Паломническая поездка в монастыри Белозерья

10-12 июня 2018 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа прихожан с паломнической целью совершила поездку по святым местам Вологодской области: Кирилло-Белозерский мужской монастырь (г. Кириллов), Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь (в 20 километрах от Кириллова) и Горицкий Воскресенский женский монастырь (в 7 километрах от Кириллова).

После размещения паломников в гостинице и непродолжительной трапезы состоялась экскурсия по обители.

Ознакомление началось с архитектурного ансамбля Обители.

IMG-20180611-WA0012

Успенский собор – первая каменная постройка монастыря 1497 г., возведенная  артелью ростовских мастеров, с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского, игумена Кирилла Белозерского и колокольня.

Надо сказать, что с 1924 года и в большей степени в настоящее время монастырь является историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, который включает в себя ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря (1397 г) и Ферапонтова монастыря (1398 г) в селе Ферапонтове.

Этим объясняется проведение экскурсии светским музейным работником и отсутствие в его повествовании житийной стороны основателей обителей.

Этот пробел был восполнен позднее  нашими паломниками.

Основная часть времени была уделена экспозиции «История Кирилло-Белозерского монастыря, приписных и окрестных обителей», размещенной в Трапезной палате с церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В общую экспозицию также включены экспозиционные комплексы, посвященные Нило-Сорской пустыни и Горицкому женскому монастырю, так как самостоятельных экспозиций на своей территории эти обители не имеют.

IMG_20180610_115600

Кирилло-Белозерский или, как его называют иначе, Кириллов мужской монастырь возник на берегу Сиверского озера на рубеже XIV – XV веков, в период, когда учениками преподобного Сергия Радонежского по России стали создаваться монашеские обители.

IMG_20180610_131609

 Сиверское озеро.

Преподобный Кирилл в миру — Косма родился в 1337 году в семье благородных и богатых москвичей. Рано осиротев, рос в доме влиятельного родственника боярина Тимофея Ва­сильевича Вельяминова, окольничего при дворе у князя Димитрия Донского. В дальнейшем Косма служил у боярина управляющим хозяйством. Рано открывшееся в нем стремление к иночеству, Тимофей не разделял. Промыслом Божиим при содействии преподобного Стефана Махришского, друга преподобного Сергия, Косма был отпушен Тимофеем в монастырь. Стефан привел его в Симоновскую обитель, основанную архимандритом Феодором племянником преподобного Сергия, где Косма и принял иночество с име­нем Кирилл.

Будущий подвижник не являлся учеником преподобного Сергия Радонежского, но как это известно из жития преподобного Кирилла Белозерского, во время его пребывания в московском Симоновом монастыре, Игумен Земли Русской подолгу беседовал с работавшим в хлебне иноком Кириллом, чему изумлялась вся братия: каким образом великий Сергий, оставив настоятеля и всех иноков, занимался одним лишь Кириллом,

В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, уже будучи  архимандритом Симонова монастыря, в возрасте 60 лет преподобный Кирилл вместе с симоновским иноком Ферапонтом, прибыл в Белозерские земли и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, поставил крест, выкопал землянку и положил основание монастырю в честь Успения Божией Матери, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского.

Ферапонт вскоре удалился из этих мест и в 15 км от них основал свою обитель.

Ищущие иноческой жизни, люди стали приходить к преподобному. В 1397 году им была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братий умножилось, преподобный дал для нее устав общежития и освящал его примером своей жизни. Устав отличался особой строгостью. В церкви никто не смел беседо­вать и никто не должен был выходить из нее прежде окон­чания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились также каждый на своем месте и в трапезе была тишина; в пищу пред­лагались только три кушанья. Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нем, ни после него хмельных напит­ков не только не пили, но и не дер­жали в обители. Из трапезы каждый молча шел в свою келлию, не заходя к другому. Никто не смел получать ни писем, ни подарков, помимо преподобного — к нему приносили нераспечатанные письма; без его благословения и не писали писем. Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности, даже пить воду ходили в трапезу. В келлии же ничего не дер­жали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась. Иноки старались один перед другим являться как можно раньше к службе Божией и на монастыр­ские работы, подвизаясь не для людей, а для Господа. Когда случался недостаток в хлебе и братия понуждали настоятеля послать за хлебом к христолюбцам, препо­добный отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас, иначе зачем и жить нам на земле?» И не дозволял докучать мирянам просьбами о подаянии. У него был ученик, по имени Антоний, опытный в делах духовных и житейских; его посылал он однажды в год закупить все нужное для монастыря, в прочее же время никто не выходил из обители, а если присылалась какая-либо милостыня, с любовью ее принимали как дар Божий.

