Паломническая поездка в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь 29 апреля -1 мая 2017

С 29 апреля по 1 мая 2017 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа в составе прихожан нашего храма и нескольких человек из других приходов Москвы и Московской области совершила паломническую поездку в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, который в отличие от других обителей ведет свою историю 125 лет. Свой скромный юбилей Обитель отметила в октябре 2016 года.

PUHT18(0)

 

Милостью Божией по молитвам святителя Николая Чудотворца, Акафист которому мы прочитали в пути, беспрепятственно преодолели приграничные пункты проверки документов при пересечении государственных границ России и Эстонии.

В дороге в кратком рассказе, так как более подробный нам ещё предстояло услышать, экскурсовод  поведала нам о зарождении Православия на Эстонской земле и об истории создания Пюхтицкой обители.

Православие на Эстонской земле тесно связано именно с историей русской миссии. Святейший Патриарх Алексий II в своем труде «Православие в Эстонии» отмечал: «Православие на Эстонской земле и по своему рождению, и по своему бытию неразрывно связано с Россией, с Русской Православной Церковью, и эта связь крепче и надежнее всех современных политических конъюнктур». Первые православные храмы здесь появились еще в начале XI века, благодаря Ярославу Мудрому, который в 1030 году из Новгорода отправился в поход на эстов, чудь, как раньше назывался этот народ, и победил их, и поставил город Юрьев (ныне — Тарту). Город получил свое название в честь небесного покровителя русского князя — Георгия Победоносца. Судя по скудным историческим данным, в Юрьеве было несколько православных церквей.

Патриарх Алексий II писал также: «К концу XII века, следуя примеру святых апостолов, православные монахи из Пскова, Полоцка и Новгорода мирным словом уже сделали большое дело, и Православие в Прибалтийском крае пустило здоровые и прочные корни. Римские папы в своих буллах постоянно указывали на необходимость бороться в Прибалтике, как против язычества, так и против Православия».

В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию. В результате вся северная Эстония была захвачена.

Но полного исчезновения Православия не произошло, как позднее мы узнали от насельницы монастыря.

Экскурсовод обратила внимание на то, что чудным заступлением Царицы Небесной она никогда не закрывалась. Никогда не прекращалась в ней монашеская жизь, Обитель не была поругана даже тогла, когда во время войны на её территории размещались  немецкие войска и в результате бомбежек из-за этого советскими лётчиками, — не была разрушена.

В 1946 году в монастырь приехал военный и в беседе с игуменией рассказал, что во время войны он был лётчиком, получившим приказ разбомбить монастырский собор. Подлетев к монастырю в ясную солнечную погоду, увидел всю гору в плотном тумане. Лётчик стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, он увидел: стоит вся в голубом Женщина и говорит: «Сынок, не разоряй Мой Дом!»

После беседы с игуменией лётчик зашел в собор, увидел Пюхтицкую икону  Божией Матери, именуемую «У источника», и сразу узнал в ней Ту, Которую видел когда-то над монастырем.

Местные жители подтверждают этот рассказ: в годы войны не раз они видели над монастырем бомбы, которые неведомой силой были относимы в сторону.

Обитель сохранила свой уклад настолько, что в 90-е годы, когда в нашем Отечестве стала возрождаться Православная Церковь, оживать – монастыри, из числа пюхтицких монахинь назначались Патриархом Алексием II игумении в восстанавливаемые женские монастыри.

В 1961 году над Обителью нависла угроза закрытия за «нерентабельностью». С этим печальным известием совпало начало архиерейского служения на эстонской кафедре  епископа Алексия, будущего Патриарха Московского и Всея Руси. Однако владыка смог убедить уполномоченного по делам религии в том, что закрытие обители — не лучшее начало его архиерейства.

Наиболее действенным в те годы средством от посягательств советской власти на Церковь часто оказывалось положительное упоминание какой-либо обители или храма в иностранной печати. По приглашению епископа Алексия Пюхтицкую обитель вскоре посетили делегации Константинопольской Церкви, Евангелической церкви Франции, Всемирного совета церквей. Итогом многочисленных положительных откликов в иностранной печати стала невозможность закрытия Пюхтицкого монастыря.

В 1990 году монастырю был присвоен самый высокий статус – ставропигиальный.

