Паломничество в Дивеево.

Поездка в Дивеево, точнее подготовка к ней, началась еще в феврале, когда наша паломническая группа отправилась в Курские пределы, «земную родину этого истинно небесного человека, милостиво покрываемую чудотворною иконою Божией Матери Знамения, именуемою «коренною», — в места, освященные памятью преподобного Серафима.

Соприкасаясь со святынями, имеющими самое непосредственное отношение к житию Всемирного Светильника, так назвал его в своей книге митрополит Вениамин Федченков, невольно проникаешься промыслительностью происходящего.

Как отправляться в места духовных подвигов преподобного Серафима Саровского, не побывав прежде там, где родился, возрастал отрок Прохор, сын благочестивых его родителей Исидора и Агафии Мошниных. Где чудесным образом силой благодати Божией избежал он гибели при падении с колокольни, был исцелен Божией Матерью от тяжелой болезни, откуда избранник Духа Святаго и Божией Матери был призван в места подвижничества – Саровскую обитель.

И, следующая за этой, поездка в Муром также промыслительно протянула духовные нити к Серафимо-Дивеевской обители. Здесь после закрытия Дивеевского монастыря поселилась игумения Александра (Траковская) с 40 монахинями. Они сохраняли долгое время вывезенные из монастыря святыни: икону Божией Матери «Умиление» и вещи, принадлежавшие преподобному Серафиму. В их маленьком домике у стен Благовещенского монастыря часто бывал иеромонах Пимен, будущий Патриарх. Молодой пастырь и его небольшая иноческая паства были объединены любовью к преподобному Серафиму Саровскому. Это духовное единение сохранилось и в дальнейшем. До конца своей жизни Патриарх Пимен имел попечение о дивеевских матушках. 

И вот, теперь наш путь лежит в Серафимо-Дивеевскую обитель, место, где почивают святые мощи преподобного Серафима Саровского, по сей день окормляющего своих сироток.

Как и год назад, с Божиим благословением, молебным и, в виде извергающейся с небес обильной влаги, мы отправились в путь.

Не прекращающийся дождь с порывами ветра, серое, без просветов небо, не добавлял оптимизма нашей группе.

Только после изрядной информационной нагрузки от прослушивания сообщений нескольких наших паломниц, участники поездки отвлеклись от погодной темы.

Дивеево поразило нас невероятно теплой погодой. Тепло было сродни тому, какое бывает перед грозой. Парило. Паломнический корпус на территории обители и его келии, удобные во всех отношениях, не вызвали ни у кого никаких смущений, а посему, быстро разместившись, мы отправились в Спасо-Преображенский собор.

Всенощное бдение уже началось, когда мы вошли в необыкновенно величественный Спасо-Преображенский собор, огромный, светлый.

А прекрасное пение сестер наполняло душу внутренним трепетом, настраивало на особый лад, даже силы прибавляло.

После богослужения скудная трапеза, в виде каши, трех кусочков соленых помидоров и горьковатого травяного чая, на улице под навесом, за длинными деревянными столами с такими же длинными скамьями, сначала озадачила паломников.

Но после, не отягощающий ужин очень порадовал своей простотой и сытностью.

IMG-20160417-WA0003

Вопреки нашим ожиданиям, пройти по Канавке вместе с монахинями, следуя их четкому и размеренному темпу, нам не довелось. Прошли одни, следуя, каждый своему внутреннему темпу, снова, поражаясь погодному теплу, несмотря на периодически моросящий дождь.

Все набрали земли со Святой Канавки, освященной стопами Пресвятой Богородицы, и которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила».

Однако чуть не опоздали к закрытию корпуса, что нам почти по-Афонски грозило заночевать у запертых врат.

Ранним и уже заметно похолодавшим утром, мы отправились на Воскресное богослужение, каждый со своими чаяниями, но, пожалуй, в одном все были едины: побыть наедине со святым старцем, преподобным Серафимом, к которому были устремлены сердца, мысли, прошения о молитвенной помощи

Рака под сенью, горящие лампады, строгие монахини у изголовья святого, неотступная мысль, что именно сейчас не должно быть суетных, недостойных мыслей, движений души. Ведь все они – зримы преподобным.

Как стыдно и горько было бы внутренне услышать: «Гряди, гряди вон». И лишь, веруя, что никто от него «тощ и не утешен не отыде», припадают к нему все.

Закончилась Литургия, молебен с Акафистом. Последний поклон у мощей. И – вновь пора отправляться в путь.

IMAG0495

IMAG0498

Мало, кто не побывал в этом святом месте, пережившем и расцвет, и поругание на своем, более, чем 200-летнем веку.

Дивеевская земля — особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.

О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной известно следующее. Первый — Иверия — выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон — Второй Жребий Богоматери на земле.

В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь — Третий Жребий Божией Матери на земле.

Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. Овдовев еще в молодые годы, она решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек — Сатиса и Саровки. В селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».

По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь.

В дальнейшем ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью.

Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789, оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отцу Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

Дремучий вековой сосновый бор, окружавший обитель, служил для преподобного Серафима местом особого подвига, продолжавшегося 30 лет. Здесь «ангельски пожил» Святой в ничем не прерываемом предстоянии Богу в дневной и ночной молитве. Пройдя пустынножительство, невинное страдание, столпничество (моление на камне), молчальничество и затвор, Преподобный в 1825 году по благословению Царицы Небесной вышел на служение людям. Как яркая свеча, поставлен был святой Старец в конце жизни своей на духовном подсвечнике Сарова. «Радость моя, Христос Воскресе!» — так встречал Преподобный всех приходящих к нему.

Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50 человек.

Строгий устав, скудная пища, принимаемая раз в день, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Батюшка Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

Вскоре в Саровском лесу было Батюшке видение Царицы Небесной.

И велела Божия Матерь Батюшке создать особую девичью общину, взяв с прежней общинки восемь сестер, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего. И указала, как обнести это место канавою и валом; и с сих восьми сестер повелела ему начать обитель сию, Ее Четвертого вселенского Жребия, для которой приказала сначала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и кельи первые, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый и нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».

9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Еще наказывал «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния». Не изнуряя себя непосильными ныне подвигами поста по древним обычаям, Батюшка приказывал сестрам быть сытыми и кушать вволю, только бы не унывать. «Я, отец ваш, попекусь о вас и в сем веке и в будущем, и кто в моей пустыни жить будет, всех не оставлю и роды ваши не оставлены будут, — говорил он мельничным сестрам, и заботился о них во всех телесных и духовных нуждах. — …Кто даже помогать будет обители моей, и те муки будут избавлены».

Через преподобного Серафима Царицей Небесной даны были Дивеевской обители следующие правила.

Дабы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в верхней Рождества Христова церкви, и вечно — неугасимая же лампада у храмовой иконы Рождества Богоматери в нижней Рождества Богородицы церкви.

В этой же нижней Рождественской церкви, которую всегда Батюшка называл усыпальницей мощей, предсказывая, что четверо мощей будут открыто почивать в ней, завещал на вечные времена читать денно и нощно неусыпаемую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих, говоря, что она будет вечно питать обитель.

По предсказанию преподобного в этой церкви почивают три преподобные дивеевские: Александра, Марфа и Мария, а в верхней Казанской – три блаженные: Параскева, Пелагия и Мария.

Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед Литургией служить Параклис Божией Матери, весь нараспев, по нотам, оба канона попеременно, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут, если же не исполнят, Царица Небесная накажет и без беды беду наживут», — строго заповедовал много раз Угодник Божий.

После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В мирную жизнь сестер двух общин — Мельничной и Казанской — самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. Ему удалось запечатать Рождественские храмы и нарушить все заповеди Царицы Небесной. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное — разладилась духовная жизнь.

Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшеого Синода в 1862 года, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За 42 года ее управления монастырем обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик,. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор, игуменский корпус с храмом св. равноап. Марии Магдалины, трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского, колокольня, а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон.

Хор сестер был многочисленный. Пение было доведено до высокой степени совершенства, и все службы, даже в будничные дни, отправлялись благоговейно и торжественно.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», — так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

В те годы, приезжавшие в Дивеево, видели и слышали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» — поминутно слышалось в их разговорах. С. А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня — это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келлии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения с. Дивеево была всего 520 человек. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.

Батюшка Серафим говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон. В проповеди на Литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Так сбылось предсказание батюшки Серафима.

Игумения Александра, поселившаяся в Муроме, сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову, которые были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году.

Все эти святыни, в числе которых — личные вещи преподобного Серафима Саровского: знаменитый крест, которым благословила юного Прохора его мать перед отправлением в Киево-Печерский монастырь, одежда, обувь, шапка, рукавицы, — благоговейно сохраняются в Свято-Троицком соборе вблизи от раки с мощами преподобного.

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия в 1937 году ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преп. Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Постепенно сбываются пророчества преподобного Серафима о величии монастыря. Более 400 сестер собралось на сегодня в обители. «Сама Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет — ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» — говорил батюшка Серафим.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского, торжественно отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах.

В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки Пресвятой Богородицы, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В день 100-летия со дня канонизации преп. Серафима Святейший Патриарх Алексий II обратился к верующим со словами приветствия: «… В одном из предсказаний Преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преподобного Серафима Саровского… Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с Преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути».

По случаю 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, был освящен главный престол восстановленного Казанского храма и прославлены в лике святых Нижегородской епархии блаженные старицы Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки.

В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители.

По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет… от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание преподобного Серафима: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит».

Такое счастье посетило и нас всех, пробывших в Обители «от утра и до утра».

В беседе с одной из наших паломниц, коснулись темы любви.

К Богу, к людям.

И вот какие мысли посетили нашу паломницу, которыми она поделилась. «С тем сонмом святых, что есть в Русской Православной Церкви, со знанием их житий, не редко задумываюсь — какие подвиги люди совершали из-за любви к Богу. Понимаю, что я не имею и капельку этой любви. Так относиться к своему телу, жить в лесу, где грызут клещи. Тут нежиться хочется, да покомфортнее отдыхать. Есть ли сейчас такие святые люди. Может мы о них и не знаем, да и безбожное время не без следа прошло».

Со времен апостольских возжигает Господь для нас эти светильники для того, чтобы мы не заблудились. Именно их назвал Господь светом мира, чтобы, люди за их добрые дела, по Его слову, «славили Небесного Отца».
И нельзя нам оправдываться тем, что мы слабые и изнеженные.
В книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), о. Рафаил говорил, что Господь не любит боязливых.

Святые – не из их числа. Но ведь и нам стремиться надо, пока живем.

Без креста, не увидим Христа. Все, что несем, — его часть.

Будем учиться любить Бога. И – «неудобных» людей.