Преподобный еще при жизни прославился даром прозорливости и чудес.

В житии святого приводится много случаев проявления этого дара, которые невольно возвращают нас к Евангельской истории и пророческим словам Спасителя. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше этих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». (Евангелие от Иоанна 14:12)

Не достало однажды вина для церковной службы, а нужно было совершать литур­гию. Священник пришел сказать о том святому Кириллу, и он спросил по­номаря Нифонта: действительно ли нет вина. Услышавши же от него, что нет, как бы сомневаясь, велел принести тот сосуд, в котором всегда было вино. Повиновался Нифонт и с изумлением принес сосуд, до того преисполнен­ный вина, что оно даже изливалось, и долгое время не оскудевало вино в сосуде, как некогда елей у вдови­цы, по слову пророка Илии. Подобным образом во время голода умножился запас хлеба, так что и самые хлеб­ники уразумели бывшее чудо. «Кирилл, умноживший вино для литур­гии, умножал и хлебы для пропитания гладных, помощию Богоматери», — говорили они, и так продолжалось до нового хлеба.

Перед своей кончиной преподобный призвал братию, назначил игумена и заповедал не нарушать его устава.

Преподобный Кирилл Белозерский почил о Господе на 90 году своей жизни 9/22 июня 1427 года. Его честные мощи почивают под спудом в Церкви во имя его.

О том, сохраняется ли ныне и насколько устав преподобного, нам не известно. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1998 году. В настоящее время братия монастыря – немногочисленная: шесть монахов и 11 послушников. Богослужения совершаются в единственном действующем  храме – в Церкви преподобного Кирилла Белозерского. Прочие храмы и постройки  комплекса – это музеи. Либо пребывают в состоянии восстановительных работ.

IMG_20180610_132412

IMG_20180610_130804

Большая Озерная башня.

IMG_20180610_132215

Церковь преподобного Кирилла Белозерского.

IMG_20180610_132223

Больничная церковь Евфимия Великого.

IMG_20180612_074559

Святые врата и вход в надвратную церковь Иоанна Лествичника. Роспись врат

IMG_20180612_074453

 

IMG_20180611_070143

Надвратная церковь Преображения.

Музей – экспозиция представляет собой четыре зала, вмещающих более 300 экспонатов XV – начала XX веков, среди которых можно увидеть уникальные памятники, связанные с жизнью основателя обители преподобного Кирилла Белозерского, быта насельников монастыря при жизни святого и в более позднее время, а так же вклады в монастырь, сделанные представителями великокняжеских и знатных аристократических фамилий: иконы с изображением преподобного Кирилла Белозерского, его духовного наставника Сергия Радонежского, учеников и последователей, а так же покровы на раку преподобного Кирилла с его изображением.

IMG_20180610_121400

IMG_20180610_121240

 

IMG_20180610_121200

 

Также в числе таких памятников — Духовная грамота, ряд поучений преподобного Кирилла русским князьям, детям Дмитрия Донского Василию, Андрею и Юрию, с которыми он состоял в переписке, 12 книг из библиотеки преподобного.

В музее хранятся памятники, связанные с именем святого подвижника: икона Божией Матери Одигитрия, от которой и исшел глас Пречистой, и с которой он пришел в Белозерье, шуба, клобук, кожаный пояс с калитой, ковш каповый в футляре и вериги, датированные XIV – XV веками и др. Многочисленные упоминания о них содержат монастырские описи.

IMG_20180610_121323

 

IMG_20180610_121347

 

Согласно монастырскому преданию, в 1424 году, за три года до смерти преподобного Кирилла, вологодским иконописцем Дионисием Глушицким была написана его икона-портрет.

