Май 2019г. Паломничество по святым местам православной Сербии

«Русский народ издавна называет свою страну святой. Название «Святая Русь» оправдано и принято миром. Почему бы не быть и Святой Сербии? 

Святая Сербия… Она воистину свята. Освящена постом, молитвой и причастием народа на протяжении всей его христианской истории. Освящена многочисленными алтарями, храмами, кладбищами, которые связывают земное с Небесным.

 И еще она освящена миллионами страданий и мук за честной крест и веру христианскую.

Это высшее освящение земли – мученической кровью за Христа. А сколько крови! Сорокалетние сербы являются свидетелями мучений более двух миллионов своих соотечественников. Кто возьмется подсчитать миллионы сербских мучеников за полных пять столетий – от Косова до конца сороковых годов! Сколько крови! Освящает вода, которой священник окропляет человека, дом, поле, виноградник, пасеку или стадо. Тем более кровь! Кровь со слезами и воплями к Богу! Поэтому сербы имеют право называть свою землю святой.

Святая Сербия…»

(Святитель Николай Сербский (Велимирович). 1953 год)

Трудно начинать повествование и завершать его. Это большинству известно. Тем более трудно, когда еще свежи и ярки впечатления, но пока еще хаотичны, бессистемны, не сформированы в памяти даже во временнОй последовательности.

С Божией помощью, надеюсь, «подъять неподъемное», и дабы не обмануть ожидания тех, кто читает заметки о наших паломнических поездках, начинаю с определенным трепетом это повествование о Святой Сербии, сестре Святой Руси.

Наше путешествие в составе всего пяти паломников мы начали в среду Светлой седмицы. Заручившись благословением настоятеля нашего Храма, и, подкрепившись Святыми Христовыми Таинствами, после непродолжительного, всего двух-с-половинойчасового полета, приземлились в Белградском аэропорту Николы Тесла.

С учетом разницы во времени мы на час опередили сумерки, начинающиеся в наших местах.

До отеля «Славия» добрались очень быстро. Без суеты разместились, так как в этот день у нас ничего не было намечено, поужинали и решили пройтись по вечернему Белграду.

Сербия_ (1)

 

Светлана – наш паломниковод – предложила дойти до памятника Николаю II, как к ближайшей от отеля достопримечательности.

Сербия_ (2)

Уже стемнело, и мы наугад пошли по улице Краля Милана (Короля Милана). Уточнили маршрут у прохожей и продолжали путь уже вместе. Языкового барьера не было. По крайней мере, он был преодолим, так как незначительный словарный запас сербского языка, это позволял. Невена, так звали нашу провожатую, оказалась на удивление осведомленным о нашей истории человеком. Она знала о последнем Императоре, о его семье, больном Цесаревиче, и трагической их участи довольно полно. Не всегда среди наших соотечественников можно встретить интерес к собственной истории.

Памятник последнему Императору установлен сравнительно недавно.

Как лаконично и емко звучала надпись из трех строк, высеченная на постаменте: НИКОЛАЙ II. РУССКИЙ ЦАРЬ. 1868 – 1918.

Памятник изготовлен, доставлен и установлен в центре Белграда в сентябре 2014 года по инициативе президента Сербии. Примечательно то, что именно на этом месте до 1944 года находилось здание бывшего посольства Российской империи, разрушенное в ходе ожесточенных боев с вермахтом нашей армии и объединенной армии Югославии. Сквер, где установлен памятник, с 2017 года носит название Александров парк в память о погибших в 2016 году в авиакатастрофе под Сочи участниках Ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова.

Открытие и освящение монумента по православному чину состоялось в ноябре 2014 года. Оно было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны.

Не могу не процитировать фрагмент из речи Святейшего Патриарха Кирилла, участвовавшего в этой знаковой для наших народов церемонии.

«Замечательно, что первый памятник в его [Николая II] честь за пределами России был воздвигнут здесь, в Белграде… В русском языке слова «память» и «памятник» имеют один корень. И дай Бог, чтобы этот памятник помогал сохранять память об императоре Николае II, жизнь свою и царство своё положившем во имя свободы сербского народа и во имя верности тем обязательствам, которые он принял перед своими союзниками. И дай Бог, чтобы об этой правде никогда не забывали ни в Сербии, ни в России, потому что она всё равно прорастёт как трава через асфальт, ибо правду нельзя разрушить, она принадлежит Богу, а Бог вечен».

Уместно сказать уже в начале повествования о том, что во все время нашего путешествия, нас принимали, как близких, родных людей, с радостью. Русские! И лица расцветали. И как трогательно было слышать, что свои надежды сербы возлагают на Бога и на Россию. Корни такого отношения уходят далеко в прошлое.

Святитель Николай Сербский, который хорошо знал и очень любил Россию, знал ее историю, в своих творениях очень часто обращает внимание на тот долг, который Сербия имеет перед Россией. И как созвучны его слова словам нашего Патриарха.

«Совесть наша принуждает нас плакать тогда, когда плачут русские, и радоваться тогда, когда русские радуются. Велик наш долг перед Россией. Как человек может быть должником другому человеку, так и один народ может быть должен другому народу.

Но долг, которым Россия обязала Сербию в 1914-м столь огромен, что его невозможно вернуть ни веками, ни поколениями. Это — долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.

Нет выше любви, как положить душу свою за други своя — это слова Христа. Русский Царь и русский народ, не подготовившись, вступив в войну на защиту Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила перед опасностью и не испугалась смерти. Смеем ли мы хоть когда-нибудь забыть то, что Русский Царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошёл на смерть за правду сербского народа?

Смеем ли умолчать пред Небом и землёй, что наша свобода и государственность стоила России больше, чем нам самим?

Мораль Мировой войны — неясная, сомнительная и спорная с разных сторон — явилась в русской жертве с евангельской ясностью, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотверженности, неотмирно моральное ощущение при жертвовании за другого — не в этом ли вхождение в Царствие Небесное?

Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелочных счетов, он бы, вероятнее всего, и до ныне восседал на своём престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царству небесных жертв и евангельской морали. Из-за этого лишился головы и он сам, и его чада, и миллионы его собратьев.

