02-03 марта 2019г Паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

 «И мы еще должны явить миру красоту православного духа через храмы, через фрески, через иконы, через святые мощи.

Потому что порой людей внешних сначала поражает красота богослужения, красота храма, красота внутреннего его наполнения.

Человек, может быть, еще не знает ни песнопений, ни Евангелия, ни церковнославянского языка, ни богослужебных текстов, но он уже душой чувствует, что это иное пространство, иное время, иная обстановка.

Как о наших храмах говорят – это небо на земле». (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Предваряя повествование о нашем паломничестве 2-3 марта 2019 в полюбившуюся нашим паломникам обитель, не случайно приведены эти слова отца Иоанна из беседы батюшки в конце 80-х годов с будущим Оптинским архимандритом Мелхиседеком.

Приезд именно в эту удивительную Обитель, пронизанную особым духом святых его насельников, накануне Великого Поста, да еще и в Неделю о Страшном Суде, помогал, даже, более того, — рождал именно состояние пребывания на земле, как на небе. Во всяком случае, рождал стремление туда переселиться когда-нибудь.

Рано утром в субботу 2 марта наша небольшая группа прибыла в г. Печоры и после краткого размещения в привычных уже «келиях», отправилась в Михайловский собор на Божественную Литургию.

02032019_1

Духовный подъем, в котором единодушно пребывала наша группа, позволил всем нам, поисповедовавшись, причаститься Святых Христовых Таин во Вселенскую родительскую субботу.

02032019_2

Промыслительно и то, что у каждого из нас было, о ком помолиться в этот день. Известно, что просить, взывать о милости к усопшим лучше с очищенной душой.

Трапезничали неподалеку от Обители, в очень уютном и гостеприимном кафе. С фотографий, с любовью размещенных на стенах, на нас смотрели уже хорошо нам знакомые по книге архимандрита Тихона (Шевкунова) – «несвятые святые»: архимандрит Алипий (Воронов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Адриан (Кирсанов), схиигумен Савва; а также лица именитых и сановитых гостей, в разные годы посетивших Обитель.

Вся атмосфера в стенах ли монастыря, или вне их, самый воздух, вливали неожиданные силы и радость от встречи.

До начала Всенощной оставалось немного времени и, по многолетней паломнической традиции мы собрались в одной из «келий», чтобы поделиться информацией из истории Обители, рассказать о ее святых насельниках, подвизавшихся в разные периоды ее существования. И, как показывает современная история монастыря, древние монашеские традиции, основой которых было старчество, не утрачены. И по сей день живут в Печорах чада отца Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Саввы.  Из их уст мы узнали то, о чем не слышали и не читали.

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, насчитывает более 500 лет. Этот не самый древний монастырь милостью Божией никогда не закрывался, его не коснулись гонения и грабежи в безбожные времена.

Благодаря чему, в Печорах нашли себе тогда пристанище иноки, связанные с духовными традициями Оптиной, Вышенской, Макарьевской на реке Лезне и Глинской пустынь — ученики учеников знаменитых старцев.

Печерские насельники смогли соприкоснуться и с живыми традициями валаамского монашества, когда в 1957 году к ним прибыли из Финляндии семь братии Ново-Валаамской обители (в 1939 году древний Валаамский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера, оказавшихся после финской войны в границах СССР).

Это были: иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий (позднее трудился на приходском служении, где и скончался), монах Сергий и принявшие схиму уже в Печорах схимонах Николай (до схимы Борис), иеросхимонах Иоанн (до схимы Лавр), схимонах Герман (до схимы Гурий).

Здесь обрел последнее пристанище после многих лет поистине скитальческой жизни митрополит Вениамин (Федченков).

До конца дней по мере своих сил и здоровья он трудился, совершая богослужения в монастырских храмах и проповедуя, а также завершил свое богатое духовно-литературное наследие.

В этом повествовании о поездке в Печоры, не хотелось бы детально останавливаться на историческом экскурсе, связанном с зарождением обители, знаковых датах и событиях. Достаточно подробно рассказывалось ранее. Эта поездка, как и все предшествовавшие, не похожи ни на одну из них.

