Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18).
И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога, и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «Без Бога — не до порога», — говорит русская пословица.
Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верой и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.
Плохо делают те, кто лениво молится Богу: они удаляются от Бога, и Бог — от них.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, т.е. совершает грех.
Какие бывают молитвы
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, нам есть где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться. Такие молитвы называются покаянными.
Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
Когда Бог слышит нашу молитву
Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, кому мы сделали зло, и даже с теми, кто обижается на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного: как бы получше помолиться и угодить Богу.
Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет («не услышит нас») и даже может наказать.
Для прилежной и усиленной молитвы и доброй, благочестивой жизни установлены посты.
Где и когда можно молиться Богу
Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути — потому что Бог вездесущ.
Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашней, или частной.
В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий, куда собираются такие же, как и мы, христиане; там мы молимся сообща, все вместе.
Такая молитва называется общественной, или церковной.
Краткие молитвы
Каждый православный христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например, перед учением, после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на день начавшийся.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
Для выражения наших чувств к Богу и к святым Его угодникам Церковью даны нам разные молитвы.
Вот самые общеупотребительные.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Именем Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Во имя — именем, в честь, в славу; аминь — истина, правда.
Молитва эта называется начальной, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв.
В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, т.е. Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Господи, благослови!
Благослови, Господи!
Эту молитву произносим мы при начале каждого дела.
Господи, помилуй!
Помилуй, Господи!
Помилуй — будь милостив, прости..
Молитва эта древнейшая и общая у всех христиан. Ее легко может запомнить и малое дитя; ее мы произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы мы, христиане, произносим эту молитву три раза. Произносим ее также 12 раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи; произносим и 40 раз для освящения всей нашей жизни.
Хвалебная молитва Господу Богу
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.)
Слава — хвала.
В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному.
Боже, будь милостив ко мне грешному
Молитва эта мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спасителя, которую Он однажды рассказал людям для их вразумления. Вот эта притча. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь». А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем молитва гордого фарисея.
Молитва Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель; Христос — Помазанник; молитв ради — ради молитв, или по молитвам.
Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой.
Мы называем Его Иисусом, т.е. Спасителем, потому, что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и при наитии Святого Духа воплотился и вочеловечился от Нее, т.е. принял тело и душу человеческие — родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен — стал Богочеловеком. И вместо того, чтобы нам страдать и мучиться за наши грехи, Он, по любви к нам грешным пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес победил грех и смерть и дал нам жизнь вечную.
Сознавая свою греховность и не надеясь на силу молитв своих, мы в этой молитве просим помолиться о нас грешных пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особенную благодать спасать нас грешных Своим заступничеством за нас перед Сыном Своим.
Спаситель наш называется Помазанником (Христом) потому, что Он в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, Источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, души наши.
Царю — Царь; Утешителю — Утешитель; Душе истины — Дух истины, Дух правды; Иже — Который; сый — сущий, находящийся; вся исполняяй — все наполняющий; сокровище благих — сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю — Податель жизни; прииди и вселися — приди и вселись; в ны — в нас; от всякия скверны — от всякой нечистоты, т.е. от всех грехов; Блаже — благой, добрый.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастьях, как Он утешил и апостолов в десятый день после вознесения Иисуса Христа на небо.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, т.е. Хранитель всех благодеяний, Источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, т.е. все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Если Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатью и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему со следующими просьбами: Прииди и вселися в ны, т.е. постоянно пребывай в нас, как в Своем храме; очисти ны от всякия скверны, т.е. греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания; и спаси, Блаже, души наша от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и через это даруй нам Царство Небесное.
Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое»
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.)
Крепкий — сильный; безсмертный — неумирающий, вечный.
Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.
Ангельской песней она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый отрок (мальчик) на виду у всех был невидимой силой поднят на небо, а потом невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружившему его народу, что слышал на небе, как пели святые ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный«. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: «Помилуй нас«, — и землетрясение прекратилось.
В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Безсмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям.
Так как в этой молитве слово святый повторяется три раза, то она называется также и «Трисвятое».
Славословие Пресвятой Троице
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хвала Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Аминь.)
Ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, или в бесконечные века.
В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.
Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи; наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.
Пресвятая — в высшей степени святая; Троице — Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; грехи и беззакония — дела наши, противные воле Божией; посети — приди; исцели — излечи; немощи — слабости, грехи; имене Твоего ради — для прославления имени Твоего.