Ещё один Лазарь и ещё одно Косово! Эта новая косовская эпопея открывает новое моральное богатство славян. Если кто-то на свете ещё способен понять это, то сербы могут и обязаны это понять. Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо будете вместе с ней тешены! Блаженны вы, печалящиеся сейчас с Россией, ибо вскоре с нею возрадуетесь».

Едва ли нужны комментарии к этим словам святителя. О Косово, и святом великомученике Косовском Царе Лазаре и схожести принесенной им жертвы, еще будет упомянуто в дальнейшем.

Наше вечернее ознакомление с Белградом мы завершили у величественного Собора Святого Саввы Сербского, поражающего своими масштабами по всем параметрам.

Зайти нам не довелось ни вечером, так как было уже поздно, служба уже завершилась, ни на следующий день, так как еще до открытия Собора нам предстояло покинуть Белград.

Сербия_ (3)

На следующий день еще до отъезда мы зашли в небольшую Церковь свт. Саввы, немного постояли на службе. Как радостно было слушать знакомые слова Пасхального Канона и радостные возгласы священника «Христос Воскресе!», с такой же радостью подхватываемые молящимися.

 

 

Сербия_ (5)Сербия_ (4)

 

На прощанье обошли Собор, благословились у свт. Саввы, возвышающегося на мощном гранитном постаменте, с высеченным на нем наставлением святителя: «Трудом своим вся приобретете».

Наше дневное знакомство со святынями Белграда из-за ограниченности во времени было кратким. К сожалению, нам довелось побывать только в трех значимых местах Белграда. В Кафедральном соборе Архангела Михаила (19 век), где покоятся частицы мощей святого великомученика Царя Лазаря, мощи святого короля Стефана Уроша III  из династии Неманичей, погребены первоиерархи Сербской православной церкви, правители из династии Обреновичей – Милош и Михайло. В Церкви Святого Апостола и Евангелиста Марка, построенной в сербско-византийском стиле в 30-е годы 20 века на месте одноименной маленькой деревянной церкви. Там покоятся останки сербского короля Душана Сильного, патриарха Германа и последнего сербского короля Александра с семьей. Удивительным образом все эти сакральные сооружения отличаются монументальностью.

Сербия_ (9)

Сербия_ (11)

Сербия_ (10)

В непосредственной близости от Церкви святого Апостола Марка находится небольшая на фоне гигантского Сан-Марко и очень скромная Русская Свято-Троицкая Церковь со статусом подворья Русской Православной Церкви.

Сербия_ (8)

Однако зайти туда оказалось не просто затруднительно, а — невозможно.

Она была заполнена народом настолько, что мы смогли только протолкнуться к мраморной плите, под которой в 1929 году был перезахоронен русский генерал П.Врангель. Рядом с этим надгробием, на стене – другая мраморная плита, где высечено множество имен наших добровольцев, погибших в Сербии в 90-е годы в ходе войны НАТО против Югославии.

Свято-Троицкая церковь построена русскими эмигрантами в 1924 году с разрешения Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев по благословению Патриарха Сербского Димитрия.

В 1946 году Церковь получила статус Подворья Русской Православной Церкви в Белграде и входила в состав ставропигиального благочиния русских православных приходов. В 1954 году решением Священного Синода РПЦ благочиние было упразднено и все входившие в него храмы, кроме Троицкой церкви и приписанной к нему близлежащей Иверской часовни на Русском кладбище, были переданы в ведение Сербской Православной Церкви. С 1950 года настоятелем Троицкого подворья являлся видный деятель русской эмиграции протоиерей Виталий Тарасьев. Преемником служения был его сын, а ныне — его внук — протоиерей  Виталий Тарасьев.

Во время бомбардировок НАТО в 1999 году Церковь сильно пострадала. После капитального ремонта в 2007 году была освящена митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Надо сказать, что память об этих бомбардировках хранят видимым образом и те полуразрушенные здания, которые точечно подвергались бомбардировке. Одно из них – рядом с Троицкой церковью. Это Белградский телевизионный комплекс. Во время ракетного удара по нему погибли 16 сотрудников. Вблизи Церкви установлен мемориал в память о погибших. Обломками здания и осколками ракет и была повреждена церковь.

Сербия_ (7)

Сербия_ (6)

Нам, к большому сожалению, не довелось посетить Русский некрополь, где упокоились многие русские, покинувшие Россию после Октябрьского переворота и Гражданской войны, где покоятся солдаты и офицеры, «живот свой положивших за други своя».

Монастырь 14 века Раковица во имя святых Архангелов Михаила и Гавриила – следующий и одновременно завершивший наше краткое пребывание в Белграде.

Эта женская обитель находится на южной его окраине. Носит название по названию деревни, которая когда-то была здесь. Кем построен монастырь достоверно неизвестно.

Знаменателен он тем, что там по его пожеланию упокоился любимый сербским народом и, пожалуй, самый почитаемый им, Патриарх Павел. Избран Патриархом в 76 лет и нес свое первосвятительское служение 20 лет.

Это был воистину народный Патриарх. Народ считает его святым, а прославление – делом времени. В храме написана фреска с изображением Патриарха Павла. Пока без нимба над головой.

Его высказывания расходятся в народе как афоризмы.

«Когда человек родится — весь мир радуется, и только сам младенец плачет. Но жить нужно так, чтобы когда человек умрёт, весь мир плакал — и только он радовался!»

Сербия_ (14)

Как завещание звучит эпитафия, высеченная на его надгробии. «Будем людьми и не будем нелюдями».

Сербия_ (15)

Сербия_ (13)

Сербия очень трепетно относится к тому, что почитается мученичеством за веру православную, за Христа. Прославлены в Сербии три Оптинских мученика: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. В этом монастыре рядом с алтарем на северной стене написаны фрески с их изображением.