Тот, которого мы знали, как автора книги «Несвятые святые» и фильма «Псково-Печерская обитель», стал Митрополитом Псковским и Порховским и священноархимандритом этой Обители. Владыка Тихон (Шевкунов). Собственно наше путешествие началось с того, что с Владыкой мы ехали в одном поезде. В общем потоке людей только и можно было бросить беглый взгляд, на стоящего у вагона в ожидании посадки батюшку в черной одежде без сановных отличий. Но и этого было достаточно для узнавания. Но мы себе не поверили. Как это часто и случается.  Каким-то предзнаменованием это все же было, наверное.

Позднее мы вполне ощутили результаты его деятельности, изменения, произошедшие за период его пребывания в новом качестве.

02032019_3

Архиерейский корпус – место нынешнего пребывания Владыки Тихона (верхний этаж). На первом этаже справа вход в келью, в которой некогда жил будущий Владыка. Слева вход в келью отца Нафанаила (Поспелова).

Впрочем, незаметно приблизилось время вечернего богослужения, о чем нам возвестил большой колокол Михайловского собора.

Нам впервые довелось быть в обители на всенощной за неделю до начала Великого поста.

До начала богослужения в Михайловском соборе у нас была возможность приложиться к его святыням: чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» — одной из главных святынь Псково-Печерского монастыря, чтимой иконе Божией Матери «Одигитрия»; деснице, святой мученицы Татианы.

Непохожесть монастырского предпостового богослужения и по содержанию песнопений и канона задавала новую тональность всей службе и её восприятию.

Позади первый день нашего пребывания в Обители. Пришло время краткого отдыха. Легкий ужин в маленькой трапезной нашего «Странника» и паломники разошлись по кельям.

В воскресный день нам предстояло отправиться не в Сретенский храм, куда обычно мы приходили на раннюю Литургию, а в Успенский пещерный храм. В Сретенском храме, где покоятся мощи святого преподобного Симеона Псково-Печерского, нам так и не довелось побывать.

С недавних пор Сретенский храм открыт только в будни. По праздничным и выходным в течение дня открыт Успенский пещерный храм, попасть в который в былые наши приезды почти не удавалось.

Ранняя Литургия в Успенском пещерном храме начинается в 7 часов, а народ уже в 6.00 ожидает старца, схиархимандрита Никона.

Сегодня он исповедует. Маленький пещерный храм вмещает немного людей, но как-то все разместились, даже не создавая при этом толчеи. Феномен в том, что в этих местах люди не имеют обыкновения во время службы ходить по храму. До службы можно приложиться к святыням: иконе Успения Богородицы и честным мощам преподобномученика Корнилия.

Даже у свечного ящика суеты не заметно и во время службы. Все делается, почти молча, бесшумно.

Еще одно новшество. И в этом, и во всех монастырских храмах для расчетов принимают пластиковые карты.

По окончании Божественной Литургии Храм не сразу опустел. Старец схиархимандрит Никон оказался в гуще людей, окруживших его. Кто с просьбой помолиться или ответить на наболевшие вопросы. Большая часть – получить благословение. В их числе была и наша маленькая группа.

В полумраке Храма соборно прочли Акафист преподобномученику Корнилию.

02032019_4

 

02032019_5

Голубые купола Успенского и Покровского храмов. Слева – вход в «Богом зданные пещеры», где упокоились преподобные Иона, Марк, Лазарь Прозорливый, матерь Васса.

 По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю от набегов крымских татар.  «Начальным иноком» монастыря называют одного из этих затворников, преподобного Марка. Также по преданию, земля вокруг будущего монастыря принадлежала  Ивану Дементьеву. По Божьему промыслу  пещера была найдена во время рубки деревьев, когда от упавшего дерева земля провалилась, и обнаружился вход, на котором к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

Именно в эти пещеры мы и отправились после Литургии, на сей раз со светским экскурсоводом. С недавних пор (это повторяющееся словосочетание, надеюсь, дает понять, с каких именно) мирских людей монахи и послушники уже не сопровождают по пещерам.

