Паломничество в Нило-Столобенскую пустынь. Май 2011 года.

Отзывы прихожан о паломничестве в Нило-Столобенскую пустынь 9 -10 мая 2011 года


Ах, дали, дали, дали мои

(р. Б. Тамара) Два дня продолжалась наша поездка, а такое впечатление, что целый месяц были мы в замечательном мире. Природные красоты: тишина водной глади озера, теплое, приветливое солнце, красивый закат подкреплялись радушным приемом насельников монастыря. Нас удобно разместили, вкусно накормили в монастырской трапезной, рассказали историю обители и ее настоящее состояние. На протяжении всей поездки мы получали полезную информацию о монастыре, о святынях, о духовной жизни. Мне кажется, что такие поездки очень нужны, они дают возможность за короткое время получить много полезного, а главное, — служат хорошим поводом для сплочения церковной общины. Ведь что стоили только «музыкальные паузы», когда дочки отца Игоря – Оля и Наташа пели народные песни, или рассказ о жизни в Греции супружеской четы Валерия и Натальи. Низкий поклон организаторам поездки: отцу Игорю и Сергею, и насельникам обители, с таким теплом, принявшей нас.


Отправная точка нашего паломничества

(р. Б. Валерий и р. Б. Наталья) Поездка в Нилову пустынь стала для нас ярким событием, оставившим в душе неизгладимые впечатления. Поразило буквально всё: и величие природы, и атмосфера монастыря, и доброта и гостеприимство насельников. Находясь там, попадаешь в особый мир, в котором городская суета, мелкие проблемы на работе и дома кажутся пустыми и неважными. Поездка носила так же и познавательный характер. Мы многое узнали о монастыре, о Ниле Столобенском, о духовных подвижниках той эпохи. Молитвы, возможность приложиться к святыням, интересные беседы — именно это способствует укреплению веры и духовному росту человека. От всей души благодарим организаторов поездки: нашего пастыря отца Игоря, Сергея Шарина и всех ее участников.


Предварительная историческая справка о месте подвигов преподобного Нила Столобенского

(р. Б. Александр) Поездка в Нило — Столобенскую пустынь — первое мое паломничество. Все было прекрасно организовано отцом Игорем и Сергеем Шариным. Поразили своей красотой, расположенный на острове монастырь, и вся природная панорама. Однако самое важное остановиться на том, что это паломничество — шаг в духовном нашем просвещении и укреплении. Было непривычно участвовать утром в богослужении, которое длилось пять часов. Однако после службы и прикладывания к мощам Святого Преподобного Нила Столобенского и других Святых усталость стала проходить и на сердце пришли радость и успокоение. Важную роль сыграли духовные беседы с отцом Игорем и монахом Вениамином (ехал с нами в Москву). Надо сказать, что было очень приятно находиться в среде объединенных одной целью людей, обмениваться с ними мнениями по религиозным вопросам. По приезде в Москву полученная благодать и в работе помогала, и в семью мир и спокойствие принесла. Паломнические поездки следует совершать, несмотря на все трудности!


Благословение Честнаго Креста над просторами

(р. Б. Людмила) Самое сильное впечатление — пусть хотя бы на уровне очень сильной физической усталости во время длительного богослужения – это осознание безмерности монашеского подвига. В этих прекрасных, но все же очень суровых, озерных и островных краях. «Потому не погибла земля, что монахи за всех молят Бога». Длительная служба рядом с мощами преподобного Нила Столобенского, возможность обратиться за его молитвенной помощью во все время пребывания в храме, — все это наполняло душу одновременно радостью и слезами. Сознаюсь, что поначалу чувствовала себя словно в плену остановившегося времени, высоких сводов храма и холода, но именно в эти часы в душе совершалась невидимая и неощутимая работа, результаты которой проявились уже по возвращении. Продолжают проявляться, внутренне изменяя. Преподобне отче наш Ниле, моли Бога о нас.


Под покровом хозяина здешних мест преподобного Нила Столобенского

(р. Божий Сергей) Слава Богу, собрались в Нило-Столобенскую пустынь, не без искушений… К сожалению, суета мирская затмевает дары и не отпускает. Помоги нам, Господи. Многие хотели, не многие смогли. Ожидание поездки с трепетом и трудно уловимым страхом по нарастающей, как перед важным событием. Еще до приезда в монастырь от братии чувствовалась забота и любовь, что и ощутили паломники по прибытии. Дальний путь от Первопрестольной до Осташкова сократили душеполезными разговорами с близкими людьми. 400 км не доехали – долетели. Природа озера Селигер и погода располагала к отдыху души и тела, к созерцанию. Вся Божья красота и тишина как бы насыщали нас и давали силы для молитвы и покаяния, а мы не могли напиться ими. Возвращение в мир — с сожалением, но Господь и здесь поддержал нас спутником до Москвы. Им оказался один из братии — монах Вениамин. Хотелось объять необъятное. Не все, что интересовало, мог воспринять. При погружении в городскую суету частично теряется, либо прячется тот драгоценный дар, то единение с собой и родными тебе людьми. И требуются опять усилия и время… Одно дело — получить, другое – сохранить. Дай нам Бог не расплескать ту сердечную благодать, которой делится с нами Господь через возможность соприкоснуться с людьми, любящими нас и молящимися о нас. Храни всех Господь. Христос Воскресе!