Молитва эта — просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши.
А слова имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отец наш Небесный! Да святится имя Твое. Да приидет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас. И не допусти нас до соблазна. Но избавь нас от лукавого. Потому что Тебе принадлежит Царство, сила и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.
Отче — Отец; Иже — Который; Иже еси на Небесех — Который находится на небесах, или Небесный; да — пусть; святится — прославляется: яко — как; на небеси — на небе; насущный — необходимый для существования; даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день; остави — прости; долги — грехи; должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили; искушение — соблазн, опасность впасть в грех; лукавого — всего хитрого и злого, т.е. диавола (злого духа).
Молитва эта называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва из всех.
В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
Она разделяется на призывание, семь прошений (или семь просьб) и славословие.
Призывание: Отче наш, Иже еси на Небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения.
Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами и который мы называем небом.
Прошение 1: Да святится имя Твое, т.е. помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое.
Прошение 2: Да приидет Царствие Твое, т.е. удостой нас и здесь на земле Царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.
Прошение 3: Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, т.е. пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно, без ропота, как ее исполняют с любовью и радостью святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.
Прошение 4: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, т.е. подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего пречистое Тело и честная Кровь в Таинстве святого Причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни.
Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется заботится о нас.
Прошение 5: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, т.е. прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели.
В этом прошении грехи наши названы «долгами нашими», потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем во грех и зло и становимся «должниками» пред Богом. И вот, если мы сами не будем искренно прощать наших «должников», т.е. людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос.
Прошение 6: И не введи нас во искушение. Искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное. Вот мы и просим: «Не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем; помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают».
Прошение 7: Но избави нас от лукаваго, т.е. избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.
Славословие: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так.)
Ангельское приветствие Божией Матери
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами, и благословен Рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ.)
Богородице — Богородица (родившая Бога); благодатная — исполненная благодати Духа Святого; благословена — прославлена или достойна прославления; в женах — между женами; плод чрева Твоего — родившийся от Тебя Иисус Христос; яко — потому что, так как; Спаса — Спасителя.
Молитва эта — ко Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатной, т.е. исполненной благодати Святого Духа, и благословенной из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова Ангела (Архангела Гавриила): «Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах«, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Так же благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, — сказала Деве Марии при встрече с Ней и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.
Богородицей Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Девой называется потому, что Она до рождества Христова была Девой и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и, пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.
Хвалебная песнь Богородице
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и вполне непорочную и Мать Бога нашего. Тебя, достойную почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов. Тебя, безгрешно родившую Бога Слово (Сына Божия). И как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.
Достойно есть — достойно, справедливо; яко воистинну — истинно, по всей правде; блажити Тя — ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную — всегда имеющую высшую радость (счастливую), достойную постоянного прославления; пренепорочную — вполне непорочную, чистую, святую; Херувимы и Серафимы — высшие и близкие к Богу ангелы; без истления — безгрешно и без болезней; Бога Слово — Иисуса Христа, Сына Божия (так Он назван во святом Евангелии); сущую — настоящую, истинную.
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и вполне непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своей честью (честнейшую) и славой (славнейшую) превосходит высших ангелов: Херувимов и Серафимов; т.е. Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех — не только людей, но и святых ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.
Самая краткая молитва к Божией Матери
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Пресвятая Богородица, спаси нас!)
В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.
Молитва Животворящему Кресту
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.)
Благослови — осчастливь, пошли милость; достояние Твое — владение Твое; на сопротивныя — над супротивниками, врагами; Твое жительство — Твое жилище, т.е. общество истинно верующих, среди которых Бог невидимо пребывает; сохраняя Крестом Твоим — сохраняя силою Креста Твоего.
В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил нас, дал победу над врагами видимыми и невидимыми и сохранил нас силой Креста Своего.
Молитва Ангелу-Хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога на сохранение, усердно молю тебя: ты меня ныне просвети и от всякого зла сохрани, к доброму делу наставь и на путь спасения направь. Аминь.
Ангеле — ангел; хранителю — хранитель.
Каждому христианину Бог при Крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Молитва святому
Моли Бога о мне, святый [святая] (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику [скорой помощнице и молитвеннице] о душе моей.
