Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Рождество Твое Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,/ и разрушив клятву, даде благословение,// и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый из двенадцати самых больших праздников богослужебного года Православной Церкви. 21 сентября 2018 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничную Божественную Литургию. Накануне было совершено Всенощное бдение.
Согласно учению Церкви, Рождество Пресвятой Богородицы – событие не случайное. Ей была отведена важнейшая роль в замысле спасения человечества. Все подробности жития Приснодевы Марии доносит до нас Церковное Предание.В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем. Церковное предание повествует нам о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в городе Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь они молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка, посвящая себя при этом исполнению Божией воли и служению ближним. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь этого ребенка будет посвящена служению Богу. По прошествии пятидесяти лет их супружества молитва престарелых праведников была услышана. Дочь они назвали Марией (в переводе с евр.- «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова, по матери — из племени Ааронова; среди ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Пресвятой Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия. Ветхозаветная мораль видела в этом бесплодии наказание Божие, поэтому Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу. Однако Иоаким знал, что многие ветхозаветные праведники, среди которых, например, Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность — окружающие относились к ней так же, как и к ее супругу. Бездетность в иудейском обществе рассматривалась как тяжкое наказание за тайные или явные грехи, а рождение ребенка избавляло от всеобщего позора.
Однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась о том, чтобы Бог даровал ей ребенка, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит, и о потомстве ее будут говорить во всем мире – и Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. После этого благовестия Иоаким и Анна встретились,и по истечении времени в их доме произошло чудесное событие — Рождество Пресвятой Богородицы. После Рождества Пресвятой Богородицы уже пожилые Ее родители принесли Богу благодарственные жертвы за вымоленный ими дар.
По прошествии года после Рождества Пресвятой Богородицы, Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою долгожданную вымоленную дочь и, показывая всем, просил священников благословить ее.
Как считает ряд исследователей, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник первоначально в греческой Церкви и вскоре после этого появился в Риме. В XIII в. на латинском Западе появляется объяснение даты праздника: по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба праздничное пение ангелов. Ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь совершилось Рождество Богородицы. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы по примеру небожителей и на земле праздновалось Рождение Святой Девы.
В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени.
Святой Андрей Критский называет торжество Рождения Божией Матери началом праздников, дверью к благодати и истине.
Для нас современных христиан жизнь Иоакима и Анны является примером благочестивого супружества, взаимопонимания и единства супругов в преодолении трудных обстоятельств жизни и общественного мнения, безмерного упования на Промысел Божий и Его милосердие, благодарности и доверия Богу, смирения, крепкой веры, надежды и неотступного молитвенного подвига.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.