28 сентября с.г. состоялась приходская двухдневная паломническая поездка в Углич. Немногочисленная по составу группа, ранним утром, разместившись в небольшом семиместном автомобиле, отправилась к святыням двух обителей: Богоявленского и Алексеевского женских монастырей.
Углич богат святыми обителями, но тому, что из их множества для нашего паломничества выбор пал именно на эти две, были свои причины.
Поездка в Углич задумывалась достаточно давно, но, по-видимому, Промыслом Божиим этой поездке дОлжно было состояться именно в это время.
Одна из наших постоянных паломниц, впечатлившись тем, что она узнала о чудотворной иконе «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» или, как ее еще называют, — «Вратарница Угличская», попросила организовать поездку в это благословенное место. Исключительный случай, когда поездка была инициирована участницей поездок, а потому и особо важно было то, чтобы она обязательно состоялась.
Продолжительная дорога не показалась утомительной. Совместная молитва, предварительное знакомство с тем, что нам предстояло увидеть воочию и о чем услышать, краткие остановки в пути, — все это позволило нам благополучно преодолеть немалое расстояние от Москвы до Углича.
Одно обстоятельство, хотя несколько и удлинило наш путь, но, как знать, возможно, оградило нас от больших искушений. До Углича оставалось всего 30 км, когда наш водитель неожиданно остановил машину и вышел.
Через некоторое время он вернулся и спросил, возьмем ли мы попутчика — священника. Батюшка ехал из Переславля в Углич на вечернюю службу в Воскресенский монастырь. Старенький автомобиль сломался по дороге. «Какие же мы христиане, если…» Поэтому раздумий не было. Уступив батюшке место, мы, максимально потеснившись, двинулись в путь по дороге, многие годы не знавшей ремонта. Эффект от такой поездки — вполне предсказуемый.
Отец Арсений поведал, что он давний насельник Воскресенского мужского монастыря, где начинал послушником и принял постриг. Дожив до 78 лет, он разделил со своей обителью все её тяготы. В Переславле находится монастырский дом, в котором батюшка живет, и оттуда ездит на богослужения в монастырь. Нам это было сложно понять. Памятуя о том, что лишние вопросы «почему и для чего», задавать не принято, мы ограничились сказанным. Доставив батюшку прямо к монастырскому крыльцу, мы распрощались с ним, заручившись его пастырским благословением.
На его радушное приглашение посетить обитель, мы не могли откликнуться. Плотный график пребывания в Угличе совершенно не оставлял времени для молитвенного посещения Воскресенского монастыря.
Во время нашего вынужденного отклонения от запланированного прибытия в Богоявленский женский монастырь нас терпеливо ждала сестра Христина, встретившая нас на крыльце монастырской гостиницы «Паломник», постройки 19 века, одной из немногих уцелевшей полностью в период безбожного лихолетья. Она проводила нас в уютные, теплые кельи, стены которых были свидетелями молитвенных бдений, некогда пребывавших в них паломников.
После трапезы сестра Христина довольно подробно познакомила нас с драматичной историей Обители и ее современными буднями. Достаточно сложно передать все оттенки ее красочного, не формализованного повествования.
Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря неизвестны. Угличский летописец, предания, работы исследователей единодушны в том, что он имеет древнее происхождение. Первоначально он размещался в Угличском кремле.
Есть три версии его возникновения. Первая относит основание Богоявленского девического монастыря князем Димитрием Борисовичем Угличским в 1293 году, что не совпадает со временем его правления и не подтверждается другими источниками.
По другой версии монастырь основан в конце 14 века великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией, супругой великого князя Димитрия Донского.
Называют также версию основания обители последней супругой царя Ивана Грозного – Марией Феодоровной Нагой, матерью царевича Димитрия.
После кончины Ивана Грозного, царица с годовалым сыном Димитрием, родственниками из рода Нагих, большой свитой была отправлена в Углич, завещанный отцом царевичу Димитрию в качестве удела. После убийства царевича при точно невыясненных обстоятельствах, расправы угличанами над возможными убийцами, многие из них были подвергнуты казням и ссылкам. Угличская летопись повествует о том, что после гибели царевича в мае 1591 царица полгода провела в своем дворце, а в ноябре по принуждению Бориса Годунова была пострижена в Богоявленском монастыре с именем Марфа. В апреле 1592 была выслана в Никольский монастырь, «что на Выксе».