Моли Бога о мне, святый [святая] (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к скорому помощнику и молитвеннику [скорой помощнице и молитвеннице] о душе моей.
Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвою.
Кроме молитвы Ангелу-Хранителю, мы должны также молиться и тому святому, именем которого мы называемся, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину, как только он рождается на свет Божий, при святом Крещении от Бога дается святой в помощники и покровители. Он заботится о новорожденном как самая любящая мать и сохраняет его от всех бед и несчастий, которые встречаются человеку на земле.
Нужно знать день памяти в году своего святого (день своих именин), знать житие (описание жизни) этого святого. В день именин мы должны прославить его молитвой в храме и принять святое Причастие, а если по каким-либо причинам не можем быть в храме в этот день, то усердно помолиться дома.
Молитва о живых
Мы должны думать не только о себе, но и о других людях, любить их и молиться о них Богу, потому что мы все дети одного Отца Небесного. Такие молитвы полезны не только тем, о ком мы молимся, но и для нас самих, так как мы этим проявляем любовь к ним. А Господь сказал нам, что без любви никто не может быть детьми Божиими.
Молиться мы должны за наше Отечество, Россию, за ту страну, в которой живем, за отца духовного, родителей, сродников, благодетелей, православных христиан и всех людей, как за живых, так и за умерших, потому что у Бога все живы (Лк. 20, 38).
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родители моя (имена их), сродники, наставники и благодетели и вся православныя христианы.
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан.
Отца духовнаго — того священника, у которого мы исповедуемся; наставники — учителей; благодетели — делающих добро, помогающих нам.
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их все грехи, сделанные по собственной их воле и помимо их воли, и дай им Царство Небесное.
Упокой — помести в спокойном месте, т.е. вместе со святыми в вечном блаженном жилище; усопших — уснувших. Так мы называем умерших, потому что люди после смерти не уничтожаются, а души их отделяются от тела и переселяются из этой жизни в другую, небесную. Там они пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при Втором пришествии Сына Божия, когда, по слову Его, души умерших снова соединятся с телом — люди оживут, воскреснут. И тогда все получат по заслугам: праведные — Царство Небесное, блаженную, вечную жизнь, а грешники — вечное наказание. Согрешения вольная — грехи, сделанные по собственной воле; невольная — помимо воли, по принуждению; даруй им — дай им; Царствие Небесное — вечная, блаженная жизнь с Богом.
Молитва перед учением
Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Премилосердный Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, дающего понятливость и укрепляющего душевные наши силы, чтобы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, мы выросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Преблагий — премилосердный, предобрый; низпосли — пошли вниз (с неба на землю); благодать Святаго Духа — невидимая сила Духа Святого; дарствующаго — дающего; смысл — понятливость; душевныя наши силы — душевные наши способности (ум, сердце, воля); дабы — чтобы; внимающе преподаваемому нам учению — понимая учение, которое нам преподают; возросли — выросли; Церковь — общество всех православных христиан; Отечество — государство, страна, где издавна жили наши предки: прадеды, деды и отцы, — т.е. Россия.
Эта молитва — к Богу Отцу, Которого мы называем Создателем, т.е. Творцом. В ней мы просим Его послать Святого Духа, чтобы Он Своей благодатью укрепил наши душевные силы (ум, сердце и волю) и чтобы мы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, выросли преданными сынами Церкви, верными слугами своего Отечества и на утешение своим родителям.
Вместо этой молитвы перед учением можно читать молитву Святому Духу «Царю Небесный».
Молитва после учения
Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.
Благодарим Тебя, Создатель, что Ты удостоил нас благодати Твоей, чтобы понимать учение. Благослови наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и подай нам силу и крепость к продолжению учения сего.
Создателю — Создатель, Творец; яко сподобил еси — что Ты удостоил; благодати Твоея — невидимой помощи Твоей; во еже внимати — чтобы со вниманием слушать и понимать; благослови — пошли милость; к познанию блага — к познанию всего доброго; крепость — здоровье, охота, бодрость.
Молитва эта — Богу Отцу. В ней мы сначала благодарим Бога, что Он послал помощь понять преподаваемое нам учение. Потом просим Его послать милость Свою нашим начальникам, родителям и учителям, которые дают нам возможность узнать все хорошее и полезное; и в заключение просим нам дать здоровье и охоту, чтобы мы с успехом продолжали учение.