Рядом с Обителью есть Часовня св. Петки (Параскевы), очень почитаемой не только сербским народом. Храмы, монастыри, часовни, святые источники, освященные во имя святой Петки можно встретить не только в Сербии, но и во всех православных храмах Балкан. Нет храма, где не было бы ее иконописного или мозаичного изображения. Святая Петка, прославившаяся своим аскетизмом, почитается в лике преподобных. Из жития этой святой 11 века известно, что она родилась недалеко от Константинополя в знатной и богатой семье, по разным источникам, сербской или болгарской. После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, приняла там монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества она поселилась отшельницей в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Была погребена на общем кладбище как безымянная странница. Промыслом Божиим ее мощи были обретены чудесным образом. Святыми своими мощами, спасаемыми от поругания, она освятила Балканские страны: Сербию, Болгарию, Молдавию, Румынию. Ныне они почивают в Румынии в городе Яссы.

В Часовне св. Петки Раковицкого монастыря бьет источник, вода которого считается целебной. Наши паломники утолили жажду, умылись и набрали впрок целебной водицы на дальнейший, долгий путь.

Знаменательно и то, что в этом монастыре принял постриг святитель Николай Сербский (Велимирович).

Очень символично, что именно туда, где родился, возрастал и упокоился «Златоустый проповедниче Воскресшего Христа, путеводителю рода Сербского, крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго… святый Николай Сербский и всеправославный» накануне дня его памяти 3 мая (перенесения мощей) лежал наш дальнейший путь. В село Лелич, затерянное высоко в горах, в монастырь святителя Николая Сербского, где почивают его честные мощи.

Сербия_ (17)

Предваряя встречу со святыней, в дороге соборно прочитали Акафист святителю Николаю Сербскому. Богоносный отец наших дней, так называют святителя Николая. Для пересказа его житие может быть как очень кратким, так и очень пространным, так как вне его трудов рассматриваться не может.

Будущий святитель родился в многодетной (всего их было девять) очень набожной крестьянской семье, и воспитывался в духе христианских традиций.

Сербия_ (18)

Сербия_ (19)

Сербия_ (20)

Начало его образованию было положено в школе при монастыре Челие. Дальнейшее его обучение продолжилось в Валевской гимназии, а по окончании – в Белградской семинарии. Став стипендиатом за успехи в учебе продолжил ее в Берне. Учился он охотно и ответственно и в 28 лет был удостоен степени доктора богословия. Продолжая образование, Никола (его имя в миру) поступил на философский факультет Оксфордского университета и по окончании защитил докторскую диссертацию. Знания его были разносторонними и обширными: владение несколькими иностранными языками, изучение европейской литературы и древнеиндийской философии не ра­ди стяжания книжного знания, но для того, чтобы показать превосходство православной веры и духовности.

По возвращении в Белград он начал заниматься преподавательской деятельностью, публиковал много статей религиозной направленности.

Когда Никола тяжело заболел, он дал обет в случае выздоровления посвятить свою жизнь Богу. Болезнь отступила, а Никола принял монашество с именем Николай. Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет иеромонаха Николая в Россию для того, чтобы он ближе познакомился с русской церковной и богословской традицией.

В 1910 году иеромонах Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии, не уведомив никого о своем образовании.

Был скромен, но его образованность, проявлявшаяся в речах, вызывала изумление и восхищение преподавательского состава.

При содействии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) для отца Николая было выхлопотано пособие, чтобы он мог отправиться в путешествие по России, что впоследствии отразилось в его трудах и навсегда оставило след в душе.

Возвращение на родину совпало с началом Первой мировой войны. Отец Николай часто выезжал в места расположения сербских бойцов, как мог укреплял их веру, вдохновлял, исповедовал и причащал Святых тайн, регулярно жертвовал свое жалованье на нужды бойцов. С удивительной точностью после окончания войны он предрек будущий крупномасштабный конфликт, причину которого он видел в отступлении европейцев от Бога.

В 1919 году он был рукоположен по епископа Жичского, а в конце 1920 года – Владыка возглавляет и Охридскую епархию.

Помимо богослужебной деятельности, просветительских и литературных трудов, Владыка много ездил по вверенной ему епархии, по мере возможностей помогал в нуждах жителям, содействовал в восстановлении разрушенных во время войны храмов и монастырей, организовывал сиротские дома.

С началом Второй мировой войны по распоряжению командования окуппационных войск Владыка был заточен в обитель Войловица, где несмотря на тяжелые условия ему удавалось священнодействовать и работать.

Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом Гавриилом в одном из наиболее страшных концлагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Бога.

В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но по воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов, а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Свято-Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания).

18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах. 3 мая 1991 году его мощи были перенесены в его родную деревню Лелич, в построенную им церковь. Ныне честные его мощи почивают в обители его имени.

 

Сербия_ (23)

Саркофаг, в котором мощи свт Николая были перенесены в д. Лелич

Часто приходится в этом повествовании упоминать вводное – «к сожалению». Не избежать его и в этом случае. Цейтнот, сжатый график нашего паломничества, не позволил нам помолиться в Леличе за праздничной всенощной.

Но каким удивительным было это краткое пребывание в этом месте. Теплый солнечный день, возможность приложиться к открытым мощам святителя, постоять, помолиться не торопясь. И даже сфотографировать их! Велика к нам милость Божия и благорасположение Владыки Николая! Иначе чем объяснить!

Сербия_ (21)

Сербия_ (22)

И снова – в путь! В монастырь Милешево, под благословляющую десницу святителя Саввы Сербского, туда, где хранится эта великая всеправославная святыня.

Путь неблизкий. Нам предстояло проехать ту часть Сербии, где родилась Сербская государственность, Старая Сербия или Рашка, так в древности называлась Сербия. Неведомыми судьбами Божиими она является её мусульманской, «потурченной», частью, некогда бывшей сердцем Рашки.

За окном изумительная майская красота, крепкие домовладения под красной черепичной крышей, пышно цветущие плодовые деревья, черемуховая пена.

 

Сербия_ (16)

Ближе к Приеполью, в большей степени мусульманскому району, как и на всей протяженности мест, населенных мусульманами, такая вот картина предстает взору: минареты мечетей, горы мусора по обочинам.

