Пасха – день Воскресения Иисуса Христа – самый главный праздник Православной Церкви, Праздник праздников, Торжество торжеств. Название этого великого дня происходит от ветхозаветной Пасхи (древнеевр. – избавление, прохождение) – праздника, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению от рабства. С иудейской Пасхой связаны последние дни Иисуса Христа: перед ее наступлением Он был предан, осужден на смерть, распят и погребен, а Его Воскресение произошло в ночь на Пасху. Новозаветная Пасха – это торжество избавления через Христа всего человечества от рабства дьяволу, от власти смерти и греха. Воскресение Христово стало началом и главным смыслом Православной веры. Все четыре Евангелия рассказывают о трагических событиях последней недели земной жизни Спасителя и Его Воскресении. В пятницу на этой неделе Иисус Христос был распят на кресте и положен во гроб – в пещеру, высеченную в скале. Рано утром в воскресенье три женщины (жены-мироносицы) пришли ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Иисуса Христа. Но гроб был пуст. Ангел предстал перед ними и сказал, что Христос воскрес, как и обещал Своим ученикам. После Воскресения Спаситель в течение сорока дней несколько раз являлся апостолам и беседовал с ними, объясняя им Писание и тайны Царствия Божия. Затем Он был вознесен на Небо, а на пятидесятый день на апостолов сошел Святой Дух, и они стали проповедовать учение Христа повсюду. День Пятидесятницы стал началом Христовой Церкви. Воскресение Иисуса Христа было реальным величайшим событием, которое даровало путь спасения всему человечеству. Благодаря Воскресению Христову мы теперь знаем, что смерть – это не конец нашего существования и что мы восстанем и будем жить. И мы теперь уверены, что после смерти нет разлучения с Богом, напротив, смерть – это необходимый мо-мент для того, чтобы предстать перед Его Лицом. Дню празднования Воскресения Христова – Пасхи предшествует Великий пост, который длится семь недель. Последнее воскресенье перед Пасхой – праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Когда Иисус Христос на молодом осле – символе кротости и миролюбия – подъезжал к Иерусалиму, множество людей приветствовали Его. Они устилали дорогу пред Ним своими одеждами, срезанными ветвями деревьев и славили Его как Мессию и Спасителя от римского рабства: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (А через несколько дней те же люди, подстрекаемые книжниками и фарисеями, кричали: «Распни Его!».) Неделя, следующая за Вербным воскресеньем, называется Страстной, а каждый день недели – Великим. В эти дни Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Христа. В Великую Среду Страстной недели вспоминается предательство Христа Иудой Искариотским. В Великий Четверг на Тайной вечере Христос установил Таинство Евхаристии. В Великую Пятницу Спаситель был осужден, распят и погребен. В Великую Субботу старейшины народа ставят стражу у гроба Христа, чтобы ученики не смогли украсть тело и после этого уверять всех, что их учитель воскрес из мертвых. Богослужение Пасхи отличается особой торжественностью. Пасхальная служба совершается в ночь с субботы на воскресенье. Раздается торжественный колокольный звон (благовест), зажигаются все свечи и паникадила, священнослужители, облаченные в светлые одежды, с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и вместе со всеми присутствующими в храме с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», обходят вокруг храма. С колокольни льется торжест-вующий пасхальный трезвон. Шествие останавливается перед затворенными западными дверями храма, и священник возглашает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту радостную песнь троекратно повторяют священнослужители и хор. После того как откроются двери и все войдут в освещенный всеми светильниками храм, начинается заутреня. Исполняется пасхальный канон: «Воскресения день, просветимся людие...» Все песни канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Священнослужители во время пения канона с крестом и кадилом обходят весь храм и радостно приветствуют всех: «Христос воскресе!», на что весь народ отвечает: «Воистину воскресе!». В конце утрени читается слово Иоанна Златоуста, которое провозглашает вечную победу Христову над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и жизнь жительствует». После заутрени начинается праздничная литургия. В конце литургии освещается артос – пасхальный хлеб, который в Светлую Субботу раздают верующим. Его хранят дома в течение года как пасхальное благословение и употребляют натощак при болезнях. На Пасхальной неделе особенно празднично, весело и радостно звонят колокола. После пасхального богослужения (а также в течение Великой Субботы) в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. По Преданию, Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в подарок яйцо в качестве символа Воскресения Христа. Император усомнился и сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Яйца на Пасху красят в разные цвета, но традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В период от Пасхи до праздника Пятидесятницы (Святой Троицы) часто звучат слова пасхального приветствия «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!». Эти слова еще раз напоминают об истинности Христова Воскресения и, следовательно, об истинности учения Христа. Туринская плащаница. Реальность воскресения Христа в последние годы получила бесспорное подтверждение бесстрастной науки. Плащаница (погребальное полотно), в которую было обернуто тело Иисуса Христа при Его погребении, сохранилась до наших дней. Она находится в Турине на севере Италии. Плащаница таинственным образом запечатлела на себе изображение распятого тела Христа, черты лица, волосы, следы крови. Ее исследовали физики, биохимики, медицинские эксперты, криминалисты. Многие из них были неверующими людьми, но, сталкиваясь с той информацией, которая раскрылась в процессе исследования Плащаницы, они убеждались в ее подлинности, и это привело их к Евангелия и к вере во Христа. Плащаница свидетельствует не только о Крестных страданиях Спасителя, но и о Его Воскресении. Изображение на Плащанице возникло благодаря дегидратации (обезвоживанию) внешних волосков ткани. Благодатный огонь. Чудесным свидетельством Пасхи является Благодатный огонь, который в наши дни ежегодно сходит на Гроб Господень в Иерусалиме в канун православной Пасхи – как след огненного Воскресения Христова. Этот огонь сходит только при служении православного патриарха. Были попытки армянского духовенства отстранить православных и принять Благодатный огонь в свои руки, однако они потерпели крах: огонь не сошел. Но колонна вне храма, у которой стоял православный патриарх, треснула, из трещины вырвался огонь и возжег свечи в его руках. С тех пор Благодатный огонь принимает только православный патриарх. ВОПРОСЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ МОЖНО ЗАДАТЬ БАТЮШКЕ ПОСЛЕ МОЛЕБНОВ, КОТОРЫЕ СЛУЖАТСЯ КАЖДОЕ ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ МЕСЯЦА в 13:00. ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ. Молебны проводятся по адресу: м. Коньково, ул. Профсоюзная, около дома 132, корп. 7, у часовни над источником прп. Сергия Радонежского. Ред. коллегия общины строящегося Храма Иверской иконы Божией Матери