12 июля 2024 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил Божественную Литургию праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне – Всенощное бдение.
Праздник назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру. Петра и Павла называют «главными», то есть первоверховными.
Первоверховные — самые значимые и почитаемые, особенно послужившие для распространения христианства. Это не значит, что остальные апостолы менее значимы или что Петр и Павел ими управляли. В книге Деяний апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались сообща на соборах. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая образ отвергшего Христа и покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего.
Апостол Петр — простой рыбак, которого позвал за Христом его брат апостол Андрей Первозванный. Именно Петр первым назвал Иисуса Христа Богом: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Апостол Петр проповедовал там и там, оставил после себя два послания (входят в книги Библии). Апостола убили в Риме в 67 году — его распяли на кресте вниз головой.
Апостол Павел никогда не видел Иисуса Христа и был призван для проповеди уже после Его Вознесения. Павел — иудейский ученый богослов, который ненавидел и преследовал христиан. Резкая перемена в его вере случилась по дороге в Дамаск, где он должен был в очередной раз судить христиан. Ему явился Господь (Деян. 9:1-20) и с этого момента апостол настолько в Него уверовал, что стал его ревностным проповедником и оставил 14 посланий (писем) с наставлениями о вере, которые входят в книги Библии. Павла убили в Риме в 67 году — ему отрубили голову.
Уже на первых иконах апостолы Петр и Павел нередко изображались вместе. Сначала фронтально, а с XVI века — обращенными друг к другу. Этот иконографический сюжет символизировал создание Новозаветной Церкви. На иконе апостол Петр изображается простирающим правую руку в моленном жесте. В его левой руке — свиток и ключ на длинной цепи: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19). В руках апостола Павла изображается книга, которая напоминает о том, что он — автор четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.
Величание Апостолам Петру и Павлу
Величаем вас, /
апостоли Христовы Петре и Павле, /
весь мир ученьми своими просветившия /
и вся концы ко Христу приведшия.
Тропарь Петру и Павлу, первоверховным Апостолам
Апостолов первопрестольницы, /
и вселенныя учителие, /
Владыку всех молите /
мир вселенней даровати /
и душам нашим велию милость.