Делаем короткую остановку в г. Приеполье, в переводе – «тот, что при поле». Это место славилось в древности своими базарами, расположенными при дороге, а именно на наиболее бойком месте.

Пятьдесят процентов населения – мусульмане. Дальше – соотношение будет меняться не в пользу православного населения. Так исторически сложилось, что именно на эти места обрушились османы всей мощью. Не заселяя эти места, они разными способами обращали сербов в мусульманство. Похищение, непосильные подати, иные обременения, налагаемые на сербов, заставляли их подчиниться. Но были и те, которые предпочитали смерть, нежели измену своей вере.

Так или иначе, но в этих местах живут сербы, потомки тех, кто много лет назад во время турецкого ига приняли мусульманство. Причем, они не считают себя сербами, хотя паспорта – сербские, язык – сербский. Во время переписи населения называли свою национальность – мусульманин/ка. Перемена веры переменила менталитет. Стоит задуматься.

Для них не имеет значения, что именно здесь родилась православная Сербия, 200 лет бывшая сильным, процветающим государством.

До создания Сербского государства Сербия была частью Византийской империи. Во второй половине 9 века в Сербии было принято христианство в форме православия. Распространилось строительство храмов, в которых сочетались византийское и сербское искусство. Это влияние усилилось после того, как Константинополь в начале 13 века был захвачен крестоносцами, и многие греческие художники бежали в Сербию.

Основателем Сербского государства в 12 веке, его Великим жупаном (правителем) и основателем правящей династии Неманичей был Стефан Неманя, известный нам,  как преподобный Симеон Мироточивый, Хиландарский. Он сумел добиться независимости от Византии, объединив под своей властью сербские территории на Балканах. При его преемниках Сербия добилась статуса королевства и автокефалии Церкви и продолжила расширять свою территорию за счёт византийских владений.

К середине 14 века Сербская держава достигает наивысшего расцвета своей государственности. Королю Душану Сильному удалось объединить под своей властью южнославянские и византийские земли. Он короновался как царь сербов и греков, основанного им Греко-Сербского царства. В стране распространилась византийская культура, были кодифицированы законы, чеканилась серебряная монета, основывались новые города и монастыри, а к слову царя прислушивались други и недруги. Однако как это обычно случается в истории, умирает консолидирующий правитель, государство начинает распадаться из-за междоусобиц. И вместо сильного государства образуется множество мелких владений, поделенных между кланами. Невозможно их назвать государствами, если для поддержания противостояния привлекаются даже враги, которые впоследствии их и порабощают. Так случилось и Сербией. Преемнику короля Душана его сыну Стефану Урошу V не удалось сохранить империю отца. Интриги вельмож, неудачные войны, продвижение турок на Балканы, — все это не оставляло никаких надежд на сохранение державы. После кончины Уроша V, не оставившего наследников, Сербия оказалась один на один с очень сильным врагом. К тому же, на захваченных землях Македонии и Сербии, их правители переходили на службу к османам.

Северные земли пока оставались свободными, но угроза их захвата не могла не беспокоить тех, кому была дорога независимость. В этот период и возникает фигура сербского князя Лазаря Хребеляновича, который видел, как воюют между собой местные правители вместо объединения.

Не взирая на то, что не все сербские правители признавали его верховенство, князь предпринимал попытки укрепления государства, и при поддержке Церкви расширил зону своего влияния. В князе Лазаре балканские народы видели того, кто сможет противостать и остановить османов.

На поддержку соседей князю рассчитывать не приходилось, только на местные силы. Ни болгары, ни венгры, ни другие европейские народы к нему на помощь не спешили.

Противник князя султан Мурад собрал свое войско, в том числе и из перешедших на службу к нему болгар, сербов и, в большей мере, албанцев которые принимали ислам, становясь его верными слугами в последующие века. Поводом к войне стало взятие турками Софии и сербского города Ниша. Выбор был небольшой: либо покориться, либо пойти войной.

Войска князя Лазаря и султана встретились на Косовом поле 15/28 июня 1389 года в день памяти очень почитаемого святого Вита (Вида – у сербов). Войско султана превосходило численностью.

По преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю явился Ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии, но только пока он сам будет жить на земле. Или мученичество ради Царствия Небесного, а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным. Князь Лазарь выбирает Небесное, вечное. Все войско его причащается и гибнет. Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, которую вошли тысячи мучеников. Князь Лазарь был пленён, а потом обезглавлен. Его мощи были перенесены в монастырь Раваница, где они пребывают и доныне. Отрубленная голова до сих пор находится в Турции. Турки отказываются вернуть её сербам. По одному из преданий, Сербия  возвратит себе былую мощь только тогда, когда голова князя Лазаря вновь соединится с его мощами.

Сербское государство просуществовало всего 200 лет до захвата и порабощения его турками. Судьба его решилась на Косовом поле.

Далее – пять веков рабства. Но завет о выборе Небесного Царства жив в народе. По словам святителя Николая Сербского, «Косово приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова». А ведь эти народы обязаны Сербии тем, что Косовская битва, в которой сами турки понесли большие потери, задержала их экспансию в Европу.

В Видовдан, который сербский народ отмечает 15/28 июня, в Сербии не поют и не веселятся.

Такова история, о которой нельзя умолчать. Ведь Косовская битва – центральное событие в истории сербского народа.

Сердце Сербии — Косово ныне территория Албании. Но и сейчас там, в тяжелейших условиях живут сербы, есть монастыри, храмы, которые подвергаются нападениям, уничтожению.

Однако пора вернуться к ранней истории Сербии.

Стефан Неманя – отец свт. Саввы Сербского, первого Сербского патриарха. В 1196 году Неманя созвал сабор в Расе, где объявил о желании передать трон своему сыну Стефану, который впоследствии прославлен как Стефан Первовенчанный. Младший сын Немани Растко к тому времени уже постригся в монахи под именем Савва в русском монастыре на Афоне. После передачи власти сыну Неманя постригся в монахи под именем Симеон, и год провел в монастыре Студеница.  Вместе со своим сыном Саввой он построил монастырь Хиландар на Афоне, где и провел последние годы своей жизни. 13 февраля 1199 года он скончался. После смерти был причислен к лику святых. Его подвиги и заслуги как основателя Сербского государства были прославлены Сербской Православной Церковью.

