Паломничество в Ростовскую землю (Варницкий, Спасо-Яковлевский и Борисоглебский монастыри)

Паломничество в Ростовскую землю (Варницкий, Спасо-Яковлевский и Борисоглебский монастыри)

Осенне-зимний паломнический сезон 2015 продолжает оставаться нашим рекордсменом по «семейным» поездкам. В, возможно, финальное в сезоне паломничество нас отправилось восемь. Причем номер 8 к приходу никакого отношения не имел и возник самым неожиданным образом – им оказался наш водитель.

При традиционном благословении на поездку батюшка на вопрос о нашем количестве получил ответ «семь и водитель»,  после чего фраза «Ну, водитель ..» (очевидно призванная сообщить, что оный паломником, в сущности, не является) завяла на полуслове – откуда-то из-за спин на авансцену скромно выступил наш водитель и подошел под благословение. Так нас стало восемь.

IMAG9198

В Варницком монастыре царили тишина и безлюдье. Ряд безукоризненно выбеленных корпусов под безупречно красными крышами переходили в такую же образцовую стену и обхватывали стоящие в их кольце три храма и деревянную часовню. Каждая постройка своим видом заявляла о том, что есть еще на земле люди, «приобретающие себе друзей богатством неправедным[1]», и кто-то из них «призрел оком» в сторону Варницкой обители.

IMAG9205

IMAG9207

После традиционного приобщения к пирогам в монастырской лавке нас проводили в гостиницу, располагающуюся в учебном корпусе монастырской православной гимназии,  посему путь наш пролегал мимо кабинета химии, через учительскую, по лестнице, сквозь лабиринт коридоров и дверей, который завершился тупичком в мансарде.

IMAG9210

Как бывалых паломников, прошедших через двуспальные двухэтажные панцирные сетки Оптиной пустыни, бывшие казармы в Печорах, Дом Паломника «строгого режима» в Задонске, с одной стороны, и резные кровати в Толгском монастыре, сенсорные ночники Киево-Печерской Лавры – с другой, чем-либо удивить или напугать  нас уже сложно. Однако в этот раз устроители подошли к вопросу с другой стороны – причем в прямом смысле слова — со стороны  санузла: в ванной, где без труда могла разойтись половина нашей группы, за затемненным стеклом кабины гордо высился душ с гидромассажем, подсветкой и радио.

В одном из двух предоставленных нашей группе номеров помимо основной имелась вторая комнатка непонятного назначения и происхождения, получившая наименование «карцер» — за невозможность иначе объяснить задачу помещения, напоминающего пенал с одной кроватью и тумбочкой, без окон и, как нам показалось, —  любого другого притока воздуха. Вероятно, туда помещаются для сугубого упражнения в молитве и воздержании – в том числе, от излишне активного дыхания.

В трапезной мы были встречены удивленными глазами девушки -…. и вопросом о местонахождении наших юбок. Как оказалось, нас должны были разместить непосредственно в наместничьей трапезной, которая в любой момент может подвергнуться инспекции со стороны самого наместника, и поэтому всяк входящий должен быть одет «по форме». Так, став жертвами собственного наивного предположения о возможности сделать это к службе, облеченные повышенной ответственностью и кое-как обмотавшись, чем было, мы отправились на трапезу.

Отсюда Правило паломника № 1 (нумерация здесь (а, если идея формулирования правил приживется, то и далее) объясняется не значимостью правил, а последовательностью формулировки таковых): «На каждого не по уставу одетого паломника может найтись свой наместник».

Для экскурсии к нам был приставлен молоденький гимназист. Некогда существовавшая при монастыре мужская гимназия сейчас возрождена, и теперь на территории на условиях интерната проживают мальчики – ученики 10-11 классов. Обучение здесь не является строго подготовкой к поступлению в семинарию, а просто дает добросовестное базовое классическое образование, получить которое в обычных школах после внедрения многочисленных новелл становится почти невозможным, ибо агония двух составляющих образования – обучения и воспитания – уже, похоже, входит в пиковую стадию.

Интересно, что Максим (наш экскурсовод) особо подчеркнул сильное преподавание там русского языка.

IMAG9218

IMAG9227

IMAG9214

Исходя из слов нашего юного провожатого, то, что в 1995 году было передано Русской Православной Церкви, составляло примерно 1/5 представшего перед нами ансамбля: это был архитектурно изуродованный до внешнего вида коровника Введенский храм и три служебные  постройки в западной части.

