24.12.2016 г. Паломничество к Животворящему Кресту Господню (село Годеново), в Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь (г. Переславль-Залеский)

24 декабря 2016 по благословению настоятеля храма Иверской иконы Божией матери священника Игоря Краева была организована паломническая поездка в храм святителя Иоанна Златоуста (село Годеново), Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь (г. Переславль-Залесский).

1

По установившейся традиции перед поездкой отец Игорь отслужил краткий молебен, молитвенно напутствовал паломников и окропил святой водой нашу восемнадцатиместную «колесницу».

В пути паломникам была рассказана история о Годеновском чуде — явлении Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится ныне в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново. Попечение о храме в настоящее время осуществляют сестры Свято-Никольского женского монастыря.

Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю.

Подойдя к месту чудесного явления, они увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием.

Эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас.

«Невозможно рационально объяснить, откуда и как перенесено двух с половиной метровое Распятие.

Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь — они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает.

Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит, Ему это нужно». (Из беседы игумении Свято-Никольского женского монастыря Евстолии с историком Виктором Николаевичем Тростниковым).

Знаменательно то, что Животворящий Крест Господень в далеком XV веке сошел с неба вместе с образом святителя Николая, вот и теперь вернулся он к людям вместе со святителем Николаем и его обителью.

Знаменательно и то, что храм святителя Иоанна Златоустого с приделом Боголюбской иконы Божией Матери стал прибежищем небоявленной святыни.

«Не чудо ли, что преставившийся на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста константинопольский святитель Иоанн Златоуст оказался ныне хранителем Господня Креста?

До смерти терпевший страдалец за истину Христову, был воздвигнут временем через века хранить и эту небоявленную святыню. Божиим промыслом ревностный святитель вновь встал у Креста, но уже не в Византии, а в России – её приемнице» (Из беседы с историком).

В храме святителя Иоанна Златоуста паломники приложились к Животворящему Кресту Господню, соборно прочитали Акафист перед величайшей святыней православного мира.

Затем группа посетила Никитский мужской монастырь.

2

В пути паломники также узнали об истории Обители, одной из древнейших на территории нашего отечества (X1 век), ее основателях, о святом великомученике Никите Готском, во имя которого был освящен монастырь. Поскольку целью посещения монастыря было поклонение святым мощам преподобного Никиты столпника, Переславльского чудотворца, участникам поездки было рассказано житие преподобного, Его путь к святости через великое покаяние — очень поучителен для всех времен. Паломники посетили Никитский собор, часовню-столп прп. Никиты Столпника — место молитвенного подвига — многолетнего стояния, поклонилась честным мощам и веригам святого преподобного Никиты Столпника.

3

4

Далее паломники побывали в Феодоровском женском монастыре и помолились перед чудотворной Андрониковской иконой Пресвятой Богородицы.

5

Андрониковская икона Божией Матери, по преданию, является одной из трех, написанных евангелистом Лукой. Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название «Андроникова». Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относится к 1347 году.

Икона имеет небольшие размеры: высота — 35см, ширина — 25см.

Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца.

На правой стороне шеи Пресвятой Богородицы осталась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом от удара турка-икононенавистника.

Икона имеет драматичную историю. Началась она со времени передачи ее императором Андроником в мужскую Обитель города Монемвасии, расположенную на полуострове Пелопоннес юга Греции, где она пребывала до начала XIX столетия. В дальнейшем икона была спасена настоятелем обители от турок и передана вместе с Гербом Византийской Империи на хранение своему родственнику, русскому генеральному консулу, сын которого в 1839 году послал образ из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения его в Петербург императору Николаю Павловичу. 

1 мая 1877 года икона Крестным ходом была торжественно перенесена из Санкт-Петербурга в Казанский монастырь города Вышний Волочок.

После революции 1917 года Казанский женский монастырь, как и сотни других обителей, был закрыт.

После закрытия Казанского собора, где пребывала чудотворная Андрониковская икона, эта святыня была перенесена в единственно действующий Богоявленский собор.

В 1984 году икона была украдена из Богоявленского собора и не найдена по сей день.

Во Введенском храме Феодоровского монастыря г. Переславля-Залеского находится один из первых списков Андрониковской иконы, который был принесен прихожанкой во вновь открытую в 1998 году обитель.

В январе 2005 года многие люди свидетельствовали о дивном благоухании, которое исходило от образа и наполняло весь храм. Тогда же верующие получали помощь, и исцеления от тяжких болезней после обращения именно к этому образу Божией Матери.

Зимой 2006 года Андрониковская икона около двух месяцев мироточила, и лик Божией Матери стал светлеть.

В ящичке киота чудотворной иконы многие оставляют записки с молитвенным обращением к Заступнице всех любящих Ее Божественного Сына. Никто не ушел неутешенным, а многие вновь возвращаются к этому чудному образу, чтобы воздать благодарность Царице Небесной за Ее великую любовь к людям.

Со своими прошениями прибегли к Царице Небесной и наши паломники.

После радушного приема в монастырской трапезной отбыли в Москву.

Благодарим Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и спутешествовашим нам угодников Божиих – святителя Николая Чудотворца и блаженную старицу Матрону за благополучное исполнение во славу Божию благого нашего намерения!