал распоряжения своим воинам.

3435

Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в честь благословения Преподобным Сергием князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, был построен в начале 20 века по инициативе графа Олсуфьева, чье имение располагалось неподалеку – в Епифани. Задуманный, как памятник преподобному, ныне Храм находится в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

36

37

На предполагаемом месте ставки Мамая установлен памятник – колонна святому князю Димитрию Донскому.

38

39

Красный холм хан Мамай выбрал во время Куликовской битвы для размещения своего лагеря: поле сражения просматривалось как на ладони.

Перед нами пространство, где на сравнительно небольшой площади 4 на 6 километров началась битва русских и ордынских войск.

Вдали видна березовая роща, некогда бывшая дубравой, в которой скрывался засадный полк воеводы Бобрака, который решил исход битвы.

Вглядываясь в даль, разделенную золотой полосой осенних берез, словно слышится в прозрачном воздухе и звон мечей, свист стрел, ржание коней, стоны раненых, гортанные крики ордынцев. Падают, как колосья, русские воины, Их имена помянуты преподобным Сергием, а души – в вечности.

 

 

Автор текста

и фото Л. Куликова