IMG_20180610_121923

В настоящее время оригинал иконы находится в Третьяковской галерее.

В начале XVII века специально для этой иконы был изготовлен киот.

Он был выполнен, предположительно, в мастерской Кирилло-Белозерского монастыря и в 1614 году расписан приглашённым в обитель Белозерским мастером Никитой Ермоловым.

IMG_20180610_121417

Киот с копией иконы преподобного Кирилла Белозерского.

IMG_20180610_121616

Деревянный крест, по преданию, срубленный самим Кириллом и обладающий чудодейственной силой

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Первые книги преподобный Кирилл принёс из Москвы. Он сам занимался книгописанием и ввёл переписывание книг как одно из послушаний грамотных иноков. Важным занятием кирилловских иноков было переписывание книг. В стенах обители сложилась одна из самых богатых библиотек. Кирилловское собрание рукописных книг в XV – XVII веках было одним из самых значительных на Руси. По описи 1664 года здесь находилось около 2 000 книг.

Из истории обители известно, что Кириллов монастырь служил местом заточения опальной светской и церковно-феодальной знати.

В разное время там пребывали инок Вассиана Косой – ученик преподобного Нила Сорского; Михаил Воротынский – русский воевода, выдающийся полководец; князь Иван Шуйский – государственный деятель и военачальник; князь Иван Мстиславский — боярин, военачальник, Борис Морозов – боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича; Симеон Бекбулатович — потомок ордынских ханов, перешедший с отцом на службу к Ивану IV Васильевичу; московский митрополит Иоасаф; патриарх Никон и др.

В 1528 году в Кирилловский монастырь приехал Василий III с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника.

Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Царь Иоанн IV на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое расположение. Около трети всех вкладов в Кириллов монастырь, сделанных в период правления Ивана Грозного, составляли его дары.

Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря.

В витринах с вкладами, сделанными в обитель в период её наивысшего расцвета, можно увидеть Святые врата, вложенные в монастырь царём Михаилом Фёдоровичем Романовым, дары боярина Фёдора Ивановича Шереметева, бояр Воротынских и других представителей знатных фамилий средневековой Руси.

Чуть больше десятка лет прошло с момента постройки в 1600 году первой крепостной каменной ограды с 8 башнями, до наступления Смутного времени и нашествия в этот период польских и литовских интервентов.

Смута на Руси наступила со смертью в 1598 году последнего сына Ивана Грозного – царя Фёдора Иоанновича.

Монастырь выдержал в 1612—1613 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений польских и литовских войск. Но как ни была подготовлена обитель к нападению неприятеля, почти до 1618 года,  она находилась в блокаде. Интервенты  разграбили и сожгли постройки и промыслы монастыря, находившиеся вне крепостных стен.

Были разорены и соседние Ферапонтов Рождественский и Горицкий Воскресенский монастыри. После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители.

В 1654—1680 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

В экспозиции представлено оружие из арсенала Кирилло-Белозерского монастыря: шлемы, кольчуги, мушкеты, бердыши, ядра, подметный каракуль.

IMG_20180610_122936

IMG_20180610_122907

С приходом к власти династии Романовых началось восстановление монастырского хозяйства, возрождение обезлюдевших городов и деревень.

Значительную поддержку обитель получала в период правления царя Алексея Михайловича. Монастырь в XVII веке рассматривался при дворе как надёжное убежище для знатных особ в случае народных волнений в столице.

В июне 1648 года из-за вспыхнувшего в Москве соляного бунта в обители скрывался Борис Иванович Морозов, ближайший советник и воспитатель царя. Впоследствии благодаря его  покровительству 1 августа 1649 года монастырю было пожаловано архимандритство, поднявшее его по лестнице церковной иерархии.

Ранее монастырем управляли игумены.

IMG_20180610_124109

IMG_20180610_124045

 

IMG_20180610_122059Были выделены средства на строительство второго кольца монастырских стен, которое велось в 1653 – 1682 годах.

После строительства новых оборонительных сооружений Кириллов монастырь стал крупнейшим по мощи и по размерам в России.

В период правления царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри служили местом ссылки реформатора русской церкви шестого Патриарха Московского и всея Руси Никона.

