21 сентября 2024 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил Божественную Литургию праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Накануне – Всенощное бдение.
Рождение будущей Матери Господа — первый акт в истории Воплощения Бога и искупления рода человеческого. Неслучайно этот праздник помещен в начало церковного года. Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием. Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаки́м из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны.
Бездетность считалась в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия.
В глубоком горе святой Иоаким ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав о произошедшем в Иерусалимском храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Через сорок дней этой молитвы Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Супруги поспешили в Иерусалим, как повелел им Ангел, и встретились у Золотых ворот города. На этот раз жертвы Иоакима были приняты священником, а через девять месяцев Анна родила Преблагословенную Дочь — Марию.
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды — Христо́с Бог наш, / и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, / и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак, глас 4
Иоаки́м и Анна поноше́ния безча́дства, / и Ада́м и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. / То пра́зднуют и лю́дие Твои́, / вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: / непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу жи́зни на́шея.