Нет надобности, погружаться в родословие Неманичей, в сложные, зачастую и драматичные, и трагичные исторические перипетии в отношениях членов этой династии. Важно то, что, несмотря на это, большая их часть – святые.

Обитель Милешева основана в начале 13 века по благословению свт. Саввы Сербского его племянником св. королем Владиславом. Владислав был сыном Стефана Первовенчанного. Именно в этой обители в течение нескольких веков почивали останки свт.Саввы. Здесь же находится гробница и короля Владислава.

Сербия_ (35)

Вид на главный храм Милешева — Вознесения Господня, колокольню и гостиничный корпус.

Сербия_ (33)

Река Милешевица. Название монастырей в Сербии тесно связано с географией.

Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 16-I8 вв.

В начале 16 века в школе при монастыре учились два брата, один — будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, другой – будущий сербский патриарх Макарий. Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В 1594г. Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Есть предание, возможно, не столь далекое от истины, что и мощи святого Саввы монахам тоже удалось спрятать. В утешение верующим оставлена нетленная десница святителя. Мощи же до времени скрыты.

Главный соборный храм Вознесения Господня был построен в византийском стиле из местного белого известняка в начале 13 века.

Сербия_ (25)

В этот же период были написаны самые ранние и ценные фрески в этом храме предположительно греческими мастерами.

Самая известная из фресок, — Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма.

Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая св. Владислава с церковью в руках, приносимой в дар Христу Спасителю. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), свт. Савва Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав.

Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в 16 – 17 веках. Там, где фрески совсем не сохранились, их не дописывали. Принято решение сохранять их в том виде, в каком есть. Дописание – это уже новая, надуманная фрескопись. А росписи, действительно заставляли изумляться своей динамичностью, гармонией красоты духовной и физической.

Сербия_ (27)

Сербия_ (28)

Белый Ангел и Жены-Мироносицы.

Сербия_ (29)

Святой Савва Сербский.

Сербия_ (30)В монастырях и храмах Сербии нет иконостасов, в нашем привычном понимании, и икон по стенам. Есть «алтарна преграда» с ударением на первом слоге, чаще очень низенькая, пара икон перед ней и ковчег с мощами.

В 18 веке обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в конце 19 века.

Несмотря на столь продолжительное турецкое господство, не уничтожена Сербия, не уничтожена православная вера. Даже там, где, как думали турки, они смогут сломить эту веру, сжигая мощи святого Саввы, на холме Врачар вырос самый большой в мире Храм во имя свт. Саввы Сербского.

В монастыре остановились на ночлег. Гостеприимные сестры накормили нас изобильным ужином, и все наши паломники разбрелись по отдельным кельям, очень теплым и уютным. Красивые кружевные салфетки на столиках явно свидетельствовали – обитель женская.

Сербия_ (34)

Надо сказать, следующее утро принесло нам искушение, к которому мы были не готовы. Пришли в Собор на Божественную Литургию. Надо сказать, что богослужение на сербском языке ни у кого не вызвало затруднений с пониманием. Чинопоследование – известно и язык – близкий к церковнославянскому.

Все мы готовились подойти к Таинству Святого Причастия. Однако заветного «Наставите са страхом од Бога и вере (Со страхом Божиим и верою, приступите)» для нас не прозвучало.

Чаша была перенесена священником на жертвенник. Общее замешательство, недоумение.

Позднее выяснилось, священноначалие не благословило причащать русских, если заведомо неизвестно, что они православные Московского патриархата. Во избежание «просачивания» прихожан раскольничьих церквей.

Отнеслись с пониманием.

После трапезы короткие сборы и снова в путь.

Перед отъездом традиционно заходим в «сувенирницу и продавницу».

Наши паломники по обыкновению запаслись памятными святынями, подарками для близких, а выбрать было из чего!

Есть в сербских монастырях очень умилительная традиция: угощать гостей в «гостеприимнице».

Как не зайти в удивительное, совершенно «аутентичное» место – «гостеприимницу»!

Гостям предлагается кафа (кофе), чай, напитки и сир (сыр), что-то сродни брынзе, но чрезвычайно вкусный.

Сербия_ (31)

Приветствие перед входом. «Добро пожаловать, благословение Святого Саввы да будет с вами».

Сербия_ (32)

В «гостеприемнице».

Впереди —  монастырь Сопочани, задужбина короля Уроша I, младшего сына Стефана Первовенчанного, сменившего на престоле короля Владислава. Задужбина («за душу») – церковь или монастырь, которые возводились каждым членом династии для сохранения могил их основателей и непрестанной молитвы за упокой их душ. Обитель посвящена Святой Живоначальной Троице.

Путь к обители лежал через мусульманский город Нови Пазар. Основан на месте старого Раса, колыбели Сербии.

Как нам рассказали, город — очень стабильный в экономическом и демографическом отношении.

Эту стабильность поддерживает высокая рождаемость и распространение, в основном, торговли и ремесленничества.

Пока добирались в эти места, проезжали мусульманскую Сьеницу. Самое высокое место 1200-1300м над уровнем моря, и самое холодное в Европе. Зимой -40.

И как резко поменялся ландшафт и вся природа!

Сербия_ (36)

Из красивой зеленой местности сразу попали в параллельный мир, как назвала эти места наш паломниковод.

 Туда, где растительность и на горах, и на равнине, была мало того, скудной, но, практически не зеленевшей.

Трава — пожухлая, как это обычно бывает, когда только сойдет снег. Все уныло, дороги плохие и очень загрязненные, цивилизованных заправок нет.

Воистину- параллельный мир.

Сербия_ (37)

Сербия_ (38)

Монастырь Сопочани когда-то был духовным центром, в нем насчитывалось 100 монахов. После битвы на Косовом поле монастырь был сожжен турками, потом восстановлен, но после очередного пожара в конце 17 века, монастырь опустел. Однако многие росписи 13 века уцелели. Самые значительные из сохранившихся, – фрески Успения Пресвятой Богородицы, Апостола Филиппа, великомученика Пантелиимона. Интересная деталь. На фреске вмч. и целитель Пантелиимон держит в руках хирургический скальпель. Выходит, что уже в то время пользовались этим инструментом.