IMG_20180610_122815

Никон начал богослужебную реформу весной 1653 года. Патриарх активно вмешивался в решение политических вопросов государства, что стало причиной крайнего недовольства царя и    привело к разрыву их отношений, а в 1658 году и к лишению патриаршего престола. В декабре 1666 года церковный собор официально лишил его патриаршего сана и отправил его в Ферапонтов монастырь. В 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича Никон был переведён в Кириллов монастырь, где и провёл последние пять лет своей жизни.

Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси.

В Кирилло-Белозерском музее хранится кресло Никона, единственный предмет, свидетельствующей о пребывании Патриарха в ссылке.

На нижней части съёмных подлокотников кресла сохранилась надпись краской: «176 (1668)-го года марта в 1-й день сий стул зделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и за святую церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме».

IMG_20180610_123607

IMG-20180611-WA0002

Начало правления Петра I ознаменовалось преобразованиями в стране во всех областях. Не миновали они и Церковь. Была изменена структура церковного управления, упразднено патриаршество. Церковное управление включается в структуру государственного управления. Завершается период расцвета обители, монастырские ценности передаются в государственную казну, изменяется статус подмонастырской слободы. Согласно указу Петра I для нужд армии из монастырей вывозили колокола для выплавки пушек и мортир. Из Кирилло-Белозерского монастыря было вывезено 416 пудов колокольной бронзы.

Правление Екатерины II привнесло не менее радикальные изменения в жизнь обители. Указом Императрицы, известным под названием «Духовные штаты», все монастырские земли переданы в собственность государства. Им же определялось и количество монашествующих в обителях разных классов, а вместо доходов с вотчин монастыри стали получать небольшое годовое содержание от государства. Благодаря своей известности и прошлой славе Кирилло-Белозерский монастырь был отнесён к первому классу, получил право иметь до 33 монахов и получать жалованье до 2 500 рублей в год. В ходе реформы местного управления изменился статус поселения при монастыре. Указом от 24 августа 1776 года слобода при Кирилло-Белозерском монастыре получила статус города. Кириллов стал одним из уездных центров Новгородской губернии, созданной в январе 1727 года.

О Кириллове можно сказать, что этот провинциальный городок имеет свое «лицо». Его не спутать со множеством городков этого уровня в Российской глубинке. И, данный ему «талант», он старательно преумножает. Нам довелось стать свидетелями подготовки к ежегодному, в течение пяти лет проводимому в Кириллове,  «действу»  под названием военно-исторический фестиваль «Кирилло-Белозерская осада». Цель нашего пребывания не предполагала активного зрительского участия в этом, поэтому мы могли лишь мимоходом наблюдать погружение в эпоху Смутного времени. О популярности фестиваля красноречиво свидетельствовало множество людей, заполнивших городок, и судя по автомобильным номерам, с широчайшей географией.

По окончании экскурсии, наша паломническая  группа отправилась в Церковь преподобного Кирилла Белозерского, чтобы соборно прочитать Акафист пред ракой с честными его мощами.

IMG_20180610_134149

Краткий отдых перед началом вечернего богослужения, и под мерный благовест монастырского колокола, наша  группа отправилась в храм преподобного Кирилла Белозерского.

Наша готовность к длинным монастырским богослужениям была неожиданно  «вознаграждена» непродолжительной службой. Милостью Божией и снисхождением нам предоставлялась возможность  после очень длинного с момента прибытия в Вологду дня, уединиться, осмыслить события первого дня пребывания в обители, а кому-то  —  подготовиться к Таинству Исповеди и Святому Причащению.

Следующий день обещал быть не менее насыщенным.

IMG_20180611_065618

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». (Ев. от  Луки 13:24).

И чтобы  «возмочь», надо покаяться. По сложившемуся в паломничествах навыку  к  раннему бодрствованию, паломники утром собрались  в Храме преподобного Кирилла, чтобы подойти к Таинству Исповеди. Перед началом – поучаствовали в братском молебне перед святыми мощами преподобного Кирилла Белозерского.

Все паломники сподобились причаститься Святых Христовых Таин..

