7 июля Церковь празднует рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы отмечаем память о всех событиях его жизни: : о зачатии, рождении, о его миссии Крестителя и о его мученической смерти. Церковь молится и просит его молитвенного предстательства пред Богом.
Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Захария, увидев Архангела Гавриила, смутился, страх напал на него. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк.1: 9-13).
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном — прощении грехов народа, а получил обещание рождения сына. Праведный Захария не видит, что все, что он просил, он получает с избытком. Он молится только об иудейском народе, а ему благовествуется о том, кто все племена приготовит к спасению. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство. Рождается начальник воинства Царя Небесного, который идет предуготовить мир к освобождению от грехов.
Но недолго святой младенец Иоанн утешался любовью престарелых родителей. Отец его был убит в Храме, а мать, скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась. Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя нам неизвестно, в Священном Писании нет указаний на это. «Не спрашивай меня, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.
Иоанн, хранимый Божественной помощью, укреплялся духом, готовился к величайшему служению — уготовить народ к принятию Спасителя мира. Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом.
Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана. Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необходимых условия достижения Царства Небесного.
Дело нашего личного спасения совершается неприметным, не всегда сразу постижимым для нас образом, так же как было и с праведным Захарией. Мы молимся и о своем спасении, молимся и о спасении близких. А события в нашей жизни случаются и радостные, и скорбные. Взирая на них, хочется порой недоуменно вместе с праведным Захарией спросить: разве об этом я молился, разве этого ждал? Мы не понимаем, почему это с нами происходит. Нередко, находясь в подобных обстоятельствах, мы как бы связываем свою душу сомнениями, то есть немотою, как было и с праведным Захарией. Но проходит время, и мы начинаем видеть в происходящем с нами Промысл Божий.
Когда наступает этот момент, то душа наша, уверясь, что все прошедшее было Божественным посещением, радостно вместе с праведным Захарией восклицает: «Благословен Господь Бог, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему!»
Тропарь рождеству, глас 4:
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.