14 августа (1 августа по с.ст.), в первый день Успенского поста, Церковь празднует Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничную Божественную Литургию.
В народе этот праздник называют «первый Спас», «Медовый Спас», «Спас на воде». После Литургии традиционно совершается малое освящение воды и меда.
Русское название праздника «происхождение» – неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, Крестный ход, поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение».
Этот Праздник был установлен в IX веке в Византии, южной стране, где нередко случались различные эпидемии и моры. Особенно сильными они были в августе, когда стояла наибольшая жара. Болезни уносили жизни многих людей. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога, они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по улицам, неся с собою иконы и совершая молебны. Особенно пышно эти шествия проводились в столице — Константинополе, и продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Главной святыней, которую обносили по городу, была часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, она износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Окончательно обычай совершать крестный ход и водосвятие в августе установился в X веке, а с ХII-ХIII веков традиция утвердилась во всех поместных Церквях.
В Русской Церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1«. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.
Кроме того, в этот же день, 14 августа (1 августа по с.ст.), установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста.
В середине XII века на Руси и в Византии, практически одновременно, произошли два чудесных события. Два правителя — Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин — выступили в военные походы против своих врагов. Андрей ополчился на волжских булгар, а Мануил пошел на турок. В обоих случаях христианским государям пришлось иметь дело с войсками неприятеля, которые намного превосходили их собственные силы. В обоих случаях кампании грозили закончиться провалом, и в обоих же случаях предводители взмолились Спасителю и Божией Матери о даровании победы. Молитвы были услышаны, походы правителей-христиан оказались победоносными.
Наши предки увидели в этих событиях знак Божьей милости, непреложным доказательством которой в обеих этих победах послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила, и по благословению представителей высшей церковной власти, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый,
имже нас спасл еси от работы вражия.
Тропарь Креста, глас 1
Cпаси, Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительству
щедроты Твоя даруй, Христе Боже,
возвесели нас силою Твоею,
победы дая нам на супостаты,
пособие имущим Твое оружие мира,
непобедимую победу.