Сербия_ (39)

Монастырь Сопочани. От слова «сопот» — источник.

Сербия_ (40)

Сербия_ (41)Успение Пресвятой Богородицы.

Сербия_ (42)

Сербия_ (46)Св. Апостол Павел и Апостол Филипп.

Сербия_ (44)Апостол Петр.

Сербия_ (45)Святые врачи.

Сербия_ (43)Время торопит и мы уже на пути к Петровой церкви, так называют Церковь Петра и Павла. Церковь 9 века, самая древняя в Сербии.

Сербия_ (49)

Петрова Церковь 9 века.

В этой Церкви крестился и принял православие основатель династии – Стефан Неманя и был крещен свт. Савва Сербский.

 Сербия_ (48)_1

Сербия_ (48)

Сербия_ (47)

Перед поездкой нас проинформировали, что майская погода в Сербии – нестабильна, а поэтому нужно быть готовыми к тому, что какие-то планы могут быть нарушены. В основном нам приходилось путешествовать в горах.

А дождливая, с грозами погода явно этому не способствует.

Милостью Божией нам все же удалось добраться до задужбины Стефана Первовенчанного – монастыря Джорджеви Ступове (Георгиевы башни), расположенного высоко в горах.

Сербия_ (50)

Сербия_ (51)

Он построен Стефаном по обету после возвращения ему престола по молитвам к святому великомученику Георгию Победоносцу. Он был изгнан со своей земли старшим братом в борьбе за власть. Братья примирились перед мироточащими мощами своего отца – Симеона Мироточивого, привезенными свт Саввой с Афона по просьбе Стефана. Незадолго до своей кончины Стефан Первовенчанный тяжело заболел и попросил своего брата Савву постричь его в монахи. Так он стал монахом Симоном. Вскоре он упокоился и был погребен в Студенице.

Сербия_ (52)

Сербия_ (54)

Роспись «Святая Троица» в Драгутиновой капелле.

Впоследствии в борьбе за престол сын Стефана — Урош I  был свергнут с престола его сыном Драгутином. Урош принял постриг в монастыре  Сопочани, там он и скончался. Драгутин провел жизнь в покаянии за содеянное, оставив 40 задужбин. Скончался в монастыре Джорджеви Ступове, где и покоятся его мощи.

Сербия_ (53)

Место погребения св. короля Драгутина.

Несмотря на значительные разрушения, неповрежденными сохранились фрески 12 века. Одна из них – фреска с изображением Святой Троицы написана ранее иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым в 15 веке.

Продолжая наше путешествие, движемся в сторону мужского монастыря Студеницы – задужбины основателя династии – Стефана Неманя, где оставив престол своему сыну, он принял постриг. Дни свои окончил на Афоне в основанном им монастыре Хиландар.

В монастыре Студеница нам предстоял еще один ночлег.

Путь в Студеницу напоминал паломнический марафон, во время которого нам удалось побывать в нескольких древних монастырях 13-14 веков: Стара Павлица и Нова Павлица (монастырский комплекс), Градац и Кончул.

Храмы монастырского комплекса Стара и Нова Павлица, ныне являются приходскими храмами.

В монастыре Нова Павлица в Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, приняли последнее причастие перед Косовской битвой сыновья царя Душана Муси, Стефан и Лазарь Мусичи. Мощи свв. Косовских мучеников братьев Мусичей покоятся в этом храме. Надо сказать, что в дело возрождения этого Храма, внес свою лепту паломник из Ижевска. По его заказу для мощей косовских мучеников Екатеринбургскими мастерами была изготовлена резная деревянная рака и с большими трудностями доставлена из Ижевска в Сербию.

Сербия_ (66)

Рака с мощами косовских мучеников Стефана и Лазаря Мусичей.

Сербия_ (65)

Нова Павлица. Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Стара Павлица — задужбина Неманичей, была разрушена во время турецкого нашествия. Большая часть ценностей вывезена на Фрушку Гору во время великого переселения сербов. Монастырская жизнь более не возрождалась.

Сербия_ (67)

Сербия_ (69)

Сербия_ (68)

Стара Павлица.

Делаем еще одну остановку – в монастыре 13 века Градац, задужбине св. королевы Елены Анжуйской, супруги короля Стефана Уроша I, в монашестве – Елисаветы. От средневекового монастыря в настоящее время сохранились две церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, где хранится гробница Елены Анжуйской и десница св. короля Стефана Милутина (в монашестве — Феоктиста). Вторая церковь – во имя святителя Николая Мирликийского. Сохранились остатки монашеских строений.

Сербия_ (60)

Сербия_ (62)

Сербия_ (63)

Сербия_ (64)

Десница св. Короля Драгутина (в иночестве – Феоктиста).

Под горой обители струится святой источник, уже не первый на нашем пути, который позволил нам утолить жажду.

Сербия_ (61)

Самая последняя наша остановка в монастыре Кончул, который находится километрах в 3 от границы с Косово. Идиллически красивое место, окруженное живописными горами, и уютно расположившимися у их подножия селениями в пене цветущих садов.

Сербия_ (71)

Нас встретила монахиня Анисия, очевидец страшных событий в Косово в 90-е годы, когда их Свято-Троицкая обитель была дотла сожжена албанцами.

Сербия_ (77)

По распоряжению правящего архиерея, сестры покинули свой монастырь всего на два дня, взяв только самое необходимое. Взяли они и мощи св. великомученика Иакова Персияна. Вернулись уже на пепелище, посреди которого лежала нетронутая огнем икона Божией Матери «Киккская».

Несколько слов нужно сказать о вмчк. Иакове Персияне. В Сербии — Яков Персиянец. Святой 4 века. Прельщенный царской милостью, при дворе которого служил, убоялся признать себя христианином и принес жертвы идолам. Раскаявшись, стал громко молить Господа о прощении. Слышавшие его мольбы, донесли об этом царю. На допросе святой Иаков мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен.

