25-26 марта 2017 г. Паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

25-26 марта 2017 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа в составе 9 человек совершила паломническую поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, который ведет свою историю уже свыше 500 лет.

12PSK-PECH

10PSK-PECH
39PSK-PECH

40PSK-PECH

«В истории Псково-Печерского монастыря есть духовные свидетельства водительства преподобного Сергия Радонежского.

Открытие Богом зданных пещер, где пребывали подвижники во главе с преподобным пустынником Марком, произошло в 1392 году, в год праведной кончины преподобного Сергия Радонежского… Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения самого преподобного Сергия на Северо-Западе Руси» (Из Доклада архимандрита Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря на XXII Международных Рождественских чтениях 28-29 января 2014 года.

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря. Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву, который случайно (по Божьему промыслу) нашёл пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

27PSK-PECH

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков

 1473 год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

33PSK-PECH

Подъем на Святую гору.

31PSK-PECH

 

Сад и иконописная мастерская, известная нам по фильму об Обители архимандрита Тихона (Шевкунова), 700-летний дуб.

43PSK-PECH

38PSK-PECH

 

Так обозревается со Святой горы Обитель, купола Успенского и Покровского храмов, ее колокола, каждый со своей особой историей и особым способом звона, «очепным». Чепа, к которой крепятся большие и малые колокола, приводится в движение снизу.

41PSK-PECH

37PSK-PECH

34PSK-PECH

29PSK-PECH

44PSK-PECH

В первый день нашего пребывания в Обители некоторым нашим паломникам удалось побеседовать со схиархимандритом Никоном, получить ответы на волнующие их духовные вопросы.

Вечером все отправились на богослужение в Михайловский собор. Он воздвигнут в 1827 году в намять избавления города Пскова от нашествия Наполеона. Величественный Михайловский собор, выполненный в классическом стиле, — крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в «долу между гор», поэтому из всех монастырских куполов только позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю.

7PSK-PECH

У правого клироса под пышной сенью хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря, у левого — чтимая икона Божией Матери «Одигитрия».

В Михайловском соборе хранится великая святыня — десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и, особенно — в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.

До начала богослужения в Михайловском соборе у нас была возможность приложиться к его святыням.

Богослужения в Псково-Печерском монастыре имеют свой неповторимый характер, начиная с удивительно слаженного пения и духовенства, и хора, а точнее – нескольких хоров: братии, мирян и детского.

Во время продолжительного монастырского богослужения, все паломники подошли к Таинству Исповеди.

Утренние богослужения в монастырях – ранние.

Поэтому в 6 часов утра вся группа уже бодрствовала и отправилась в Сретенский храм монастыря, где в воскресенье совершалась Божественная Литургия. В этом Храме покоятся святые мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, прожившего в обители 64 года с 1896 по 1960, и прославленного в лике святых 1 апреля 2003 года.

Все паломники Причастились Святых Христовых Таин.

Промыслом Божиим путешествие по Богом зданным пещерам мы совершали в сопровождении иеромонаха Лазаря.

И началось оно с посещения пещерной келии преподобного Симеона Псково-Печерского, в которую он был приведен настоятелем Обители епископом Иоанном (Булиным) после пострижения иеромонаха Симеона в схиму в феврале 1927 года. В этой келье проходил молитвенный старческий подвиг иеросхимонаха Симеона.

Долгое время Симеон был духовником братии и паломников.

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.

По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения.

23PSK-PECH

22PSK-PECH

24PSK-PECH

Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

Продвигаясь вглубь темных пещер или, как их называют, улиц, и, слушая рассказ о. Лазаря, невольно ловишь себя на том, что нет суетных мыслей, тех, которые так осаждают даже в паломнических поездках.

Не удивительно, что монахи избирали эти пещеры для молитвы.

Прохладные, песчаные пещеры поражали чистотой воздуха, хотя сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений не установлено.

Ни запахов сырости, ни тления, несмотря на то, что за керамидами в стенах и иконами-дверями, в глубине пещер, есть основания полагать, – более десяти тысячи погребенных там священников, монахов, мирян.А цветы в вазах, стоящих вдоль стен, прекрасно себя чувствуют и в полной темноте. И кое-где улавливается их легкий аромат.

В завершении центральной улицы установлен канун, у которого совершаются панихиды.

За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

Поклонились и мы, покоящимся рядышком, митрополиту Вениамину и батюшке Иоанну, попросив их о молитвенной нам помощи.

Помолились и приложились к мощам, почивающих в пещерах уже несколько столетий преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Отец Лазарь поднялся с нами на Святую гору, являющую собой большой плодовый сад, вот-вот готовый поразить взоры великолепием цветения. В небольшой вольере обитали две грациозные косули, которых батюшка выпустил к восторгу девочки, из примкнувшей к нам группы.

35PSK-PECH

36PSK-PECH

Настоящую радость испытали паломники, когда отец Лазарь открыл для нас пещерный Успенский храм, где находятся чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы и мощи преподобномученика Корнилия.

С глубочайшим трепетом и благоговением приложились мы к этим великим святыням.

В завершение нам была предоставлена возможность побывать в келье отца Иоанна (Крестьянкина), где до конца дней жил старец, в чьих наставлениях, молитвах и благословении, нуждалось огромное количество людей.

С особым чувством сидели мы перед дверью скромной кельи отца Иоанна, благословляя которого на старчество в Обители, преподобный Симеон во время первой их встречи в 1955 году, назвал «земным ангелом и небесным человеком».

47PSK-PECH

62PSK-PECH

Многие помнят эту келью по фильму «Псково-Печерская обитель».

И вот, мы – в гостях у батюшки Иоанна. Множество икон по всей келье.

На кровати икона преподобного Симеона Псково-Печерского, киот с облачением Амвросия Оптинского.

Рядом, в таком же киоте – облачение самого батюшки: епитрахиль, поручи.

56PSK-PECH

Нас встретил и немного побеседовал с нами архимандрит Филарет, долгие годы бывший помощником отца Иоанна.

Провожая, отец Филарет вручил каждому паломнику книгу отца Иоанна с проповедями Великого поста и «Келейную книжицу «Мысли о любви».

Как будто в напутствие, сказанные нам самим отцом Иоанном на спасение души.

Выходя из келии, берем просфоры из корзинки, горсточки леденцов.

Так же когда-то угощал батюшка, приходивших к нему людей.

Двухдневная поездка была чрезвычайно насыщенной во всех отношениях. Начиная с момента, когда мы переступили через Святые врата Обители в день приезда,

71PSK-PECH

до момента, когда простились с ней, отправляясь в обратный путь, благословившись у преподобного Корнилия.

65PSK-PECH