Что такое Церковь
1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.
2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом и предыдущем случаях слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).
Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».
Этимология: русское слово «церковь» имеет греческую основу – слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки ІV и V веков обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (Κύριος), дословно оно значило «Дом Господа».
Основатель и Глава Церкви
Основатель и Глава Церкви – воплотившийся Бог Иисус Христос. Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединенные единой верой, как это происходит в сектах. Церковь создана Христом, а люди могут войти в неё вторым рождением – крещением и пребывать в ней, соединяясь со Христом. Итак, не мы создаём Церковь и призываем в неё Бога, а Бог создал Церковь и призывает в неё нас.
Христианства нет без Церкви
Священномученик Киприан Карфагенский, сказал кратко, но ёмко: Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. В Деяниях святых апостолов читаем: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47).
Внецерковное христианство – миф. Бог желает спасения всем людям, соответственно того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно её Он и создал для спасения. Аналогично и смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают его тем, что он самостоятельно излечит себя или справится внутренними резервами. При этом не нужно забывать, что и персонал больницы не застрахован от болезней.
Как понимать выражение Мать-Церковь?
- Как мать рождает детей в жизнь временную, земную, так и Мать-Церковь духовно рождает в Таинстве Крещения своих детей – христиан.
- Как мать питает их молоком, так и Церковь питает христиан Святыми Дарами, «лекарством бессмертия» в жизнь вечную.
- Как мать воспитывает детей, так и Церковь научает христиан надмирным истинам и жизни духовной.
- Как мать заботится о детях, так и Церковь защищает и укрепляет нас при содействии Божественной благодати.
- Как мать молится о детях, так и Церковь не оставляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в мире загробном.
- Как мать стремится сделать своих чад счастливыми, так и Церковь ставит целью привести своих детей к вечному блаженству в Царствии Божьем.
Миссия Церкви
Миссией Церкви является спасение (исцеление, обожение) человечества. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться и общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос: Как Церковь относится к чему-либо? наиболее уместен в плане жизни вечной.
Члены Церкви
Церковь является Телом Христовым (Еф.1:22-23; Кол.1:24), к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, стремящихся жить по Евангелию.
Крещением и духовной жизнью человек становится членом Церкви (верным), своими грехами и расслаблением в духовной жизни – переходит в категорию отпавших.
Церковь Земная (Воинствующая) и Небесная (Торжествующая)
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
Существенные (фундаментальные) свойства Церкви
Символ веры определяет Церковь как Единую (единственную), Святую, Соборную, Апостольскую.
Как относиться к грехам членов Церкви
Рассудительно и трезвенно. Каждый из нас ответит на Страшном суде за свои грехи, за грехи наших братьев и сестёр мы не несём ответственности. Но несём ответственность за сплетни, осуждение, раздражение и соблазн немощных в вере. Если Церковь – это лечебница, то нелепо осуждать других пациентов за то, что у них иные болезни (страсти), чем у тебя…
Подробнее см. Критика церкви.
Сколько всего Церквей?
Господь Иисус Христос создал одну Церковь и «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). В Священном Писании союз Христа и его единственной Церкви представлен в качестве образа духовного брака (Мф.5:22-32; Откр.21:9). Церковь Христова, в строгом евангельском значении этого слова, одна, и это – Вселенская Православная Церковь. Между тем, для православной традиции характерно употребление и такого понятия как «Поместная Православная Церковь». Поместные Церкви, например, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Русская, являются составными частями Вселенской (Кафолической) Православной Церкви.
Деление Вселенской Церкви на Поместные основано на территориальном принципе и не нарушает свойственного ей внутреннего единства. Все они объединены под Единым Главой – Господом Иисусом Христом, хранят и исповедуют единое веро- и нравоучение, имеют каноническое общение между собой, почитают общих для них святых (с которыми находятся в молитвенном общении), составляют единое Тело Христово (Рим.12:5; 1Кор.10:17).
Полный текст см.: https://azbyka.ru/cerkov