(р.Б. Спиридон) Если кратко, то мои впечатления о поездке таковы.
Все хорошо организовано (учимся!!)
В монастырской службе участвовал в первый раз. Тяжело, но как-то правильно, что ли. Или так – это труд, но благодатный и важный.
Красоты озера — выше всех описаний. От панорамы, открывшейся с колокольни Богоявленского Собора, вообще дух захватывало.
Брат, что проводил ознакомление с историей собора и его святынями, поразил: глубиной знаний, отношением к своей обители и к нам (а нас таких у него сколько в день?). Высшая похвала.
Не ожидал увидеть икону святителя Спиридона Тримифунтского, да еще такую большую, под сенью. Для меня это была очень хорошая встреча.
Оковецкий святой источник стоил того, чтобы к нему трястись по отвратительной дороге. Порадовали красота и особый дух.
Мне показалось, что и мы сами в этот раз были как-то больше собраны и правильно настроены. Может быть, начинает формироваться группа единомышленников в полном смысле этого слова? Спасибо Сергею.
Особая благодарность отцу Игорю. Для него такие мероприятия тяжелее, чем для нас — и он у нас молодец!
Предлагаю подумать о поездке в Киево-Печерскую Лавру и к Курской Коренной иконе Божией Матери (Знамение).


Убранство основного храма монастыря Богоявленского собора

(р. Б. Андрей) Поездка в Нило-Столобенскую пустынь – особая милость Божия. Описать словами и дать оценку этой поездке можно только одним словом – Благодать. А чем ее измерить и дать точное описание этому невозможно. Поделиться духовным опытом? Его тоже нет. Тупик! Что писать? Пожалуй, только намеки или фрагменты. Вот один из них. Мы уже возвращались, и с нами поехал один монах – Вениамин. Ну и, конечно же, возник диалог. Вот тут самое интересное и началось. Миряне спрашивают монаха о земном, а он заладил все о небесном. Вопросов много, а ответ – один. Он руками – к небу, а мы его за подрясник – вниз. Ох, и утомился он от нас .


Земное владычество монастыря

(р. Б. Нина) Благодарю Бога, Пресвятую Богородицу и всех святых за подаренную духовную радость, чувство духовного Единства, когда все мирское меркнет и ты — в подаренном Единстве. До сих пор все мои минуты наполнены этой духовной радостию. Верю, что это широкий шаг к духовному росту и оздоровлению многих из нас. Храни всех Бог!


Лепота Родины

Откровение новоначального паломника в Нило-Столобенский монастырь.

(р. Б. Марина) С точки зрения восприятия всего произошедшего мой рассказ будет, вероятно, самым детским (подозреваю, что оно (восприятие, то есть) не дотягивает даже до восприятия Наташи и Оли — маленьких дочек батюшки), потому как я не обладаю хотя бы более-менее сносным духовным опытом, в паломничестве была впервые, а любого рода выезды привыкла воспринимать исключительно с экскурсионно-познавательно-эстетической точки зрения. Поэтому мое повествование, может быть, будет более интересно и полезно таким же новичкам как я — сужу по себе, так как охотнее бы познакомилась с впечатлениями людей, близких мне как по возрасту, так и по опыту (и мне бы очень хотелось привлечь их внимание).

По приезде нас провели по дороге, мощенной булыжниками, местами похожими на колья, в корпус, находящийся во внутреннем монастырском дворе, куда, как свидетельствовала табличка, посторонним вход воспрещен. Послушник Роман — наш провожатый — сообщил, что на этой территории запрещается не только громко разговаривать и смеяться, но и фотографировать, так что фотографий оттуда вы не увидите. Нас всех расселили по двум комнатам с двухъярусными кроватями, а батюшку с детьми — в соседнем корпусе.
Уходя, послушник Роман снабдил нас остальными инструкциями о том, что ровно в 23.00 свет везде должен быть погашен, и правило это настигло-таки засидевшихся за чаем. Я, честно говоря, восприняла «правило одиннадцати часов» совсем буквально — то есть так, что ровно в это время свет централизованно отключается и, в случае необходимости, ночью придется бродить с фонариком. Фонарик в телефоне имелся, поэтому я сильно не переживала. Правда, когда мы все улеглись, то в корпусе напротив я видела свет — уж не знаю, кто из обитателей не повиновался уставу, но факт остается фактом.