В Смутное время начала 17 века Богоявленский монастырь разделил участь всех святынь Углича. Во время нападений отрядов поляков и литовцев монастырь подвергся разорению и грабительскому опустошению.
Тогда же «посечени быша» настоятельница игумения Анастасия, 2 священника, 2 чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин, коих тела были брошены в Волгу. Позднее ниже по течению их тела были вынуты из воды горожанами и погребены на погосте при церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Деревянные Храмы были сожжены.
Место погребения игумении Анастасии и насельниц монастыря являлось одной из городских святынь и пользовалось глубоким почитанием угличан. С первой половины 17 века при патриархе Филарете и по настоящее время установилось почитание игумении Анастасии, как преподобномученицы и местной угличской святой. Ныне ее икона находится в двух действующих храмах Обители: Богоявленском и Смоленском.
Памяти о Богоявленской обители не было суждено изгладиться. Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте старицей инокиней Марфой Ивановной (в миру Ксенией) – матерью первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Её мать происходила из рода Грязновых и владела вотчиной в угличских землях.
Ксения Ивановна была супругой боярина Федора Никитича Романова, приходившегося двоюродным братом и крестником царю Федору Иоанновичу, наследовавшему престол после кончины царя Ивана Грозного.
В 1601 году Романовы подверглись опале и по приказу царя Бориса Годунова были пострижены в монашество (Федор Никитич с именем Филарет, Ксения Ивановна с именем Марфа) и сосланы.
После возвращения из ссылки Филарет был возведен в сан митрополита. После освобождения из восьмилетнего польского плена в 1619 году был возведен в сан патриарха.
После избрания на царство в 1613 году Михаила Феодоровича инокиня Марфа стала именоваться государыней великой старицей и занимала почетное место в государстве.
Угличская летопись свидетельствует о том, что инокиня Марфа, связанная с Угличем своим происхождением, принимала участие в восстановлении Богоявленской девической обители. Обитель была заново построена на средства инокини Марфы. Сохранились до нашего времени, пожертвованное ею Евангелие и медное кадило. Во вкладных грамотах 1629-1630 гг. она указывала сестрам обители поминать благоверную царицу Марфу (Марию). Особо – на дни пострижения и преставления «обедни служити и панихиды пети и сестры кормити».
Так в судьбе угличского Богоявленского монастыря запечатлелась история двух российских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.
При Рюриковичах монастырь был основан, Мария (Марфа) — последняя супруга Иоанна Грозного приняла в нем иночество и провела год после гибели сына Димитрия. Инокиня Марфа – мать первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем».
Через сорок лет в соответствии с грамотой царя Алексея Михайловича обитель из Кремля была перенесена в другое место. При возведении новых укреплений кремля территория монастыря была настолько стеснена, что при строительстве половина келий и Святые врата были сломаны.
Все постройки обители были деревянными. Она имела в то время две церкви Богоявления с приделом Иоанна Милостивого и во имя образа Пресвятой Богородицы «Страстная» с трапезою; колокольню на столбах, келью игумении и двенадцать келий для монахинь.
В результате удара молнии сгорела Богоявленская церковь. По городам и уездам начался сбор пожертвований на строительство нового Храма. Строительство пятиглавого Богоявленского храма – первого каменного здания, выполненного в нарядном стиле 17 века угличскими зодчими, продолжалось 10 лет. Он был освящен в 1700 году, а через 150 лет после возведения нового Богоявленского собора, храм был переосвящен в честь Смоленской иконы Божией матери. Это наименование он сохраняет и ныне.
Святые храмы Богоявленской обители: во имя Смоленской иконы Божией Матери (ранее – Богоявленский собор) – справа; слева — летний храм — в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В центре – колокольня Обители, восстановленная из руин.