Дальнейший наш путь лежал в Ферапонтов монастырь, который расположен на высоком холме  между двух озер  Бородаевского и Паского, соединенных речкой Паской. Места необычайно живописные.

IMG_20180611_122545

 

IMG_20180611_122614

На берегу Бородаевского озера.

Ферапонтов монастырь очень отличается от монастыря-крепости Кирилло-Белозерского.

Ферапонтов монастырь Вид с востока. Собор Рождества Богородицы и церковь преподобного Мартиниана.

IMG_20180611_130559

Монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом.

Около 1408   года он покинул обитель, чтобы по требованию князя Андрея Дмитриевича построить близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь.

По просьбе братии игуменом Ферапонтова монастыря стал ученик и постриженик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан, который после кончины своего учителя, покинул обитель в поисках безмолвия. Позднее именно с его слов, как «самовидца»  Пахомием Логофетом было написано Житие преподобного Кирилла.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Становится местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной  знати. Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря.

Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал.

Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими отрядами.

IMG_20180611_123937

Стена ограды монастыря. Надмирные.

В 1798 г. Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В 1904 году стараниями игумении Таисии (Солоповой) монастырь был возобновлен как женский, но в 1924 году окончательно закрыт.

В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров. Ныне ее называют бывшим православным монастырем, так как монашеская жизнь в нем не ведется. В его зданиях действует музей и архиерейское подворье Вологодской митрополии. Проекты возобновления «монашеского жительства»  не находят поддержки, так как искусствоведы считают, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

Службы совершаются в церквях Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами.

IMG_20180611_130209

 

А в летнее время — в церкви преподобного Мартиниана.

IMG_20180611_130104

IMG_20180611_143813

IMG_20180611_125225

 

Рака с мощами преподобного Мартиниана.

IMG_20180611_125901

Царские врата в храме преподобного Мартиниана.

В сознании многих людей, по большей части, интересующихся  древней живописью, при упоминании Ферапонтова монастыря сразу же представляются настенные росписи в соборе Рождества Богородицы, выдающегося представителя московской иконописной школы Дионисия, главного художника рубежа XV-XVI веков.  Согласно тексту летописи на откосе северной двери собора он расписан 60-летним Дионисием и тремя  его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера, полностью сохранившейся и никогда не поновлявшейся авторской живописью. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века до нашего времени.

Индивидуальность росписей Дионисия — в цветовой гармонии богатых  оттенков с особенностями архитектуры собора.

Можно совсем не разбираться в тонкостях древней живописи, но если сравнить изображения, рядом находящиеся, выполненные Дионисием и другим мастером, то это отличие – разительное.

IMG_20180611_140034

Фрагмент надписи.

IMG_20180611_140112

IMG_20180611_141407

 

IMG_20180611_141426

 

Первое полноценное богослужение в соборе Рождества Богородицы за последние десятилетия было совершено 21 сентября 2016 года в престольный праздник Рождества Богородицы настоятелем архиерейского подворья. Русская православная церковь не рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием, как основной.

Ввиду уже позднего времени нам не удалось посетить место подвигов Нила Сорского, Пустынь, расположенную неподалеку. В известной степени знакомство с ней состоялось во время экскурсии по музею-экспозиции в Кирилловом монастыре.

IMG_20180610_125327

Все основные экспонаты представлены именно в музейном комплексе:  власяница, чётки преподобного Нила Сорского, принадлежавшие ему книги.

IMG_20180610_125529

Власяница, связанная из колючей шерсти, надевалась прямо на голое тело для смирения плоти. В XIX – начале XX века она хранилась в Тихвинском соборе Нило-Сорской пустыни около раки основателя в особом футляре за стеклом. Во время молебнов преподобному Нилу её надевали на больных для исцеления. Рядом с власяницей хранились и чётки преподобного, изготовленные из простой тесьмы самой грубой работы двух аршин длиной. Они напоминают древнейший вид чёток – вервицу (верёвку с узлами).

IMG_20180610_125500

 

IMG_20180610_125357

Завершить наше паломничество перед возвращением в первопрестольную нам предстояло посещением Горицкого Воскресенского женского монастыря.