Первое, что  было сделано по новом водворении на святом месте его Хозяина, это установка маленькой деревянной часовни там, где некогда стоял дом родителей Преподобного Сергия Радонежского – тогда еще бояр, а впоследствии – преподобных —  Кирилла и Марии. Именно там будущий игумен Земли Русской прожил до 15 лет, и там же случилось так хорошо известное тем, чьи школьные годы пришлись на период, когда цель научить свой народ еще считалась стратегической, по картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», явление маленькому Варфоломею чернеца, после чего неспособный к учению отрок превзошел в оном своих товарищей.

Возможно, именно та благодать, которая снизошла в момент видения на отрока, тщетно пытавшегося овладеть грамотой, вызвала к жизни идею открытия при монастыре гимназии и обусловила ту силу преподавания родного языка, о которой говорил нам Максим.

Место видения отмечено поклонным крестом – сразу за южными воротами монастыря.

IMAG9223

IMAG9225

Рядом с деревянной часовней был возведен Троицкий собор, чей облик постарались максимально возможно приблизить к его предшественнику, к которому советская власть оказалась менее милостива, чем к Введенскому храму.

IMAG9217

 

Чем оказался удобнее для строителей коммунизма Введенский храм – формой ли, местоположением – неизвестно, однако данный признак спас ему жизнь, как постройке: место обитания ангелов было начинено оборудованием и отдано под инкубатор. Собственно, то, что спасло храм, одновременно загубило источник, находящийся рядом: концентрация неизбежного спутника промышленного птичника — аммиака — сделала его сначала непригодным для питья, а потом и вовсе высушила.

IMAG9220

Центр всего ансамбля – Собор преподобного Сергия Радонежского – был построен  с нуля, причем за два года. По имени благодетеля, чьи таланты (во всех смыслах этого слова) стали движущей финансовой силой монастырского строительства, и чья фамилия неизвестна, назван один из приделов собора – во имя преподобного Виталия. Второй придел освящен во имя святой Елены Александрийской  – небесной покровительницы супруги жертвователя.

Масштабы внутренних помещений собора кажутся совсем исполинскими от обилия белого цвета – стены было решено по канонам византийского стиля не расписывать.

 

За период своего восстановления монастырь прирос тремя новыми храмами (включая надвратный), зданием трапезной, учебными корпусами гимназии, паломнической гостиницей, окружной стеной, башнями и рядом служебных построек. Большая часть всех восстановительных работ пришлась на период наместничества в монастыре игумена Силуана. Совершенно молодой, необычайных энергии и степени деятельности игумен – таким он предстает в фильме о возрождении обители – за 16 лет во главе Варницкого монастыря умудрился сделать то, на что предыдущим его строителям понадобилось более 200 лет и не один наместник.

IMAG9229

Всенощная служилась в Сергиевском соборе, чьи блиставшие византийской белизной стены составляли разительный контраст с наполнявшими пространство храма юношами в черном. Дивным зрелище мужчин в черной одежде в стенах монастыря, по идее, назвать трудно. Но, как ни странно, почти ни в одном монастыре – не то в силу, хотя и скорбной, но пока обычной для нас малочисленности братии, не то еще по каким неведомым нам причинам – нам не приходилось видеть на службах много монахов. Здесь же неравномерно разбросанными по белой ткани храма черными горошинками были гимназисты, одетые в форменные френчи цвета воронова крыла и такие же брюки.

IMAG9240

Занятно, что ярче всего человеческая непохожесть видна именно тогда, когда внешний вид людей максимально унифицирован: вот, например, «администратор» — он, вне сомнения, из отличников «боевой и политической» — собранность, внимательность и крайняя степень ответственности – на нем на протяжении трех часов Всенощной лежит огромное количество послушаний, связанных как с координаций других гимназистов, облеченных полномочиями в тот или иной момент деятельно поучаствовать в богослужении, так и с необходимостью лично прочесть какой-либо порученный ему фрагмент из службы.

Или возьмем вот этого живчика на левом клиросе. Если «администратор» производит впечатление того, кто равно ответственно подойдет к любому возложенному на него делу, вне зависимости от личных предпочтений, и его собственное отношение к процессу будет скрыто за общей серьезностью и собранностью движений,  то наш следующий герой совершенно иного толка. Его не сходящая с лица улыбка, когда он обводит глазами окружающих, проскальзывающая, когда идет по тому или иному поручению, несет книги или возвращается в стихаре для того, чтобы приступить к чтению, говорит о бесконечном удовольствии, получаемом им от всего происходящего и от тех полномочий, которые на него возложены.

У того же клироса стоит светловолосый мальчик с чуть комично страдальческим лицом, рука за спиной медленно перебирает четки; вот юноша с нежным, немного девичьим лицом, движения плавные и какие-то застенчивые. Вот они – с разных концов страны, из разных семей, каждый со своей историей, объединенные под своим покровительством преподобным Сергием – родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Из воспитанников же гимназии образован хор, который, пожалуй, не уступает иному архиерейскому или прославленным хорам крупных монастырей.

