15.02.2024 Праздник Сретения Господня

15 февраля 2024 года в праздник Сретения Господня в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничное Богослужение. Накануне — Всенощное бдение.
Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской.
В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля.
Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…».
Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы. Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».
Святитель Феофан Затворник призывает нас не только вспоминать это событие и представлять блаженство его участников, но и стремиться к тому состоянию, когда наше блаженство будет не меньше: «Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше.». Для этого, по словам епископа Феофана, необходимо в первую очередь покаяние: «Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в Сретение Господу и первое вступление на сей путь.» Затем, устроение для себя такого рода жизни и поведения, чтобы «на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш.». И при этом нельзя забывать о том, что «под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу.»
«Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в Сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их Сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.»


Тропарь
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, /
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, /
просвещаяй сущия во тьме. /
Веселися и ты, старче праведный, /
приемый во объятия Свободителя душ наших, /
дарующаго нам воскресение.


Величание
Величаем Тя, /
Живодавче Христе, /
и чтем. Пречистую Матерь Твою, /
Еюже по закону ныне /
принеслся еси в храм Господень.