Дождливым утром перед поездкой в Горицы мы отправились в Церковь поклониться преподобному Кириллу Белозерскому. Богослужения в этот день не было. Не будучи готовыми к такому повороту дела сочли лучшим в этих обстоятельствах прочитать Акафист преподобному, что и совершили перед закрытыми дверями церкви, нимало не сомневаясь, что были услышаны и напутствованы.

IMG_20180612_073715

Времени до поездки было достаточно. И мы смогли почти полностью обойти монастырь со стороны озера.

IMG_20180612_081710

 

IMG_20180612_083025

IMG_20180612_082539

IMG_20180612_082333

IMG_20180612_112521

Горицкий Воскресенский женский монастырь. Троицкий собор – действующий, Воскресенский собор – не действующий ныне, так как нуждается в значительной реставрации.

Горицы с ударением на втором слоге звучит приветливо и ласково.  Раскинулся монастырь на высоком берегу реки Шексны.

На первый взгляд монастырь производил плачевное зрелише: сильно руинировнный, с упавшим куском стены, Воскресенским собором, пребывающим в аварийном состоянии, куда могли входить только работники МЧС, чтобы  закреплять внутри собора выпадающие части, прежде чем начать его восстановление.

Но это не был музей, а именно — монастырь, обитель, где, невзирая на большие трудности в первую очередь материального свойства, творилась монашеская молитва, усилиями немногочисленных насельниц и трудниц велось хозяйство. Был разбит плодовый сад, насажен огород, насельницы даже завели  козу.

У церкви Покрова Пресвятой Богородицы нас встретила матушка Ариадна, супруга служащего в обители священника, с которой мы предварительно договорились о проведении экскурсии.

IMG_20180612_112601

Покровская церковь. Здесь богослужения совершаются зимой.

 

Экскурсия тем более была интересна, что в историческую канву очень органично вплеталось повествование о современной жизни обители, насущных ее проблемах, ее радостях и надеждах.

Горицкий монастырь печально известен тем, что являлся местом заточения опальных женщин, либо заподозренных в заговоре, как это произошло с Евфросиньей Старицкой —  вдовой  удельного князя Андрея Ивановича Старицкого родного дяди царя Иоанна Грозного, либо просто неугодных жен,

Основан монастырь в 1544 году княгиней Ефросиньей Андреевной Старицкой.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросинья заменила деревянную Воскресенскую церковь двухэтажной каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

После доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя  Иоанна Грозного.

Вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

Сюда же  Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. В 1591 году после убийства царевича Дмитрия в Горицкий монастырь была сослана его мать его, Мария Нагая под именем Марфа. В разное время сюда были сосланы Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова,  пострижена под именем Ольга. После опалы Меньшикова в монастыре насильно постригли его свояченицу — Варвару Арсеньеву. В период правления Анны Иоанновны в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка, как считают некоторые историки, — Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

Игуменья Маврикия управляла обителью в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, благочинного  Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской иконы Божией матери, в день празднования которой, 8 июля (по новому стилю) был найден источник. Водопровод действует и сейчас.

IMG_20180612_125940

Икона Тихвинская на часовне.

 

IMG-20180612-WA0001

Тихвинский источник.

 

С матушкой Ариадной мы зашли в восстановленный Троицкий собор, где богослужения проводятся летом.

В соборе – несколько обновляющихся икон. Ни одной из них не касалась кисть реставратора. Они даже не очищались. Для утешения насельниц, как высказалась матушка Ариадна.

IMG_20180612_125134

Обновляющаяся икона святителя Николая.

IMG_20180612_125340

Икона святителя была обретена такой же темной. Эта икона тоже светлеет
IMG_20180612_125119 Такой ныне предстает нашему взору икона Николая Чудотворца.

 

Невольно пришла мысль, что чудеса уже воспринимаются так же естественно, как смена дня и ночи.

И дивиться можно только неверию. Две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос удивлялся только вере и неверию в людях.

По-видимому,  и в наше время можно удивляться как вере, так и неверию.

Много рассказано, но еще больше осталось в глубинах,  передаче словом не поддающееся. Думается, — это правильно.

«Что есть в сердце лучшего, то без надобности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится  во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего». (св. прп. Серафим Саровский)

Слава Богу за всё!

 

Автор

Л. Куликова