И было как-то жаль, что на Литургии мы будем уже в совсем другом месте…

IMAG9245

На холодной пронизывающей заре мы прибыли в Спасо-Яковлевский монастырь. На фоне уже засинивающегося неба высился во всем великолепии классицизма монументальный Дмитриевский собор, с портиком и огромным куполом на манер питерских гигантов, а дальше – крепостная стена с выглядящими еще более древними на фоне собора круглыми бойницами.

Как нам позднее рассказала экскурсовод, строительством этого собора монастырь обязан Николаю Шереметеву, повелевшему заложить храм в связи с рождением его  супругой – бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой – сына, получившего имя Дмитрий.

IMAG9280

Именно здесь временно покоятся мощи Святителя Димитрия Ростовского, которые по завершении реставрации Зачатьевского храма будут помещены туда – на место, указанное когда-то самим Святителем.

IMAG9269

В Зачатьевский храм дозволяется вход только с экскурсией, поэтому мы попали и туда. Заставленное лесами пространство храма покрыто росписями, чье прекрасное состояние исключает предположение, что они не поновлялись уже более ста лет, однако это факт – до 19 века включительно поновление происходило каждый век, но позднее, в силу известных обстоятельств, росписи были преданы на милость Божию, одной которой держатся и по сей день, поскольку надежд на скорую реставрацию храма по немного – средства, выделенные для реставрации монастыря к проходившим в 2009 году торжествам  в честь 300-летия преставления Святителя Димитрия, почти все ушли на главный собор обители. Зачатьевскому храму хватило только на леса.

Справа от царских врат на иконостасе находится чудотворная фреска святых праведных богоотцов Иоакима и Анны, чудеса по молитвам перед которой совершаются и по сей день – главным образом, при проблемах с зачатием – истории о счастливых родителях, приезжающих в монастырь с младенцами, хранятся в копилке каждого экскурсовода.

Третий храм обители – Спасо-Яковлевский — носит имя, собственно, основателя обители – святителя Иакова, епископа Ростовского.

Когда ростовская знать, будучи недовольна тем, что епископ спас от казни раскаявшуюся княгиню Феодору, изгнала его из города, тот бросил свою мантию на воды озера Неро, встал не нее, как на плот, и поплыл, а чуть позднее, причалив к берегу, поставил себе келию, ставшую прародительницей будущей обители.

IMAG9283

И, хотя численность братии монастыря не сравнится с Задонским монастырем – всего 20 человек, — но хозяйственная жизнь обители, если и не идет на равных, то уж, по крайней мере, тяготеет к достижению тех высот, которые мы наблюдали некоторое время назад в Задонске.

Сквозь бойницы виднеются монастырские огороды и скотный двор, где-то раскинулись сенокосы, яблоневый сад, имеются различные мастерские, пекарня и просфорня, особо нежные из растений на монастырской территории уже укутаны на зиму, а по центру ансамбля стоит маленькая часовенка с источником.

IMAG9285

IMAG9304

IMAG9279

IMAG9291

Из Ростова мы поехали в небольшой поселок Борисоглебский, где расположен некогда крупный и величественный, а ныне – пребывающий в упадке с проблесками надежды на возрождение – Борисоглебский монастырь.

IMAG9307

Обшарпанные стены домиков на кособокой мостовой как-то совсем несуразно соседствовали с мощью гигантской желтой надвратной церкви и стеной монастыря. Беспощадность времени и смен режимов и идеологий оставила свою скорбную печать на лице обители, но, как богатырь Святогор и по старости оставался богатырем, так и Борисоглебский монастырь, стоя в молчаливом достоинстве, спокойно ожидает своей участи – какая бы она ни была.

История монастыря связана с именем Иринарха Затворника, славного своими подвигами умерщвления плоти и тем, что не раз спасал монастырь от захвата и разграбления иноземцами. По мере жизни святой Иринарх присоединял к своим веригам постепенно те «труды», которые оставляли в монастыре покидавшие его подвижники, и к моменту кончины вес их достиг 150 кг.

Сейчас его вериги хранятся в монастыре и, когда их открывают, есть возможность не только приложиться, но и надеть на себя их часть – во здравие душевное и телесное.

IMAG9317_BURST001

Часть вериг находится в постоянном доступе – с внешней стороны монастырской стены, в находящемся в ней окошечке каменного домика, стоящего на территории монастыря на месте келии святого, к чугунной решетке прикреплены кандалы – малая толика «трудов» угодника  Божьего.