И Святая горка, посещение которой мы всегда с нетерпением ожидаем, закрыта для экскурсий.

 Возможно, из-за наметившихся в некоторых местах обрушений, о которых нам говорили в прошлом году. Есть и еще одно предположение, которое, как знать, и недалеко от истинной причины.

Святая горка. Под ней находятся пещеры, где на братском кладбище покоятся и бывшие насельники, сокрытые Богом святые. Святую горку – святым. Известно, что Святая Горка была излюбленным местом монахов для уединенной молитвы.

Как впрочем, и местом, где все иноки находят свое упокоение. Точнее, в пещерах, находящихся под Святой горкой.

12 сентября 2018 отошел ко Господу наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). По его просьбе он упокоен не в погребальной нише, без надгробной плиты с надписью, а — на братском кладбище, как простой монах.

Печерские пещеры делятся на Ближние и Дальние. Так же, как и в Киево-Печерской Лавре. Только протяженность Ближних Печерских — всего 15 метров.

В этих пещерах упокоились основатель обители, преподобный Иона преподобные Марк, Лазарь Прозорливый, преподобная Матерь Васса.

02032019_6

Святые Псково-Печерские.

Первым своим подвижничеством освятил эти места Марк – пустынножитель, по преданию, пришедший из Киева в период нашествия татарских полчищ, разоривших Киево-Печерскую обитель.

В конце 15 века в этих местах обосновался и положил начало созданию Обители священник Иоанн, бежавший с женой Марией и двумя сыновьями из ливонского города Юрьева (ныне Тарту) от притеснений латинян. Супруга отца Иоанна была первой постриженицей обители. Болезнь матушки не сулила выздоровления и незадолго до своей кончина она приняла монашеский постриг с именем Васса. Похоронив супругу, отец Иоанн также принял монашество с именем Иона. По преданию, после погребения, гроб Вассы дважды оказывался на поверхности земли, что было воспринято как свидетельство святости. Гробница преподобной Вассы была помещена в отдельной, изготовленной для нее, пещерной нише. Там же находится и гробница преподобного Ионы.

К сожалению, в пещерах не благословляется фотографировать, а поэтому прибегну к единственному доступному способу показать и гробницу преподобной Вассы, вериги преподобного Лазаря Прозорливого, улицы — галереи пещер и то, как выглядят живые цветы у погребальных ниш, стоящие в темноте без воды.

02032019_7

 

Никогда прежде в рассказе о нашей поездке в Печоры, не упоминалось о преподобном Лазаре Прозорливом, хотя он того более, чем достоин.

Иеросхимонах Лазарь подвизался в Псково-Печерском монастыре на рубеже 18-19 веков. Служил приходским священником в городе Опочке Псковской губернии, но стяжал любовь и уважение не только среди прихожан. Овдовев, решил принять иноческий сан, поступил в Псково-Печерский монастырь, где и принял монашеский постриг. В обители отец Лазарь прожил всю жизнь до своей блаженной кончины. Прилагал подвиги к подвигам, пребывая в непрестанной молитве, посте и трудах. Шил ризы и вырученные за работу деньги, вместе с приношениями от различных лиц, раздавал нищим и посетителям, приходившим к нему за благословением и наставлением, отделяя часть денег на содержание устроенной им богадельни.

В житии преподобного приводится необычайный случай, даже скорее — явление в жизни отца Лазаря.

«Трое суток он находился как бы совершенно мертвый; уже положен был в гроб, совершалось над ним, как над покойником, чтение по чиноположению Церкви; все приготовлено было к погребению тела его; была приготовлена и плита для закрытия гроба его в пещере, общей усыпальнице, по избранию места самим о. Лазарем.

