08.06.25 День Святой Троицы (Пятидесятница)

8 июня 2025 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил Божественную Литургию Дня Святой Троицы. Накануне – Всенощное бдение. По окончании праздничного Богослужения сомолитвенники собрались у храма, чтобы по ежегодной традиции сделать общую фотографию прихода, а так же выпустить в небо белых голубей.

Событие Сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во второй главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см. Ин.16:7_14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете Силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян.1:8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около ста двадцати человек (Деян.1:16). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.

Пятидесятница — самый древний из двунадесятых праздников.

В IV веке Пятидесятница приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.

С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим, чтобы они воспевали Безначальнаго Отца, и Собезначалънаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную.

В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после Литургии в Храмах служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях.
Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/

И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/

низпосла́в им Ду́ха Свята́го,//

и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

 

Share This