Сербия_ (73)

На Руси Житие Иакова Персиянина было хорошо известно. В 1270 г. в Орде аналогичным образом был замучен князь Роман Олегович, отказавшийся отречься от Христа. Летописец сравнивает его страдания с мучениями Иакова Персияна: «И се убо сей новый мученик бысть подобен страстию Иакову Перскому».

Приходской Храм свт. Николая Мирликийского в селе Кончул, в 9 веке бывший одноименным монастырем, вновь стал монастырем, который сестры терпеливо возрождают. Освященный в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября, этот день отмечается населением, не только местным, как Народный собор, подобие национального праздника, на который люди съезжаются семьями даже из отдаленных мест.

 Монахиня Анисия – насельница монастыря, уроженка Санкт-Петербурга, иконописец, прожила в этих местах 19 лет. Нужно расписывать храм, а средств мало. На пожертвования приобретаются краски и постепенно обитель преображается.

Она предложила нам немного подкрепиться. По-домашнему расселись на веранде. Нас угостили крашеными пасхальными яйцами, чаем, удивительно вкусным соком.

Пора в путь. Испросив взаимных молитв, покинули Кончул и отправились в монастырь Студеница, одну из важнейших святынь сербов.

Сербия_ (59)

Собор Успения Пресвятой Богородицы.

На протяжении многих веков с момента основания обитель занимала важнейшее место в духовной, политической и культурной истории Сербии. Предположительно монастырь основан в 1186 году.

Сведения о нем встречаются в житиях святых Симеона Мироточивого и Саввы Сербского. Из жития преподобного Симеона следует, что Студеница была обетным монастырем. Святой Симеон, тогда еще —  правитель Рашки – Стефан Неманя – заложил храм во имя Пресвятой Богородицы  на реке Студенице после крупных побед, одержанных им, и расширения пределов своего государства.

Стефан Неманя называл монастырь «великой лаврой», собравшей в то время свыше ста иноков. Да и внешний облик её соответствовал такому определению. Даже сейчас, спустя века, поражает резной мраморный орнамент на Евангельские сюжеты снаружи и внутри Соборного храма, С момента основания Обитель отличалась богатством пожертвований: иконы, утварь, книги, облачения и пр. Продолжил благоукращать обитель его сын Стефан Первовенчанный.

Сербия_ (55)

Сербия_ (58)

Примирение враждовавших братьев Вукана и Стефана после перенесения св. Саввой Сербским в Студеницу мощей преподобного Симеона и последовавшие после погребения знаки проявления святости Симеона, для современников стало признаком Промысла Божия и обретения защитника и ходатая за Сербию и сербский народ. Вскоре после перенесения мощей братья св. Савва и Стефан Первовенчанный составили житие преподобного Симеона. С перенесением мощей преподобно­го Симеона в Студеницу ее архиман­дритом становится Савва Сербский. Во время пребывания на посту игумена неизвестным греческим мастером был расписан храм. Фрески и представляют особую ценность. Знаменитой фрес­кой Соборного храма в честь Успения Божией Матери явля­ется сцена «Распятие», помещенная на западной стене.

Св. Савва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне.

Время благополучного существования обители в 13-14 веках закончилось как для нее, так и для всей Сербии, с наступлением на нее Османской империи, и постепенно привело не только к оскудению обители, но и к последующему ее разграблению и разрушению турками, практически до начала 19 века. Важнейшие святыни и ценности переносились в другой монастырь.  И только в конце 19 века, когда борьба сербского народа против турецкого владычества под руководством Милоша Обреновича, родоначальника новой династии, увенчалась успехом, начались капитальные работы по восстановлению обители.

По соседству с Соборным храмом находится Церковь Иоакима и Анны, построенная в начале 14 века внуком Стефана Немани, королем Милутином. Славу церкви принесли ее росписи. Самая известная фреска, частично утраченная, — «Успение Божией Матери».

В монастыре сохранились еще несколько храмов, которые нам не довелось посетить. Из несохранившихся – фундамент церкви, посвященной Иоанну Крестителю, а также — фундаменты, оставшиеся от зданий, которые, по всей видимости, когда-то располагались по окружности стен.

Исторический экскурс можно завершить тем, что на территории монастыря имеется Саввина трапезная, которой братия пользуется только в торжественных случаях.

После краткого вечернего богослужения нам была предложена трапеза.

О трапезе нужно сказать особо. Поездка совпала со Светлой седмицей.

Усвоив, что сплошная седмица не предполагает излишеств в еде, в поездке мы столкнулись с тем, что в Сербии и у нас — эти меры разительно отличаются. Изобильные трапезы изменили наше представление о неумеренном потреблении. То, что по нашим меркам – излишество, то на трапезе во всех монастырях — обычная норма.

Для наглядности приведу небольшой фрагмент из воспоминаний русских паломников о Студенице, принадлежащих перу литератора Е.Л. Маркова, увидевшего монастырь в 1895 году. Е.Л. Марков пишет: «Архимандрит Феодосий встретил нас с добродушием гостеприимно­го и общительного хозяина. Он просто запаивал и закармливал нас и весело улыбался. Так как стоял Петровский пост, то монастырский ужин, разумеется, подан был постный: очень вкусный суп из фасоли, сушеная форель под каким-то соусом и распластанная вяленая форель на жаркое. Сербские монахи совсем особенного типа; они вовсе не отшельники и не подвижники, не говорят никаких поучений и не следят ни за чьей нравственностью. Они только служат обедни, исполняют требы и носят черное платье, свободно пользуясь всеми скромными радостями жизни».

С этим мы тоже соприкоснулись.

Хотя более века спустя встречал нас не архимандрит, но добродушие, гостеприимство и изобильность встретили такие же.

Ранним утром следующего дня мы все пришли в Соборный храм.

Приложились к святыням.

Главные святыни Студеницы: мощи ее основателя пре­подобного Симеона Мироточивого, его жены — преподобной Анаста­сии Сербской, их сына преподобно­го Стефана Первовенчанного. У основания белой каменной гробницы святого Симеона выбит широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки с мощами преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат.