Позади долгий путь. В уютной паломнической гостинице праздничным «Христос Воскресе» нас приветствовада гостиприимная монахиня. После непродолжительного размещения и трапезы мы отправились на вечернюю службу.

2222222

 

22222222222

1111

 

PUHT11

 

222222222222

 

 

2222222222222

 

22222222222222222222222

 

Всем в равной мере нелегко участвовать в богослужении после почти суточной дороги. Но радость от встречи с теми святынями, к которым стремились, антифонное  пение сестёр на двух клиросах, необыкновенное по красоте и слаженности, словно прибавило силы.

К Таинству исповеди подошли все паломники.

После трапезы все разошлись по келиям.

Корпус закрывается рано и паломникам не довелось походить по окрестностям. А выходы за его пределы после определенного времени строгим распорядком не предусмотрены.

Полунощница в воскресение начинается в 7 утра, Литургия в 9 часов. У паломников было время отдохнуть.

Несмотря на студеную погоду, сковывавшую руки, удалось пофотографировать Обитель задолго до начала службы, пока всю её территорию не заполнили многочисленные паломники. Хотя, судя по возглашениям священника на эстонском языке, в соборе были и местные православные эстонцы.

 

Святые врата со звонницей. Колокола закрыты ставнями. Такова традиция.

 

111tttttttttt

1111111111111

 

PUHT18

PUHT31

Главный собор Обители – Свято-Успенский.

 

PUHT40

 

PUHT24

 

 

Трапезная церковь в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

PUHT21

 

Келейные корпуса с мастерскими.

 

PUHT23

PUHT33

PUHT37 (2)

PUHT32a

 

Все корпуса насельниц удивительно ухожены, украшены цветниками, кустарниками.

Пасмурный день нисколько не только не омрачал картины, но, напротив, делал еще более заметными краски первых цветов, яркими палитрами разбросанных по клумбам.

PUHT29

Особенно впечатляют особым образом сложенные поленницы. Как нам объяснили, именно таким образом уложенные поленья, не отсыревают.

 

PUHT115

 

До начала Литургии в соборе  были прочитаны Акафисты Воскресению Христову и Успению Пресвятой Богородицы. Для нас это было отрадно, поскольку  перед нами стоял непростой выбор, перед какой из чтимых святынь читать Акафист после богослужения. Таким образом, наш выбор определила Сама Покровительница Обители. Читать Акафист перед Пюхтицкой иконой Божией Матери. Во время праздничной службы, соединившей пасхальную радость,   памятование святых Жен-Мироносиц, преподобных Александра Свирского  и Зосимы Соловецкого, все наши паломники сподобились причаститься Святых Христовых Тайн.

После богослужения состоялся Крестный ход.

Яркое солнце усиливало  пасхальный настрой и ответный возглас множества людей «Воистину Воскресе!» звучал особенно мощно.

 

PUHT49

 

PUHT53

 

 

PUHT55(0)

PUHT57(0)

 

После Чтения Акафиста перед Пюхтицкой иконой Богородицы нам предстояла обзорная экскурсия по обители. По сложившейся традиции в монастыре их проводит одна из насельниц. Монахиня Даниила начала свое повествование со Святых врат Обители. Росписи на стенах, сделанные её иконописицами, изображают историю посещения этих мест Царицей Небесной.

PUHT58

PUHT60

PUHT61

В первой половине XVI века в Эстляндии было введено лютеранство. Для православных наступили времена неприкрытых притеснений. Православные храмы разрушались, прихожане чувствовали себя сиротами, брошенными, оставленными. Именно в это время измученному и уставшему православному народу Эстляндии явилась Сама Божия Матерь.

Как повествует записанное в Летописи Пюхтицкой обители древнее предание, в XVI веке явилась эстам Царица Небесная, «Богородицкую гору в Пюхтице Сионом Прибалтийского края соделавшая» (из Акафиста). Она освятила своим пришествием источник у подножия горы, а в дар «благоизволила» явиться на сем месте в расщелине дуба иконе» в честь Преславного Успения Своего. От иконы и живоносных вод источника происходило множество исцелений и чудес.

К концу XIX века на праздник Успения Божией Матери сюда стекались тысячи богомольцев из разных уголков России, в состав владений которой в то время входила Эстляндия (прежнее название Эстонии).

 

Часовня у источника, освященного пришествием Божией Матери.

PUHT119

Купель для погружения в святой источник.