В начале 19 века была построена летняя церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Главной храмовой святыней стал и поныне остается – список с чудотворной костромской иконы, пожертвованной Богоявленскому монастырю в 1620 году великой старицей инокиней Марфой. Рядом с церковью была пристроена трехъярусная колокольня высотой 30 саженей (64 метра).
Именно со Смоленского храма мы и начали наше знакомство с монастырем. Весь монастырский ансамбль сильно пострадал в период безбожного поругания над святынями Обители. Она была разграблена и преимущественно использовалась под склады.
В двух, уже преобразившихся храмах Обители, в честь Смоленской иконы Божией Матери и Богоявленском, совершаются богослужения.
Как поведала нам сестра Христина, когда, спустя почти 92 года, осенью 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, обитель начала возрождаться, именно в Смоленском храме, закопченном, оскверненном, затеплилась монашеская молитва. В одном из его уголков, где была печь, за перегородкой поселились матушка игумения с несколькими сестрами.
И настоящее время пока многое находится в стадии ремонта, реставрации. В том числе – летний Феодоровский храм, где, как свидетельствуют его прихожане, без вмешательства реставраторов восстанавливаются фрески на стенах.
Тот самый, отгороженный некогда уголок первых насельниц в возрождавшейся Обители. Таким черным потолок был полностью.
Смоленский храм впечатляет старинными иконами и множеством мощевиков.
Старинная икона святителя Николая Чудотворца.
Мощевики в Смоленском храме. В них хранятся частицы мощей многих святых, в числе которых частицы мощей Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святых Апостолов Христовых Варфоломея, Марка, Иакова Зеведеева, Стефана; свт. Иоанна Златоуста, Димитрия Ростовского, Игнатия Брянчанинова; Вифлеемских младенцев, преподобных Киево-Печерских; преподобного Сергия Радонежского; преподобного Серафима Саровского, преподобных старцев Оптинских, святого праведного Симеона Верхотурского, Угличского мученика младенца Иоанна Чеполосова; прпп. Романа Сладкопевца и мн.др.
Во второй половине 19 века на земельном участке, пожертвованном купцом Буториным, был построен Богоявленский собор по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона – автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца в Москве.
Образцом послужила петербургская церковь Святой Екатерины.
Величественный собор – поистине украшение Углича! Он выполнен в русско-византийском стиле, в традициях древнерусского зодчества.
В тот период не находилось жертвователей, чтобы возвести его. Трудами сестер, поистине подвижническими, воздвигнута эта святыня.
Почти невозможно представить, что стоит за этим величием, какие самоотверженные усилия сестер монастыря, которые отправлялись собирать пожертвования по уездам и губерниям; работали на кирпичном заводе, перевозили стройматериалы, выполняли земляные работы, разрабатывали и пережигали известь
В 1853 году завершилось строительство собора и состоялось его освящение со всеми приделами, а их было два: правый – в честь Толгской иконы Божией Матери и левый – в честь святителя Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого.
Завершает ансамбль. небольшая церковь, освященная в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». Эта икона была пожертвована монастырю иеромонахом Афонского Свято-Андревского общежительного скита Иосифом. Она написана по его заказу пустынножительным старцем иеродиаконом Макарием. Воссозданная церковь была освящена 28 июля 2017 года. К сожалению, во время нашего пребывания в Обители она была закрыта.
Весь ансамбль был сформирован на протяжении 19-начала 20 веков.
Благолепие и благосостояние монастыря и в последующие годы не было результатом забот и пожертвований богатых меценатов, но итогом тяжелых трудов его насельниц, строгой, праведной жизни. В обители находились 250 монахинь и послушниц. Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-золотошвеек: лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства. Сестры изготавливали церковные облачения, покровы, ризы на иконы, шитые золотом и жемчугом; трудились на монастырской ферме, на пашнях и сенокосах, огородах. И это – помимо участия в продолжительных службах.
При монастыре действовали приходская школа для девочек с классом рукоделия. Интересная деталь. После большевистского переворота, игуменский корпус отдали под школу. Об этом в своих книгах «Углич» и «Дневные звезды» достаточно подробно рассказывает тогдашняя ее ученица Лёля Берггольц (Ольга Берггольц). Поселили семью «по ордеру горкоммуны в келье Богоявленского девичьего монастыря…А школа помещалась в том же монастыре, на другом конце, в красном кирпичном здании, которое раньше называлось «покоями» и стояло прямо напротив высокого белого собора с пятью синими главами, и главы были усыпаны крупными золотыми звездами».