Обедали мы в длинном деревянном одноэтажном доме на берегу озера (впрочем, про какую постройку не говори, все равно выйдет, что на берегу — остров все-таки). В наибольшее удивление меня повергли большие жареные пирожки с картошкой – восхитительные! Мы решили, что вероятно, монахам все-таки отпущен более скромный рацион. Да и вообще ассортимент блюд не вполне аскетичный, а, кроме того, вкусно.
После экскурсии, проведенной монахом – отцом Иоанном, преодолев, по моим расчетам, 185 ступенек колокольни Богоявленского Собора, мы взобрались на смотровую площадку, выйдя куда, буквально уперлись в огромный золотой купол, находящийся чуть-чуть под нами (фотографии прилагаются)! На площадке мы провели, думаю, около получаса, облепив перила с самой живописной стороны.

Во время вечерней службы монахов было мало (видимо, то количество насельников — 50, — которое называлось нам отцом Иоанном, — это с учетом всех скитов, а не только один монастырь), а сама служба проводилась по интересному чину. В какие-то моменты монахи, бывшие с непокрытыми головами, надевали клобуки, потом снова их снимали и так несколько раз. Ближе к концу службы, кажется, из ниоткуда появилось еще несколько монахов. Все выстроились по обе стороны от места, где обычно раскатывается ковер для архиерея, напротив раки с мощами Преподобного Нила Столобенского. Что было потом, честно говоря, не помню, потому что была поглощена осмыслением необычного для меня зрелища — под высоченными, освещенными только заходящим солнцем сводами собора перемещались, казалось, очень высокие фигуры в длинных черных колышущихся облачениях и клобуках. Не слишком ценное наблюдение для паломнической поездки, но, как для любого новичка, в большинстве случаев самое сильное – это визуальное восприятие происходящего.

В оставшееся до контрольного часа время мы прогулялись по той территории, где еще не были. Остановились у места, где когда-то была церковь. Сейчас – лишь фундамент и часть стен алтаря — остальное было разобрано и пущено на дамбу, которая теперь соединяет бывший остров с большой землей. Говоря о восстановлении монастыря, понимаешь, что еще остается непочатый край работы, несмотря на то, что многое уже сделано и, в целом, от вида обители сердце тоскливо не щемит.

Ровно в 23.00 по монастырскому уставу я легла спать и поднялась около 5 часов утра.
На улице – холодно, в соборе – тоже. Стоя в храме первый час, — это была самостоятельная часть службы, — боролась со сном. В маленьком перерыве вышла на улицу. Немного померзнув, по колокольному звону вернулась с твердым намерением выстоять. Стоило оно мне немалых усилий. Хотелось плакать в голос, потом это отчаяние почему-то превратилось в упрямое желание достоять до конца.

Периодически оглядывалась на стоящих позади, чтобы посмотреть, много ли народу уже сдалось, что дало бы мне хоть какое-то моральное оправдание для бегства. Все стоически оставались на своих местах, иногда только меняя стоячее положение на сидячее. В голове вертелась только одна мысль: никогда больше меня не заманят ни в одну подобную поездку. НИ ЗА ЧТО! И от повторения этой мысли становилось легче.
После службы, когда мы пили чай, батюшка, смеясь, сказал: «Я в алтаре больше всего за Марину переживал! Потом, смотрю,- держится, на месте, — ну, слава Богу!»

В свободное время было непросто определиться, что сделать: пойти подышать «езерным» воздухом (а красота там, определенно, духозахватывающая и вдохновляющая) или посидеть со всеми, послушать разговоры, батюшкины рассказы, которых, судя по всему, множество неисчислимое!

В Москву мы возвращались в обществе монаха — отца Вениамина, одного из первых насельников монастыря, бывшего в мирской жизни электриком, пришедшего в монастырь в начале 90-х. Мы ехали, а отец Вениамин говорил о том, что как же жаловаться на жизнь, раз есть, что есть, где жить, все живы-здоровы; вон, солнышко светит, потеплело. Я, конечно, и так это знаю, но лишний раз не грех услышать, а, тем более, от монаха. А тем, кто жалуется, сказал отец Вениамин, Господь неудачи умножает в 7 раз и так то ли 4, то ли 7 раз. Вот только, что будет по исчерпании лимита, я не разобрала, а, может, отец Вениамин и не сказал. Вообще, интересные вещи я слышала от отца Вениамина, а сказал он еще больше, но невыносимо ухабистая дорога вплоть до Московской области окончательно заглушала и без того негромкий голос монаха.

К участию в крестном ходе где-то в Кировской области, я, конечно, еще не готова, однако, когда уже в Москве при прощании мне был задан вопрос, поеду ли я еще раз, я почему-то завопила «Да!».
Пока не могу сказать, сошла ли на меня какая благодать, но точно знаю, что мне очень хорошо с этими людьми, в этом месте, в этом ритме. Уже в Москве, батюшка напутствовал меня: «Укрепляйся!»
Расходились мы с уверенностью в продолжении так хорошо начатой традиции.
Во время экскурсии отец Иоанн сказал, что поскольку мы строим храм во имя Иверской иконы Божией Матери, нам прямая дорога в Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь.
А, как сказал наш батюшка, в монастыре ничего просто так не происходит и не говорится!
Поедем вместе?!