27.09.2018г Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня — двунадесятый праздник Православной Церкви. 27 сентября 2018 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничную Божественную Литургию. Накануне было совершено Всенощное бдение.Причиной установления праздника явилось обретение царицей Еленой того самого Креста, на котором был распят Господь. После того, как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утрачен.

Обретение его случилось в царствование императора Константина Великого в 326 году. По сообщениям церковных историков IV-V вв. (Геласия Кесарийского, Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др.), мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Господа.

Крест был найден царицей Еленой и иерусалимскиим патриархом Макарием в результате раскопок близ пещеры Гроба Господня на месте языческого храма Венеры. Место, по преданию, было указано престарелым евреем из иерусалимских иудеев по имени Иуда. В земле были обнаружены три креста, рядом с которыми лежала дощечка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Из трех орудий казни Крест Христов был определен тогда, когда от соприкосновения с ним воскрес умерший, которого в это время проносили по улице для погребения.

Получив указание Божие на истинный Крест Господень, царица Елена, патриарх и все духовенство стали поклоняться ему и лобызать его. Чтобы дать возможность многочисленному народу увидеть Крест, патриарх Макарий, став на возвышенное место, несколько раз поднимал его, откуда и произошло название Воздвижение Животворящего Креста Господня.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Древа Креста Господня и гвозди, которыми был прибит Спаситель. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен уже после смерти равноапостольной Елены 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября н.ст.), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В день Воздвижения вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В VII веке персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в числе многих святынь увез и Животворящий Крест. Лишь при императоре Ираклии, победившем с Божией помощью Хозроя в 629 г., христианам была возвращена их великая святыня. При встрече возвращенного из Персии Креста, как и некогда при событии его обретения, предстоятель, давая возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, несколько раз воздвигал для поклонения Животворящее Древо.

«Крест — хранитель всей Вселенной», «Крест — красота Церкви», «Крест Ангелов слава и демонов язва» — в таких дивных словах Святая Церковь прославляет Честной Крест в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

Особенностью богослужения Крестовоздвижения является вынос Креста на утрени после Великого славословия. Священник кладет Крест на аналое на середине храма, а затем совершается троекратное поклонение Кресту с пением тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Это песнопение поется также и на Литургии вместо Трисвятого. Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему.

В честь Распятого Спасителя торжество Воздвижения соединено со строгим постом. Эта традиция получила свое начало от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм необутым, в простой одежде, и заповедал проводить этот праздник в посте.

Священные песнопения Воздвижению были составлены святыми отцами V-VIII вв. — Андреем Критским (часть стихир на литии), Феофаном Исповедником, императором Львом Мудрым и др. Канон Воздвижению написан прп. Косьмой, епископом Маюмским.

Праздник Воздвижения имеет прямое отношение ко второму пришествию Господню, так как, по слову Спасителя, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24, 30)

Святой Крест, благоговейно чествуемый Церковью, является ориентиром для жизни каждого из нас. Он напоминает христианину об обязанности самоотвержения по евангельскому слову: «если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34).

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый,

имже нас спасл еси от работы вражия.

27092018__1

27092018__2

27092018__3

27092018__4

27092018__5

27092018__6

27092018__7

27092018__8

27092018__9