(в сокращенном виде статья опубликована в газете "Наш Теплый Стан" №1 2012 год) Близится Рождество Христово. Православная Церковь празднует его ежегодно 7 января (по новому стилю). Встречая Рождество Христово, мы заново переживаем это великое событие, явление Спасителя миру. Перед тем как родился Христос, по приказу римского императора Августа была проведена всенародная перепись во всей Римской империи, в том числе и в покоренной Иудее. Для переписи все должны были отправиться в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, но происходили из рода и дома Давидова, поэтому они направились в город Давидов – Вифлеем, где и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя. Когда наступило время Богородице родить, в Вифлееме не нашлось для Нее места, и Христос родился в яслях, среди домашних животных, в пещере. Об этом событии первыми узнали пастухи и восточные мудрецы (волхвы), которые и пришли поклониться Богомладенцу. Рождение Христа – это воплощение Сына Божия. Бог входит в мир явным, видимым образом: принимает человеческое естество, разделяет с человеком весь его путь развития – от рождения до смерти. Христос становится во всем подобным нам, за исключением греха, так как Он рожден от Духа Святого. И делает это Бог из любви к нам, людям. Он любит нас и верит в нас всех, в том числе и в тех, которые в себя потеряли веру. Он хочет спасти человека, погрязшего в грехах, чтобы никто не погиб, но все имели Жизнь Вечную, Для достойной подготовки к встрече светлого праздника Рождества Христова установлен Рождественский пост, который длится 40 дней, с 28 ноября по 6 января. Главная цель поста не отказ от некоторых видов пищи, а реальный духовный опыт очищение верующего сердца от болезней язв души, для теснейшего единения с Творцом и Создателем. Телесный пост – это средство, помогающее в борьбе с собственными греховными привычками, добровольный подвиг для очищения человеческого духа, отречения от зла. Особенно в этот период нужно воздержаться от осуждения, гнева, зависти, клеветы, лжи, тщеславия и прочих страстей, а также от лишних разговоров, увеселений, развлечений. Что бы не полагаться только на свои силы, необходимо взять благословение в Храме у знающего вас священника. Он посоветует вам как полезнее соблюсти пост с учетом духовного и физического состояния обратившегося человека. По церковному Уставу, в Рождественский пост исключаются мясные и молочные продукты, сыр, сливочное масло, яйца. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Рыба разрешается в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в субботу и воскресенье, а также в праздники великих святых и в храмовые праздники, если они приходятся на вторник или четверг. Строгие ограничения на пищу касаются только здоровых людей. Дети, пожилые люди, беременные, кормящие матери, больные освобождаются от строгого поста. Каждый должен поститься по своим силам, чтобы не было вреда здоровью или раздражительности из-за недоедания. Но нужно помнить, что само по себе исключение из рациона продуктов животного происхождения недостаточно. Смысл поста – в ограничении, в обуздании чувственных удовольствий. Поэтому всякие излишества и пресыщение пищей, даже постной, по сути являются самообманом. В последнюю неделю, с 1 января, по церковному Уставу, пост усиливается. Но с этого же числа начинаются длительные новогодние праздники. Для верующего человека здесь возникает проблема, особенно если другие члены семьи неверующие. Хорошо бы в канун календарного Нового года прийти в храм на молебен (сейчас служатся специальные молебны на Новолетие, а в некоторых храмах – и молебен мученику Вонифатию об исцелении от греха пьянства). А потом можно отметить Новый год со своими близкими, только без кутежа и бесчинств. Канун праздника Рождества Христова, 6 января, – это день очень строгого поста, он называется сочельником, так как в этот день положено употреблять в пищу сочиво – блюдо из пшеницы и меда. По обычаю православных христиан в сочельник не едят (кому это под силу) до появления на небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. В Православной Церкви в Рождественский сочельник совершаются часы, называемые Царскими (раньше на них присутствовали цари). Часы совершаются при открытых Царских вратах алтаря, среди храма, перед Святым Евангелием. На каждом часе перед чтением Евангелия бывает каждение – в воспоминание ладана и смирны, принесенных Новорожденному волхвами. Рождество Христово – очень семейный, детский праздник. Наряженная елка, подарки, ожидание появления первой звезды. Это праздник, объединяющий семью, праздник надежды, примирения и милосердия. Встречая Христа, мы видим Его и в другом человеке, поэтому на Руси всегда была (и теперь возрождается) традиция Рождественской благотворительности, помощи нуждающимся, обездоленным. Дни после Рождества Христова до Крещенского сочельника называются Святками, то есть святыми днями. На Святки отменяется пост по средам и пятницам. По традиции в Святки ходили по домам, делились праздничной радостью и исполняли специальные песнопения, посвященные Христу. Не нужно путать эту традицию с языческими обычаями: гаданиями, колядками, ряжеными, заклинаниями. 19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня. Перед Рождеством Христовым все народы на земле испытывали на себе власть греха и болезней. И людей нужно было подготовить к принятию Христа, потому что Спаситель не мог прийти к такому народу. Эта величайшая задача стояла перед Иоанном Предтечей. Иоанн до 30 лет жил один в пустыне, питался только акридами (саранчой) и диким медом. Выйдя на проповедь, он учил смирению, приводил к покаянию и крестил множество людей. И вот Христос выходит на Иордан креститься от Иоанна, погружается в воды иорданские, в которых омылись грешники, и берет на себя все их грехи, соединяется с судьбой человеческой, со всем ее ужасом. При крещении Спасителя на Него с неба сошел Дух Божий в виде голубя и раздался глас Бога Отца, свидетельствующий о том, что Иисус – Сын Божий. Так в этот день людям явился Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Пресвятая Троица, поэтому Крещение Господне называется Богоявлением. Начало празднования Богоявления относится к апостольским временам. В Православной Церкви этот праздник отмечается с таким же величием, как и Рождество Христово. Отличительная черта этого праздника – Чин Великого освещения воды. Одно и тоже чинопоследование данного чина совершается после Литургии на кануне Праздника, и в сам день Крещения Господня 19 января. В этот день на протяжении столетий в Храмах Божиих происходит раздача освященной Богоявленской воды. В нашем районе на месте строящегося Храма Иверской иконы Божией Матери у метро Коньково, по адресу: ул. Профсоюзная, д. 130, в 13 часов 19 января будет совершен Чин Великого водоосвящения у часовни Преподобного Сергия Радонежского. Своим Крещением Спаситель не только взял на Себя грехи человека, но и восстановил первозданную чистоту всей воды и сделал ее способной очищать и смывать грех. Крещенская вода – это великая святыня. Ее нужно иметь в доме на случай болезни, скорби, для очищения души и тела, обновления, возрождения. Хранить ее следует в достойном месте, лучше в святом углу около икон. Крещенскую воду принято принимать натощак, с благоговением и молитвой. В случае же особой нужды – болезни, душевного страдания, особых невзгод – пить ее можно в любое время. Крещенской водой можно окроплять жилище, помазывать больные места, добавлять во всякую воду – и тогда она тоже становится святой. Но святая вода не действует «автоматически», магически, отдельно от Бога. Исцеляет и освящает Бог, действуя через воду. Поэтому будем стараться изменить себя для Бога, будем очищать свою душу, принесем Ему покаяние в недостойных поступках, словах и мыслях. И Бог, видя наши усилия, пошлет нам утешение. Ред. коллегия общины строящегося Храма Иверской иконы Божией Матери