Традиция обучения рукоделию сохранилась в обители и после ее закрытия. Уроки рукоделия давала девочкам монахиня Агриппина. Она была убита, когда звонила в набат, призывая угличан защитить обитель от разграбления большевиками. Ольга Берггольц, которой в то время было 12 лет, оказалась по другую сторону, несмотря на то, что воспитывалась в религиозной семье. Уже в этом нежном возрасте она отреклась от Бога и позднее стала комсомолкой, а в дальнейшем — членом партии.
В книге «Дневные звезды», писательница, с детства знакомая со Священным писанием, применяя его к обстоятельствам военного времени, придала богодухновенным стихам из 136 псалма «партийное» истолкование. «Паралич тела, вечную немоту — паралич духа — вот что призывал на голову свою древний поэт, если он забудет то прекрасную, то страшную правду о себе и своем народе и не сделает ее «главой веселия своего», то есть основой своей жизни, основой ее радости. Нет, мы ничего не забудем! Мы верны зову Партии: помнить, знать и писать о нашей жизни, о нашем советском человеке, о его душе — всю правду и только правду».
Вроде бы и слова правильные, но не как отклик зову Божию.
Вся последующая ее жизнь была драматичным следствием этого отступления. А «дневные звезды» Богоявленского собора спустя 32 года после отъезда семьи из Углича в Петроград, стали постоянным «не сбывшимся» сновидением. «Мне обязательно нужно дойти до него, потому что …я знаю, что когда дойду до собора, наступит удивительное, мгновенное, полное счастье. И я кружу по странно сумеречным улицам, а собор все ближе, все ярче, и все нарастает и нарастает во мне предчувствие счастья, все сильнее дрожит и трепещет внутри что-то прекрасное, сверкающее, почти режущее, и все ближе собор, и вдруг — конец: просыпаюсь! Так и не удалось мне за долгие-долгие годы дойти во сне до «своего собора». Наверное, не был случайным этот сон, а счастье так и не обрела странница-душа. Ольга Берггольц умерла атеисткой.
Некогда в монастыре были небольшой приют, школа грамоты, больница и странноприимный дом для богомольцев.
Этот же дом более ста лет спустя принимал и нас.
Тяжелейшие испытания встретила обитель в 20 веке: изгнание насельниц, разрушение и осквернение храмов, их разграбление, поругание его святынь. Уничтожены резные золоченые иконостасы, многочисленные иконы; сырьем для металлургического производства стали колокола, подсвечники, паникадила, узорные плиты с полов Храмов. Гнали и веру, и традиции, и культуру.
В 30-годы был превращен в склад Богоявленский собор, церковь «Достойно есть» — в барак, искажены перестройками келейные корпуса.
Но жизнь обители не прекратилась. Изгнанные монахини остались в Угличе, зарабатывая на пропитание, привычным для них трудом: огородничеством и рукоделием. Они создали общину при церкви Царевича Димитрия «на поле». При их участии поддерживался свет веры, сохранялись церковные традиции, несмотря на гонения и лишения. Последняя игумения умерла в 1942 году, некоторые монахини дожили до 70-х годов.
В настоящее время участок земли, подобие монастырского двора, почти не вымощен. Да и собственной территории у монастыря почти нет. Значительная ее часть занята частными владениями, выкупить которые монастырь не в силах. Владельцы далеки от благотворительности. Не освобожден и игуменский корпус. Его занимает спортзал школы, которая, к сожалению, также пока еще не освободила полностью монастырские помещения.
Но и в этих условиях то, что достигнуто всего за пять лет стараниями монашеской общины и благотворителей, изумляет.
Незаметно приблизилось время вечернего богослужения, о котором напомнил колокольный благовест, и наша маленькая паломническая группа отправилась в Богоявленский собор – самый светлый и праздничный в монастырском ансамбле! После многолетнего использования собора в качестве склада, а позднее – для мусора, постепенно возрождается прежнее его благолепие: резные иконостасы, мощевики, огромные иконы, мраморные полы.
Возвращались в свои кельи уже затемно. Вымощенная часть быстро закончилась и мы, несколько увязая в раскисшем от дождей грунте (это, кстати, видно на верхнем снимке Богоявленского собора), двигались почти наугад к воротам.
Невольно проникались сочувствием к сестрам, которым еще предстояло пережить долгий период осенне-зимней слякоти.
Утром в воскресенье мы отправились на Божественную Литургию в Успенский храм Алексеевского женского монастыря. В народе эту шатровую церковь называют «Дивной». «Это белая лебедь, плывущая по волнам веков». Именно в ней пребывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного».
Пришли очень рано. В Храме – тихо, пустынно. Только наша маленькая группа и монахиня за свечным ящиком.
В двух шагах от входа в Успенский храм нас встретила «Свеча Неугасимая Огня Невещественного». Над ней – три неугасимые лампады.
Икона «Вратарницы Угличской» поражает своей необычностью.
Хотя и заметно сходство ее с почитаемым на Афоне образом «Игумении Святой Горы», на котором Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке над Афоном – в игуменской мантии с жезлом и свитком в левой руке, а правая сложена для благословения, Вратарница Угличская – иная.
В полуторовековой истории иконы и по сей день остается много загадок.
По преданию, именно в этом образе явилась Матерь Божия игумену Алексеевского Угличского мужского монастыря Евангелу. Тогда же в конце 19 века по описанию игумена Евангела и была написана икона Богородицы с посохом в левой руке и свечою – в правой, долгое время пребывавшая в безвестности.
Прославление иконы началось со случая исцеления тяжко больного купца, приехавшего в Алексеевский монастырь из Петербурга. По словам купца, Божия Матерь явилась ему во сне и повелела ехать в Углич, отыскать Ее икону, от которой он получит исцеление. По описанию купца, братия догадалась, о какой иконе идет речь. Из кладовой, где по неизвестным причинам хранилась икона, она была перенесена в Успенский храм монастыря. После молебна перед иконой, купец действительно получил исцеление. В благодарность он принес в дар серебряную вызолоченную ризу для иконы. Записи о чудесах, которые совершались по молитвам к Вратарнице Угличской, велись Ярославской Духовной консисторией, которые в богоборческий период не сохранились. «Вратарницей» икона названа за явное её сходство с особо почитаемым на Афоне образом «Игумении Святой Горы». В книге «Сказание о чудотворных иконах Божией Матери и о Ея милостях роду человеческому» икона «Вратарница Угличская» описана так: Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке». Во всех официальных источниках конца 19 начала 20 века она именовалась «Афонской».
С какого времени икона стала называться «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» неизвестно. Поэтому, чтобы не «увязнуть» в изобильной и не бесспорной исследовательской информации, ограничусь написанным.
До начала службы было достаточно времени. Приложились к храмовым святыням: старинным иконам в окладах. Удивиться было чему: и древность, и необычность письма. Иконы – дониконианские. Милостью Божией, чудом, иначе не назвать то, что они сохранились и переданы Обители.
Подошел батюшка, началась Исповедь.
Мы уже знали, что в Обители с мая 2007 года действует приют для девочек-сирот. Вот тут-то и довелось нам взглянуть на воспитанниц, которые выстроились перед входом в исповедальню. Одинаково одетые в форменные платья, они заметно отличались от их сверстниц. Не одеждой, а поведением. Более сдержанным и ровным. Не толпились, не толкались, не говорили.
Исповедальня устроена под низкими, слабо освещенными сводами, очень укромно. Бросилось в глаза то, что певчим очень удобно сразу же после исповеди подняться на хоры по узкой лестнице, находящейся тут же за неприметной занавесью, не выходя вовне.
Воскресная Литургия в маленьком, заполненном до отказа Храме, прошла очень быстро. Все наши паломники подошли ко Святому Причащению.
В ожидании традиционного в наших поездках ознакомления с обителью, соборно прочитали Акафист пред иконой «Вратарницы Угличской».
Когда вышли на монастырский двор, нас ожидала Матушка Ольга – Игумения Обители. Именно она и знакомила нас с Обителью. Для нас – это было неожиданным подарком. То, что рассказывала Матушка, было ведомо только ей, и она делилась с нами. Своё повествование она начала с того, как родился монастырь. А далее, продвигаясь по территории обители, рассказ ее открывал нам страницы жизни обители и величественные, и скорбные.
Едва ли стоит подробно касаться всех деталей этой истории.
Ныне – это женский монастырь. В древности изначально был мужским. Алексеевский монастырь действительно очень древний. Рождение его связано с именем святителя Алексия, Митрополита Московского. После посещения Углича в 1371 году святитель Алексий получил разрешение святого благоверного князя Димитрия Донского на строительство святой обители на выбранном им месте. Для ее устроения святитель направил в Углич своего строителя – монаха Адриана. За год была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, почему и первоначально монастырь назывался Успенским. Алексеевским монастырь стал называться в 40-х годах 14 века, после прославления святителя Алексия в лике святых и строительства в обители храма его имени. Своего расцвета обитель достигла в 15-16 веках. С наступлением же смутных времен 17 века, обитель была разорена, а насельники посадские жители, мужественно сражавшиеся с польско-литовскими отрядами интервентов, были истреблены захватчиками.
На месте их гибели была возведена белая шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Алексеевский каменный храм, построенный князем Фомой Колычевым на месте деревянного в 1482 году, ныне являет печальное зрелище.
Еще очень много средств и усилий понадобится для восстановления Алексеевской церкви. Пока же он выглядит, как светская постройка в стиле классицизма.
А ведь именно в этом Храме Святейший Патриарх Московский и Всея России Тихон освятил в 1910 году придел во имя святителя Николая Чудотворца и Афонской иконы Пресвятой Богородицы. Интересна история иконы святителя Николая, которая сейчас находится в Успенском храме. Эта икона написана на Афоне для Никольского придела Алексеевской церкви усердием архимандрита Андреевского русского скита на Афоне Иосифа, уроженца Углича, 41 год подвизавшегося на Афоне. Он нередко посещал обитель и, по некоторым данным, им в конце 19 века была привезена с Афона и подарена насельникам небольшая икона Божией Матери «Афонская».
После закрытия монастыря большевиками иконы было приказано сжечь во дворе обители. Но человек, которому это было дано это приказание, почему-то не отваживался сжечь икону святителя Николая. Попытки расколоть образ не удались (на обороте иконы сохранились сколы). Проходившим мимо женщинам, одной из которых оказалась монахиня Екатерина, этот человек и отдал икону. До самой своей кончины сестра Екатерина хранила эту святыню. После ее кончины, Николай — крестник сестры Екатерины, которому была завещана икона, в начале 90-х годов, оказавшись в трудных материальных обстоятельствах, отдал ее в антикварный магазин. Между тем владелец этого магазина не решался ее продать, а после закрытия магазина, передал ее на Крутицкое подворье в Москве. Николаю стало об этом известно, так как он прилагал усилия для поисков иконы. Когда нашел, сообщил об этом Игумении Алексеевской обители – Магдалине, предшественнице Матушки Ольги, родной ее сестре.
Не без труда икона была водворена на исконное ее место, в святую Алексеевскую обитель. Условием возвращения иконы Святителя было написание точной ее копии. Денег у монастыря не было. Матушка Магдалина благословила обратиться за помощью, для чего было вывешено объявление о сборе пожертвований. На следующий же день нашелся человек, предложивший сделать пожертвование на написание иконы. Точная копия иконы была написана в Ярославских реставрационных мастерских. В августе 2004 года монастырская икона вернулась в Алексеевский монастырь.
Матушка Ольга уверена, что заступничеством Матери Божией совершаются эти чудеса по отношению к монастырю.
В конце 17 века в обители был построен небольшой, но удивительный по красоте, в чем мы могли убедиться, белокаменный храм во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
И о том, как были найдены средства для его реставрации — еще одна история. На этот раз, — связанная с дерзким ограблением и осквернением в его результате иконы Вратарницы Угличской. 13 апреля 2019 года лихие люди, как бы их назвали прежде, забрались по приставной лестнице и, без шума разрезав толстые железные прутья на окне, пробрались в Храм. Разбили стекло киота на иконе и, грубо орудуя ножами, сорвали 10 нитей с нанизанными на них дарами. Сработала сигнализация и воры, рассыпав часть награбленного, скрылись. Ни злоумышленников, ни награбленного не нашли. Полиция и не прилагала усилий для их поиска. Икона была сильно повреждена, необходима была «ювелирная» ее реставрация. Матушка Ольга полагала, что такая работа под силу только реставраторам «Третьяковки», куда она и обратилась. К ее удивлению, реставраторы с радостью взялись за восстановление святыни. Зная стоимость этих работ, Матушка объявила сбор пожертвований. Ведь близилась 125-летие чудотворного образа, 6 июля. Необходимые средства были собраны, однако реставраторы отказались принять их и, напротив, благодарили, что им была оказана честь реставрировать великую святыню, с которой они с сожалением расставались.
Эти средства и были направлены на восстановление Предтеченского храма. Матушка рассматривает это, как чудо, словно сама Матерь Божия так помогла им! Как даже бедствие было обращено на благо возрождающейся Обители. И он уже практически восстановлен! За очень малое время. Было намерение освятить придел во имя Феодора Стратилата и уже в нем начать Богослужения, но взяла верх решимость завершить реставрацию Храма полностью и освятить его весь.
Матушка Ольга открыла нам Храм, чтобы мы могли увидеть не только сохранившиеся росписи, но обновляющиеся краски на них. Они открываются настолько, что трудно поверить в то, что рука реставратора их не касалась!
Дописывать фрески, там, где сюжет не сохранился, не будут, чтобы, «додумывая», не исказить «новоделом» подлинность.
В этом храме чудесным образом сохранились и печные изразцы, почти ювелирной работы.
На территории обители – следы, продолжающихся восстановительных работ: стройматериалы, строительный и рабочий инвентарь.
Но насколько преобразился монастырь за время передачи его Церкви!
Отремонтированы келейные корпуса и трапезная, которые до 2007 года были многоквартирными домами. В одном из келейных корпусов, отреставрированных для детского приюта, ныне размещаются девочки-сироты.
В стенах обители они получают не только всестороннее образование.
Они учатся церковному пению и чтению, всевозможному рукоделию, рисованию кулинарии, сельскому хозяйству. Дети участвуют в тематических спектаклях к праздникам, короткие пьесы для которых пишет сама Матушка. Дети из проблемных семей, сложно воспринимающие духовное через богослужения, молитву, через образное сопереживание, доступное детскому сознанию, ближе воспринимают Слово Божие, обретают доверие к Господу.
Место, где было кладбище, являет собой пустырь. Пока самое живое на нем – это кедры, посаженные в юбилейный год обители. Пока только два кедра — в основание кедровой рощи, заложенной в день 125-летнего юбилея Чудотворной Иконы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного Вратарница Угличская». Так гласит памятная дощечка справа.
Также символично и жизнеутверждающе симметрично этому пустынному месту обустроен розарий на 1250 кустов роз. И, несмотря на уже, склоняющееся к своему закату лето, обилие многоцветных, нежно благоухающих роз, радовало взор и сердце.
Розы. Это только их малая часть, которую могла охватить камера.
Недолго длилась наша экскурсия по монастырю. Поблагодарили Матушку Ольгу, а она раздала нам иконы «Вратарницы» — благословение Успенского монастыря и пригласила приехать вновь и помолиться, и, при желании, – потрудиться.
Напоследок перед дорогой в первопрестольную мы зашли в «Дивную» поклониться и испросить благословения у Божией Матери, чтобы «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» озаряла не только путь к нашим домам, но и наши души на пути ко спасению.
Слава Тебе, Милосердный Господь за совершенное Божие дело!
Матерь Божия, заступница усердная, Путеводительница, благодарим Тебя за всесильные Твои молитвы и помощь!
Автор текста и фото
Л.Куликова