Но, к общему изумлению и радости, старец ожил. Никто не мог с точностью определить сего чудного явления. Сам старец, по чувству, конечно, глубокого смирения, никому не открывал этой тайны до смерти. По некоторым данным с вероятностью можно полагать, что это явление не было естественное; в нем заметны следы особенного Промысла Божия.

После своего оживления о. Лазарь еще увеличил свои подвиги — ношением вериг более тяжелых, чем прежде; и посвятил себя строжайшему безмолвию. В беседе, впрочем, с некоторыми из посетителей, с чувством глубокой скорби, старец повторял: «Люта смерть грешника, люта смерть грешника» (Пс. 33, ст. 22). Это дает повод заключить, что о. Лазарь, вероятно, во время обмирания удостоен был свыше откровений о жизни загробной и о состоянии души грешников».

Рассказано много случаев, когда прозорливость старца спасала жизнь людям, обреченным на верную гибель.

Незадолго до своей кончины старец удостоился посещения его кельи Государем Императором Александром I, в бытность Его Величества в Псково-Печерском монастыре, на пути из Пскова в Ригу.

«Смиренный старец, изнемогший уже телом, но бодрый духом, с детскою простотою, святою любовию и радостию принял дорогого Гостя — Царя, яко «помазанника Господня» (2 Цар. 1, 14).

В искренней келейной получасовой беседе на вопрос Его Величества, между прочим: «Какая молитва доступнее к Богу?» — старец отвечал: «Тебе, Государь, это известно — молитва Господня есть образец молитв; а на требование Твое от моего убожества наставления — признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь Царя должна служить примером для подданных. Помни, Государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Государь Император глубоко был тронут облагодатствованным словом старца-подвижника и, конечно, внутренно убежден был, что это один из тех, «их же, — по свидетельству Апостола, — не бе достоин мир» (Евр. 11, 38). На прощание старец пал в ноги Государю; и Помазанник Божий, со своей стороны, почтил его земным поклоном.

Следы трогательно-назидательной беседы о. Лазаря видны были в струившихся из царственных очей слезах по выходе Его Величества из старческой кельи. (Тогда же праведный Лазарь предсказал и день своей кончины)».

При крайнем измождении тела подвижник был крепок духом, силен, обитавшею в нем благодатию и дожил до глубокой старости. 27 мая 1824 года преставился на 91-м году от рождения.

Оставил служение ранней обедни только за три дня до смерти.

Император Александр I скончался 1 декабря 1825 года. И по сей не угасают споры о том, не была ли его смерть инсценировкой. При этом исследователи находят множество тому подтверждений.

02032019_8

Из благоговейной памяти к отцу Лазарю по усердию некоторых помещиков, сделана над гробницей его медная вызолоченная доска — по краям с вылитыми из того же металла херувимами и с надписью: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-ти летняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». «Помяни, Господи, раба Твоего Лазаря, зде лежащаго и всех, чтущих память его, во царствии Твоем». «По Р. X. в 1835 году».

Продвигаясь вглубь Пещер, слабо освещаемых трепещущим пламенем наших свечей, невольно, уже в который раз, неизменно поражалась чистоте воздуха.

А ведь это некрополь, где покоится более десяти тысяч людей. И их число и по сей день растет.

В конце одной из улиц за кануном находится большой крест, за которым в нишах упокоены митрополит Вениамин (Федченков), новомученик Георгий (Садковский), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг).

После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде.

Цветов в пещерах достаточно много: розы, хризантемы, перемежающиеся с цветами неизвестных наименований.

Больше всего их у надгробий отца Иоанна, отца Саввы, отца Алипия.

Ни один букет не завял. Хотя сменяют цветы один раз в месяц.

 

02032019_9

 

Поклонившись старцам, и испросив их благословения на обратный наш путь в первопрестольную, мы покинули это удивительное место «вне времени», умиротворения и, как бы уже обретенного покоя.

Выходим из пещер с удивительным чувством, как бы после встречи с очень дорогими и близкими людьми.

Замечено, что завершение нашего путешествия по пещерным улицам-галереям синхронно совпадает с окончанием поздней Литургии в Михайловском соборе и колокольным звоном на звоннице Успенского храма.