PUHT121

Дуб, в расщелине которого в XVI  была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. Полагают, что ему почти 1 000 лет, но и до сего времени по весне он покрывается листьями. Его также почитают святым, поэтому каждый паломник стремился унести с собой хотя бы частицу этого дуба. Чтобы со временем его не растащили по щепкам до полного исчезновения,  дуб предусмотрительно обнесен оградой.

PUHT127

Промыслом Божиим для сохранения Пюхтицкой святыни, укрепления Православия и духовного просвещения народов прибалтийской окраины Российской империи здесь был устроен монастырь.

Основание его связано с именами эстляндского губернатора князя Сергея Владимировича Шаховского и его супруги княгини Елизаветы Дмитриевны.

Усилиями князя и его супруги в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретенной ранее иконы Успения Пресвятой Богородицы, а в 1887 году — учреждено Иеввенское отделение Прибалтийского православного братства. Под председательством княгини оно занялось устроением женской обители на Богородицкой горе. Поскольку это можно было осуществить только поэтапно, первоначально были открыты благотворительные учреждения (бесплатная лечебница, аптека, школа-приют для детей с домовой церковью) и для их обслуживания приглашены сестры из Костромского Богоявленского монастыря. По благословению правящего архиерея это и явилось началом женской монашеской общины.  Кроме того, именно князь Шаховской ходатайствовал о выкупе самой земли Богородицкой горы, что и произошло в 1891 году. После перевода Богородицкой горы в собственность Духовного ведомства православного исповедания, здесь разместили приют, а затем Святейший Синод постановил учредить на этом месте Пюхтицкую Успенскую женскую общину. Через год община была преобразована в монастырь.

Сергей Владимирович Шаховской скоропостижно скончался в 1894 году и по его завещанию похоронен в Пюхтице. Елизавета Дмитриевна пережила его на 45 лет и была погребена рядом с супругом.

На Богородицкой горе над усыпальницей губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского его вдовой в 1895 году был сооружён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, под алтарем которого покоится эта супружеская чета. Богослужения в нём совершаются дважды в год: 18 июля и 8 октября в день памяти Сергия Радонежского.

 

PUHT67

 

У храма преподобного Сергия Радонежского.

PUHT72

Сосна, посаженная Елизаветой Дмитриевной Шаховской у могилы своего супруга.

PUHT73

Внутри Храм и Иконостас украшены домашними  иконами супругов Шаховских.

На стенах – венки, принесенные в день похорон Сергея Владимировича.

PUHT69

PUHT64

PUHT65

На этом месте во время богослужений молилась Елизавета Дмитриевна Шаховская.

PUHT66

Справа – место игумении во время богослужений в дни памяти преподобного Сергия Радонежского.

PUHT69(a)

Икона преподобного Сергия Радонежского, вышитая руками Елизаветы Дмитриевны Шаховской.

Покровителем, отцом и утешителем Пюхтицкой женской обители стал святой праведный Иоанн Кронштадтский, который благословил создание монастыря  в 1891 году, одобрив место, где предполагалось его построить. Он стоял у истоков зарождения монашеской жизни, направлял, поддерживал и благословлял каждый значительный шаг в его созидании. В первые годы существования обители о. Иоанн направил сюда пятьдесят своих духовных дочерей со словами: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного», и, несмотря на занятость, приезжал в Пюхтицу, окормлял её насельниц, присылая значительную помощь на нужды обители.

 

Знакомство с Обителью мы продолжили в её музее, начав с мемориальной комнаты о. Иоанна Кронштадтского, где хранится много личных вещей батюшки, много лет духовно окормлявшего сестёр монастыря, и иных святынь из других храмов и монастырей, принесенных сюда в безбожные годы.

 

1111111111111111111111111111

 

PUHT87

Однажды, беседуя с игуменией Варварой, батюшка указал ей на вершину горы и сказал: «Матушка Варвара, смотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит!». — «Батюшка, хорошо бы собор, да не на что, — ответила матушка игумения, — даже и речи не может быть!». А батюшка, словно и, не услышав её слов, вновь говорит: «Матушка! Посмотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит!..».

На строительство требовались огромные средства, которых у монастыря не было, но отец Иоанн благословил создание нового собора.

