2 августа Православная Церковь отмечает праздник в честь ветхозаветного пророка Илии. В храме святой блаженной Матроны Московской Божественную Литургию праздника совершил настоятель иерей Игорь Краев.
Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Имя его переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.
Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя.
Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове.
«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26). То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя.
Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама». Пророк попросил воды напиться, и она сразу же пошла исполнить просьбу. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10, 41–42). Вдова сказала, что у нее есть горсть муки в кадке и немного масла: «Съедим это и умрем».
Удивительная кротость, покорность происходящему, свидетельствуют о том, что она была праведница, хотя и не знала закона. Обещание пророка исполнилось. Мука в кадке не истощалась, а масло в кувшине не убывало. Затем было новое испытание ее веры: заболел и умер сын. Пророк помолился Господу об умершем отроке и возвратил его к жизни.
Святой выступил против языческих жрецов, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек — врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому пророку. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы. По молитвам Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.
Мы молимся перед его иконами, а он еще не умирал. Пламенно служил пророк Богу, пламенно свое служение и окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса, где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. В Библии сказано, что «Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо» (4 Царств 2:1). На иконах изображается этот момент. Пророка Илию на пламенеющей колеснице возносят огненные кони. Толкователи замечают, что колесница и конница символизируют силу и славу народа. Сам Илия был пламенным ревнителем о Боге, вот в пламени и возносят его кони.
Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем накормить нуждающегося, как вдова, принявшая пророка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним — в нашем сердце. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше посильное служение ближнему будет направлено на преодоление стены между человеком и Христом.
Тропарь
глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,/
темже и почитающим его точит исцеления.