Колокола отличаются своей особой историей и особым способом звона, «очепным». Чепа, к которой крепятся большие и малые колокола, приводится в движение снизу.

Зрелище – непривычное и необычное. Хотя такой же способ звона можно наблюдать и в одном из храмов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

02032019_10

02032019_11

 

Отправляемся в пещерную келью преподобного Симеона Псково-Печерского, до своего прославления в лике святых, также почивавшего в пещерах. Сейчас в его нише упокоен отец Иоанн.

Говорят, что дело не такого уж и отдаленного времени, когда гробницы Владыки Вениамина (Федченкова) и отца Иоанна (Крестьянкина) покинут свои ниши, как прославленные в сонме святых Русских.

Святой старец, преподобный Симеон (в миру, Василий Иванович Желнин), проживший в обители 64 года с 1896 по 1960, прославлен в лике святых 1 апреля 2003 года.

В эту, совсем не благоустроенную, а точнее вовсе не приспособленную для жизни пещеру, и был приведен настоятелем Обители епископом Иоанном (Булиным) после пострижения в схиму в феврале 1927 года иеромонах Симеон.

02032019_12

 

С момента появления в пещерной келье отцу Симеону пришлось своими руками приводить ее в жилое состояние, настилать пол, сооружать печь. Но это все, для открытого взору приходящих к старцу людей. Сокрытое же от него — за небольшой занавесью – небольшое углубление в стене пещеры с каменным ложем, на котором старец отдыхал.

02032019_13

Печь, сделанная прп. Симеоном. В ней он сам выпекал просфоры и оделял ими гостей его кельи. У иных, побывавших у старца при его жизни, и приезжающих в Обитель, они и поныне хранятся, как святыня.

В этой келье проходил молитвенный старческий подвиг иеросхимонаха Симеона. Долгое время Симеон был духовником братии и паломников.

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.

По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения.

В келье преподобного все сохранилось в неизменном виде: интерьер, все предметы быта, вещи, подаренные старцу.

Особенно поразил подарок отца Серафима (Розенберга), сделанный им своими руками: макет храма, полностью до деталей, воспроизводящий его внутреннее убранство.

02032019_14

02032019_15

Экскурсия по Обители завершилась рассказом о комплексе монастырских храмов и построек.

Промозглая погода не слишком благоприятствовала ее продолжительности. Тем более что ни в один из увиденных нами храмов, кроме тех, о которых упоминалось выше, посещение не предполагалось.

02032019_16

 

На фото в центре – Сретенский храм. Красный с голубыми куполами Храм: слева – Благовещенский, в котором богослужения пока не совершаются. Примыкающий к Благовещенскому, храм — ризница монастыря. В центре – Корнилиевский источник.

В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров.

Все эти ценные предметы были вывезены во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Возвращены в Обитель при помощи правительства ФРГ в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове). Из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (местонахождение 62 предметов неизвестно).

Впервые мы узнали, что это здание с фронтоном и колоннами – братский корпус, где находится кухня и трапезная.

02032019_17

 

Хлеб в трапезной выпекается в обычных печах, которые топят дровами, в особых формах. Каждый — весом 12 кг. Причем корка должна быть толстой, чтобы хлеб внутри долго не черствел.

02032019_18

Мы попрощались с нашим добрым Виталием, который рассказал нам много нового и отправились перед отъездом на трапезу.

02032019_19

Святые врата. Икона Нерукотворного Спаса встречает всех, «труждающихся и обремененных». И провожают, надеющихся вновь их когда-нибудь переступить.

Вот и приблизилось время покинуть наши любимые Печоры.

Обитель, притягательность которой не объяснить словами.

Впереди – дорога, осмысление увиденного и услышанного.

И надежда – сберечь, не растерять в суете то, чем обогатились.

02032019_20

 

Слава Богу за Все!

Автор: Л. Куликова.

Фото: Л. Куликова

          И. Гончаренко

          Т.  Королева

Share This