Летопись свидетельствует: «И вот сверх всякого ожидания Господь посылает монастырю помощь в лице нового благодетеля — московского генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко, к которому пришла в 1905 году ездившая за сбором подаяний в столицу послушница Анна Абрамова. Заинтересовавшись смиренным, ласковым видом старицы-послушницы, генерал стал расспрашивать её о монастыре. Старушка добродушно рассказала про Пюхтицу, что знала и как умела. Показала генералу небольшой фотографический снимок обители. Он внимательно посмотрел на снимок и — после некоторого раздумья — решительно сказал: «Я построю у вас настоящий соборный православный храм», уточнив, что немедленно готов пожертвовать капитал с условием, что в храме ежедневно на проскомидии будет совершаться поминовение его и его родных». На пожертвованные генералом Терещенко 90 тысяч рублей и был возведён Успенский собор монастыря.

Весной 1908 года была разобрана первая Успенская церковь. Весь камень пошёл на строительство фундамента нового храма. 15 июня состоялась закладка трёхпрестольного Пюхтицкого собора.

Собор воздвигался быстро: уже 15 августа 1910 года, на престольный праздник, архиепископ Рижский и Митавский Агафангел совершил чин великого освящения храма и главного престола в честь Успения Богоматери.

С именем праведного Иоанна Кронштадтского связана история еще одной святыни монастыря — Пюхтицкой иконы Богородицы. В 1894 году сестры обители, горячо любившие батюшку, написали и подарили ему в день Ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».

Отец Иоанн много молился перед этой иконой до самой своей кончины.

Образ Богородицы «У источника» батюшка завещал одной благочестивой петербургской чете, которые впоследствии передали икону насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Сама Пресвятая Богородица явилась монахине Вирсавии во сне, открыв Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель.

В мемориальной комнате отца Иоанна Кронштадтского хранится икона Богородицы, перед которой он молился, его облачение, скуфья, митра, чётки, стул, на котором батюшка сидел в Алтаре, сапоги, сшитые для игумении монастыря, преподобным Симеоном Псково-Печерским, и много другое.

PUHT91

PUHT89

PUHT90

PUHT96

PUHT95

PUHT108

 

Наши паломники могли невозбранно присесть на него, приложиться ко многим святыням: чёткам святых преподобных отцов наших Силуана Афонского и Серафима Саровского, камню с места явления Ангела  преподобному Афанасию на Афоне, камню со следами крови Виленских мучеников.

PUHT92

PUHT99

PUHT98

В продолжение нашего ознакомления с историей и укладом монастыря, мы побывали в крестильной церкви в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора Юрьевского. Особенность её в том, взрослых крестят с полным погружением.

 

PUHT63

 

PUHT82

 

PUHT84

 

PUHT81

Путешествие по Обители завершилось.

Трапеза. Непродолжительный отдых. И – пора на вечернюю службу.

На трапезе мы поздравили двух наших именинниц: Тамару и Ирину. Накануне в субботу были именины Ирины, а воскресенье – Тамары.

Громогласно пропетое многолетие, ненадолго потревожило тишину корпуса, а радость именинниц от неожиданности поздравления передалась всем.

PUHT131

Вечернее богослужение накануне понедельника по продолжительности не отличалось от всенощной накануне воскресного дня.

На аналое установлена икона преподобного Александра Свирского, чествование которого, хотя и приходилось на воскресенье, было перенесено на понедельник. Служба – торжественная, с чтением канона и елеопомазанием.

Позади напряженный день, прошедший в молитвенных трудах.

Каждый подводит свои итоги минувшего дня.

Одно – несомненно: и «бывалые» паломники, и новоначальные смогли поглубже заглянуть в себя, увидеть свои немощи, побороться с ними с помощью Божией, а главное – сквозь усталость ощутить Благодать и благодарность Господу и Матери Божией.

 

Утро следующего дня ознаменовалось ранним подъемом, так как служба в будние дни начинается в 6.00, а Литургия – в 7.00.

Правило слушали в Храме.

Далее, Часы, Акафист преподобному Александру Свирскому и Литургия.

В завершение – панихида на монастырском кладбище под пронизывающим, холодным ветром.

Но не было скорби, а умиротворение и какая-то светлая грусть от того, что нам нужно попрощаться с Обителью, с её теплотой, любовью.

Чистые голоса монахинь, певших Канон, уносились ввысь, трогали душу.

Пожалуй, лучшей точки в нашем паломничестве и не поставить.

Перед лицом вечности мы – равны. И – поминающие, и – поминаемые.