По уголкам и по периметру гробниц насыпаны деньги. Такая традиции. Это повсеместно касается всех храмовых святынь: икон, ковчегов с мощами.

Божественная Литургия шла на церковнославян­ском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение было не на том слоге, как у нас, но это нисколь­ко не искажало службу, и нам каза­лось, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей.

Все подошли к Таинству Святого Причастия. На сей раз – без искушений.

После трапезы, обычный распорядок: экскурсия, церковная лавка для желающих приобрести что-то на память и прогулка до источника за целебной водой.

Сербия_ (56)

Сербия_ (57)

«Несвятые святые» на сербском языке.

Вот и приблизилось время отъезда. Впереди – монастырь Жича на окраине города Кральево, последняя обитель, которую предстояло посетить, к сожалению, только с ознакомительной целью. На следующий день, 5 мая мы уже должны были попрощаться с гостеприимной Сербией и возвратиться домой.

Впереди — Кральево, город 7 золотых корон. Там в монастыре Жича короновались все Сербские короли, 6 из которых – канонизированы Сербской Православной Церковью.

Сербия_ (75)

«Царская лавра», «Красный остров спасения» — все эти эпитеты о монастыре Жича.

Сербия_ (74)

В 13 веке его основал Стефан Первовенчанный, строил святой Савва Сербский. После хиротонии свт. Саввы в 1219 году в Византии Сербская Церковь стала самостоятельной. Из Византии свт. Савва привез мастеров для росписи Спасова дома – Жичского собора Вознесения Господня.

Сербской Архиепископии свт. Савва в росписях хотел придать образ Сионской горницы, старейшей Церкви, которую создал сам Спаситель.

Роспись Собора была завершена в 1221 году к престольному празднику Вознесения Господня. В этот же день  на державно-церковном Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич, как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного. Эти две даты – 1219 и 1221 гг. – наиважнейшие в истории Сербии. Почти одновременно были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство. Отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической, — их единство, взаимность и долговечность. Жича явилась воплощением этой симфонии властей. В обители хранились, а ныне утрачены, великие святыни: частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды. В Жиче семь врат, поскольку при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале 20 века.

В 30-е годи при участии последнего короля Александра Карагеоргиевича были проведены грандиозные реставрационные работы. Об обители очень заботился Владыка Николай (Велимирович). Жича была его резиденцией, как и со времен святого Саввы, основавшего здесь кафедру архиепископии. При его участии, по его влиянием время духовная жизнь достигла своего расцвета не только в Жиче, но и в Сербии.

Эта обитель разделила с Сербией все испытания, выпавшие на нее во все времена: турецкое иго, опустошительные войны 1912-1913, Первую и Вторую мировые войны, безбожное послевоенное лихолетье. В период османского ига, обитель была разграблена, святыни утеряны. Чем больше ее любил сербский народ, тем больше ее ненавидели иноземцы, приносившие на эту многострадальную землю опустошение и разрушения. Но обитель выстаивала, ее восстанавливали, но ненадолго она расцветала. Снова приходили те, кому ненавистна была святость.

В 1947 году монастырь становится женским, каким и остается до настоящего времени. Свой современный вид Жича приобрел благодаря реставрационным работам, которые велись в период 1925-1935 годов.

Сербия_ (76)

Во время Второй мировой войны немцы бомбили обитель, пытаясь снести её до основания. Пострадала обитель и во время землетрясения 1987 года.

Она выстояла и впоследствии пережила бомбардировку НАТО в 1999 году. Ныне в обители 45 насельниц, имеется иконописная мастерская, большое хозяйство. Своими трудами насельницы обеспечивают нужды обители, пишут иконы по заказу, возделывают землю, выращивают сельхозпродукцию, делают всевозможные заготовки, которая с успехом реализуется. В 2016 году в Москве с успехом прошла выставка-продажа икон, написанных монахинями Обители, средства от которой пошли на ее возрождение.

Наше посещение Жичи было очень кратковременным, удалось обойти главный Собор, рассмотреть уцелевшие росписи и посмотреть небольшой ознакомительный фильм.

Накрапывал небольшой дождь. Погода резко изменилась ближе к нашему отъезду. Солнечная, яркая сменилась пасмурной, серенькой.

В такую «сосредотачивающую» погоду можно и подвести итоги. Каковы же они? Символика обнаружилось неожиданно. Думается, не случайно.

Наше паломничество началось у памятника Николаю II, Русскому Царю, а завершилось в Царской Лавре — Жиче, месте 7 корононаций, духовной резиденции с момента становления самостоятельной Сербской православной Церкви.

Можно ничего не прочитав об истории наших государств, знать только о Косовской Голгофе и Голгофе Русской, и в этом почувствовать схожесть судеб двух наших народов, русского и сербского, предпочетших Царство Небесное – вечное, царству земному – временному. И доказательство тому — «антиминсы на престоле вечности»: Русская земля, устланная костями и пропитанная кровью новомучеников за веру, и Косово поле, на котором полегла за православную веру дружина князя Лазаря.

Очевидный выбор сделали и те, которые, рискуя жизнью, скрывали в период безбожных гонений на церковь образ Русского Царя, написанный в Соборе Вознесения Господня в Жиче. В ходе ремонтно-реставрационных работ, когда стали его расчищать, от стены отделился лист синей плотной бумаги. А за ним явился образ Государя Императора со всеми знаками царской власти.

Сербия_ (100)

Лист крепился к стене простыми кнопками. Так был сокрыт от возможного поругания от коммунистов лик царственного страдальца. После войны Тито не только зверски расправился с духовенством и монархистами, но и со всеми русофилами.

Этот выбор стоит и перед каждым из нас. Небесное или земное?

И какими бы спорными ни были выводы о «морали» выбора святого Царя Николая и святого Князя Лазаря Косовского, истинный выбор всегда один: с Богом или без Бога.

 

 

 

Слава Богу за Все!

 

Автор и фото: Л. Куликова