Преображение Господне — один из двенадцати самых больших праздников богослужебного года Православной Церкви. 19 августа 2018 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничную Божественную Литургию. Накануне было совершено Всенощное бдение.
Этот праздник был установлен для духовного воспоминания одного из важнейших событий в земной жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников, которое было описано сразу у трех евангелистов. (Мф.17: 1-8, Мк.9: 2-8, Лк.9: 28-36).
Однажды Иисус Христос, направляясь на гору Фавор для молитвы, взял с Собой троих самых близких и любимых учеников: Петра, братьев Иакова и Иоанна. Именно они выразили желание быть со Христом до самой Его смерти. При приближении Голгофских страданий и Крестной смерти, Господь, чтобы утвердить своих учеников в вере, сохранить от малодушия и отчаяния, являет перед ними чудо — видимо преображает Свою человеческую плоть, показывает всему миру Свое Божественное происхождение. В момент молитвы лик Господа просиял, подобно солнцу, а одежда стала белой будто снег. Тогда же появились два ветхозаветных праведника — пророки Моисей и Илия, и беседовали со Спасителем о грядущих событиях.
В этот же момент произошло и еще одно чрезвычайное событие, подобно тому, которое было в момент Крещения Господа в реке Иордан. Господа и пророков объяло облако, из которого прозвучал голос Бога-Отца, засвидетельствовавший Божество Иисуса Христа.
Богословское значение слова «Преображение» означает изменение образа. То есть, в определенный момент Христос открыл человечеству славу Своего Божества.
Это событие следует толковать не только как личное преображение Спасителя, но и как преображение самих апостолов. Святой Григорий Палама об этом пишет так: «Они сами (апостолы) изменились, и таким образом увидели изменения (во Христе)».
Преображение произошло на горе Фавор, а не на любом другом равнинном месте. В древности было принято, что все важные дела решались только на холмах, или даже на горах, поэтому еще и таким способом Господь подчеркивает значение и силу молитвы и преображения.
19 августа, дата празднования Преображения Господня, выбрана не случайно — это ровно сорок дней до праздника Воздвижения Честного Креста Господня, которое по своему духовному содержанию, соответствует Страстной Пятнице, когда был распят Спаситель.
Общецерковный праздник Преображения Господня существовал уже с IV века. О нем упоминают в проповедях святые Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст. В VIII веке новые праздничные песнопения были составлены Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским. Их используют в праздничном богослужении до сих пор.
В наши дни праздник Преображения имеет несколько названий, некоторые из них имеют не церковное, а народные корни. Например — Яблочный Спас. Несмотря на то, что действительно, в этот праздник существует традиция освящать принесенные плоды, но православным все же следует отказаться от употребления подобных словосочетаний. Спас — это Спаситель наш Иисус Христос. Он не бывает ни «яблочным», ни «медовым», ни «маковым».
Свидетельство о традиции освящать плоды на Преображение находится еще в 3-м Апостольском правиле. На Востоке к этому дню, как правило, уже созревали злаки и виноград (эти плоды имеют прямую связь с Евхаристией, где используется просфора из пшеничной муки и виноградное вино), поэтому на праздник их приносили в церковь для благословения и в знак благодарности Богу за дарованный урожай. В тех регионах, где виноград не успевал созревать или вообще не растет, там освящают яблоки и другие фрукты. Некоторые богословы видят в чине освящения плодов символизм духовного преображения всей природы Фаворским светом Божьей благодати.
Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост – это время трудов по исправлению своего внутреннего греховного состояния, время покаяния, время беспристрастно заглянуть каждому в свое сердце, посмотреть на свои помыслы, желания, намерения, предприятия, слова, дела и направить свои усилия на просвещение своего ума, преображение своей души, на изменение своего внутреннего устроения к лучшему. Это время стяжания плодов духовных, изучения Священного Писания и наставлений святых Отцов Церкви, углубления молитвенного опыта. Своим Преображением Господь хочет пробудить стремление к личному преображению каждого человека для жизни будущего века.
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/
и почитаем пречиистыя плоти Твоея//
преславное Преображение.