Вместо этой молитвы после учения можно читать молитву Божией Матери «Достойно есть».
Молитва перед вкушением пиши
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения (Пс. 144, 15-16).
Глаза всех, Господи, смотрят на Тебя с надеждой, так как Ты каждому в свое время даешь пищу, отверзаешь Твою щедрую руку, чтобы всех живых наделить милостями.
Очи всех — глаза всех; на Тя — на Тебя; уповают — смотрят, обращены с надеждой; во благовремении — своевременно, когда нужно; отверзаеши — открываешь, чтобы дать; всякое животно — всякое живое существо, т.е. не только людей, но и всех тварей; благоволения — милости.
В этой молитве мы выражаем уверенность в том, что Бог пошлет нам пищу в свое время, так как Он не только людям, но и всем живым тварям подает все нужное для жизни.
Вместо этой молитвы перед вкушением пищи можно читать молитву Господню «Отче наш».
Молитва после вкушения пиши
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия; но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами (пищею); не лиши нас и вечного блаженства; и также, как среди учеников Твоих, Ты пришел, Спасе, мир дав им, приди и к нам и спаси нас.
Тя — Тебя; насытил еси — напитал; земных Твоих благ — земными Твоими благами, т.е. тем, что мы пили и ели за столом; Небесного Твоего Царствия — вечного блаженства, которого по смерти удостаиваются праведные люди.
В этой молитве мы благодарим Бога, что Он напитал нас пищей, и просим Его не лишить нас по смерти нашей и вечного блаженства, о чем мы всегда должны помнить, получая земные блага.
Утренняя молитва
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне и присно и во веки веков. Аминь.
К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав от сна, прибегаю и по милосердию Твоему спешу на дела Твои. Молюсь Тебе: помоги мне во всякое время, во всяком деле, и избавь меня от всякого мирского худого дела и диавольского искушения, и спаси меня, и введи в Твое вечное Царство. Ибо Ты мой Творец и Промыслитель и Податель всякого добра. На Тебя вся моя надежда. И Тебе воздаю славу ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.
Человеколюбче — любящий людей; подвизаюся — спешу, стараюсь сделать; во всякой вещи — во всяком деле; мирская злая вещь — мирское зло (нехорошее дело); диавольское поспешение — диавольское (злого духа) искушение, соблазн на зло; Сотворитель — Творец; Промысленник — промыслитель, попечитель; упование мое — надежда моя.
Вечерняя молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего Хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси Хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи Боже наш! Все, в чем я в сей день согрешил словом и делом и мыслью. Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне; подай мне мирный и спокойный сон; пошли мне Твоего Ангела Хранителя, который покрывал бы и оберегал меня от всякого зла; ибо Ты Хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воздаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.
Еже — что, в чем; помышлением — мыслями; благ — милостивый; безмятежен — спокойный; даруй — дай; посли — пошли; покрывающа и соблюдающа — который покрывал бы и оберегал.
Молитва на Литургии пред Святым Причащением
(Молитва святого Иоанна Златоуста)
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вечери Твоей тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.
Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т.е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле и сделанные против моего желания, которые я сделал(ла) словом или делом, зная или не зная, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств для прощения грехов и для получения вечной жизни.
Сын Божий, сделай меня сегодня участником (участницей) Твоей Тайной вечери; я врагам Твоим не открою тайны и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.
Господи! Пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела.
Исповедую — перед всеми открыто признаю, объявляю; от нихже — из которых; аз — я; убо — поэтому; ведение — знание; неведение — незнание; сподоби — удостой; неосужденно — не осудив меня за это, — безнаказанно; оставление — прощение. Вечеря — ужин; Тайная вечеря — та вечеря, на которой Иисус Христос установил Таинство Причащения; причастника мя приими — сделай меня участником; бо — потому что; повем — открою, скажу; лобзания — целования, поцелуя; помяни мя — вспомни меня.
Молитва святого Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Живота моего — жизни моей; дух праздности — склонность к праздности, или лени; уныние — безнадежность; любоначалие — властолюбие, т.е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов; не даждь ми — не дай мне. Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие — сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом; терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; любве — любви (к Богу и ближним). Ей, Господи — о, Господи! Даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать. Под братом здесь разумеется всякий другой человек. Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления.