28 мая на 40-й день после Пасхи в Православной Церкви празднуется Вознесение Господне. Этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим праздникам. Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям Священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50–51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9–11). См. также краткое изложение в Мк.16:19. Согласно этим повествованиям после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин.16::7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12) и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян.2:1–4).
В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о Сошествии Святого Духа. В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22–38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1–2; Мк.1:12–13; Лк.4:1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (Деян.2:з2–36; 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31; 1Кор.15:5–8).
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8–10; Флп.2:6–11; Откр.3:21; 12:5; о прославлении после Воскресения – в 1Петр.1:21; о седении одесную Бога – в Рим.8:34; Еф.1:2о; 2:5–6; Кол.3:1.
Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета: либо прямые, либо аллюзионные. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных Страданий, толкуя Пс.109, говорит о Своем седении одесную Бога (Мк.12:35_37; 14:62). В Откр.3:21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (Евр.4:14; 6:20; 7:26 и проч.). Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение или восхождение на небеса (Мф.16:27; 24:30; 26:64; Мк.8:38; 13:26; Лк.21:27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир. Ср. Ин.3:13; 13:1–3; 16:5, 28 и Ин.3:17, 31; 6:38; 8:23; 13:3; 16:28. О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8–10 и 1Петр.3:18–22. Ср. Пс.67:19 и 138:8.
Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Господнем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.
Последнее обстоятельство в свою очередь объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.
Уже в вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.
В большинстве древних Символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Константинопольском Символе: И возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца.
Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22–71).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (Евр.1:3; 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24–26).
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см. Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою»: Мф.24:зо; Лк.21:27.
Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обОжения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».