Неоднократно подвергался монастырь в Смутное время набегам польско-литовских бандитов, но каждый раз они оказывались изумлены и  обескуражены подвигом русского старца, совершаемым только из любви ко Христу. Даже лютый гетман Сапега, узнав это и поговорив со старцем, повелел монастырь не разорять, а Иринарху дал пять рублей золотом и свое знамя. Получил пан Сапега и совет от старца – уходить из России и тем сберечь свою жизнь, — но не послушал поляк совета  – за то и сложил голову на русской земле.

Когда на Нижегородской земле князь Пожарский  собирал свое ополчение для похода на Москву, сильно тревожило князя стоящее у него на пути войско казачьего атамана Заруцкого, до того уже немало попортившего крови защитникам России. Узнав об этом, Иринарх послал Пожарскому просфору и письмо  с советом, не боясь ничего, идти на Москву. Князь лично прибыл к преподобному и тот благословил его на ратный подвиг и победу одним из своих многочисленных железных крестов, составлявших части его вериг. По триумфальному завершению похода князь вернул старцу его крест, который по сей день хранится в монастыре, как святыня.

Едва попав на территорию монастыря, можно оценить размах и былое его великолепие. Более того, в отличие от того же Варницкого монастыря, перешедшего в современную эпоху с примерно 80% процентными потерями архитектурного разнообразия, Борисоглебский монастырь сохранил, похоже, практически все: несколько  храмов, колокольню, какие-то хозяйственные постройки, крепостные стены с башнями.

IMAG9312

IMAG9315

IMAG9319

Нас встретила пустая территория и закрытые двери построек. По мере довольно бестолкового продвижения вглубь было принято решение разделиться и поискать кого-нибудь, кто укажет нам путь к веригам. Одной из наших паломниц где-то на окраине монастыря была встречена худенькая женщина с разлапистой коробкой, которая чудесным образом оказалась работником монастырского музея по имени Наталья. Чудо этой встречи мы смогли оценить чуть позже, когда она провела нас в храм, столкнувшись у двери с монахом, намеревавшимся его запереть.

Внутри было темно и пахло старым деревом, дощатый и как будто рыхлый пол глухо откликался на шаги. Когда глаза немного привыкли к полумраку, стал виден иконостас – темные иконы, местами – прогалы, как пустые картинные рамы. Иконостас собирали как из лоскутков — частично — из икон других храмов монастыря, а остальные были принесены прихожанами из своих домов.

А к веригам нам попасть не удалось – они оказались заперты, но Наталья направила нас как раз к тому окошечку келейки Иринарха, о котором рассказывалось выше.

На прощание наша чудом посланная провожатая пригласила нас в Иринарховский крестный ход, проводимый ежегодно. Случится ли кому поучаствовать в нем лично, сказать сложно, но косвенно приобщиться нам таки удалось – в монастырской лавочке продавался иван-чай Иринарховский – как раз с крестного хода.

И снова по корявенькой щербатой мостовой вдоль магазинов тканей и Бог знает, чего еще, устроенных прямо в пристройках к внешней стороны монастырской стены, мы потянулись в обход обители к указанному на Натальей месту, где, несмотря на пронизывающий еще больше от влажности холод, каждый подолгу стоял, приложив коченеющие руки к ничтожно малой части тех оков, которые по безграничной любви к Господу водрузил на себя великий подвижник.

IMAG9321

 

А под конец нас снова удивил наш водитель, исчезнув куда-то со словами, что ему нужно встретиться с человеком. Как выяснилось позднее, его бывший коллега-водитель теперь живет в  Борисоглебском и подвизается при монастыре просфорником.

Дождавшись нашего неожиданного восьмого паломника, мы тронулись в путь.

А Борисоглебский монастырь все с тем же многовековым величавым достоинствам остался стоять, ожидая своих Виталия и Елену.

[1] Это Евангельское изречение нуждается в отдельном пояснении. Борис Гладков в «Толковании Евангелия» ссылается на толкование, данное Блаженным Феофилактом: «Господь (продолжает блаженный Феофилакт) желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенными нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкою с тем, чтобы мы управляли им так, как Он повелевает. Воля же Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Неправедным называется то богатство, которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем его для самих себя. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении имением, то узнаем, что в этот день мы не можем ни трудиться (ибо тогда не время делать), ни милостыни просить (ибо неблагоприлично), так как девы, просившие милостыни, названы глупыми (Мф. 15, 8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, дабы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные приняли нас в вечные обители. Ибо нищим во Христе назначены в удел вечные обители, в которые они могут принять явивших им любовь здесь через раздачу богатства, хотя богатство, как принадлежащее Владыке, сначала нужно было раздать бедным».