Июнь 2019 г Паломничество в Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь

«Вопрос. Батюшка, скажите нам что-нибудь на пользу души.

Ответ. Что же я сказать могу? Как я в монастырь поступил, все чувствовал свое недостоинство: жалкий, ничтожный я человек, и ничего я не могу по себе, ничего!

И это чувство и нужно хранить, и иметь в себе – это главное в монастыре, да и в миру тоже».

( Из Бесед со старцем Германом Зосимовским, записанных

митрополитом Вениамином (Федченковым)  в 1916 году.)

 

Это сказал о себе преподобный Герман, Зосимовский старец, настоятель «Северной Оптины», как называли в ту пору Свято-Смоленскую  Зосимову  пустынь, о котором митрополит Серафим (Чичагов) (в то время иеромонах), писал в своем очерке о Зосимовой следующее:«Около отца Германа собрались монашествующие, как простосердечные дети около люби мого отца. Не скроются эти подвижники и боголюбивые труженики от взора народа, ищущего правды духовной, их скоро найдут скорбящие, недужные, страждущие, и просветится обитель блаженного схимонаха Зосимы! Тогда мир устремится искать себе отрады, облегчения, утешения в эту самую пустынь, которую злоба мира хотела уничтожить до основания. Не увидит здесь мир ни довольства, ни покоя, а будет свидетелем бедности, недостатков, трудов и древнего монастырского порядка, длинных служб по церковному уставу. Стройное, старинное пение, так называемое столповое, произведет совершенно иное впечатление, чем обычное светское пение в городах. Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными поклонами, с умною молитвою, со слезными прошениями и воздыханиями за благотворителей, попечителей, жертвователей обители, а также и за обидящих, осуждающих по неведению. Братия живет по примеру святых отцов под руководством своих старцев, открывая им ежедневно свои помышления. Живущие здесь монахи — истинные труженики: летом работают на огородах, косят сено,ч истят лес. Это занятие для свободного времени, для отдыха. Не прекращается работа в мастерских, келлиях…».

Для достижения такого внутреннего устроения братии и внешне обитель созидалась созвучно ему. «Исходя из этого, он скупает вокруг пустыни участки земли, дабы предупредить появление вблизи обители дач и поселков. С той же целью не проводит шоссе к станции, отводит вдаль проезжую дорогу, спасая иноков от шума и соприкосновения с мирскими людьми; делает в разных местах ограждения, что затрудняло, с одной стороны, выход братии из обители, а с другой, вход в нее посторонним лицам; В обители устраиваются корпуса со множеством помещений, что давало возможность каждому монаху жить в отдельной келлии и удобно подвизаться. Отец игумен благословляет физическую работу для всех насельников, не исключая и старших, не ради прибытка и корысти, а для того, чтобы облегчить борьбу с плотью; ибо он хорошо знал, что труд, соединенный с молитвой, угашает пламень страстей. Он обеспечивает братию пищей, одеждой, топливом и всем необходимым, дабы материальные лишения не повергали их в скорби и не нарушали бы духовного равновесия. Благоукрашает храмы, равно как и всю обитель, и тем возвышает дух ее насельников, укрепляет любовь, привязанность их к своему монастырю. В деле воспитания иноков отец Герман применяет и чисто духовные средства. Так, прежде всего, потребовал он неопустительного посещения церковных служб и особенно полунощницы и утрени. Старец обыкновенно говорил словами святых отцов: «Утреня есть жертва наша Богу, тогда как Божественная литургия— жертва Господа за нас».

1 Зосимова пустынь. Дореволюционная литография.

Зосимова пустынь. Дореволюционная литография. Такой Пустынь была воссоздана ее настоятелем преподобным Германом Зосимовским.

Нам не довелось увидеть обитель такой, какой она представала взорам, «ищущих правды духовной».

Нашим взорам Свято-Смоленская Зосимова пустынь предстала совсем иной. Да и могла ли она сохранить свой облик за время жестоких преследований Православной церкви и ее верных последователей? Детская воспитательная колония, потом воинская часть. В главном Смоленском храме – клуб. В 1992 году в обители началась монашеская жизнь. Точнее, продолжилась. Возрождение обители началось с изданием Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием Указа от 15 марта 1992 года об открытии монастыря и возобновлением в нем монашеской жизни.

С большими трудностями было сопряжено начало деятельности монастыря, начиная с возвращения храмов и других построек законному владельцу – монастырю и установления добрых отношений с военными,

реставрационные работы, продолжающиеся и по сей день, собирание братии, устройство Уставных, по- монастырски, богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства и многое другое. Трудностей и сейчас достаточно. К сожалению, отсутствие значительных пожертвований, нехватка средств, препятствуют восстановлению облика обители в полной мере. Едва ли есть ближайшие перспективы восстановить разрушенную во время войны 40-метровую колокольню, Часовню над колодцем преподобного Зосимы, возвратить трапезный храм  Сергия Радонежского. Только дух, присущий Пустыни в период ее духовного расцвета, он в ней живет и поныне. Обитель, некогда принимавшая и утешавшая тысячи страждущих богомольцев, ждет тех, что помогут ей вернуть былое величие.

Дух «Северной Оптины» не исчез, не улетучился, не был изгнан, несмотря на многочисленные лишения. Как не был он изгнан из Оптиной пустыни, что и помогло им возродиться молитвами ее святых насельников. Это было ощутимо буквально с первых мгновений, когда мы ступили на эту землю, освященную молитвой великих ее подвижников, начиная от основателя, святого преподобного Зосимы, продолжая святыми преподобными Германом и Алексием Зосимовскими, и теми, кто наряду с ними нес крест духовничества, старчества: преподобный схиархимандрит Игнатий, преподобноисповедник игумен Владимир, преподобный иеромонах Макарий, преподобный  иеромонах Герасим, благочинный пустыни иеромонах Мелхиседек;  казначей монастыря, впоследствии схиигумен, Митрофан, иеромонах Досифей, иеромонах Феодорит, иеромонах Никодим, схииеромонах Иннокентий.

Как современно и созвучно, увиденному нами, воспринимаются слова о Зосимовой пустыни священномученика Серафима (Чичагова): «Не внешним убранством зданий и материальным достатком славится Зосимова пустынь. Тиха и проста по виду благословенная обитель. Дух этой великой простоты особенно запечатлен в богослужении, составляющем средоточие зосимовской жизни».

Собственно и территория Пустыни, большая ее часть – это инженерная войсковая часть, а потому и пропускной режим – соответствующий. Так что, страждущие и ищущие утешения, в эту обитель «с улицы» не попадут. Необходим пропуск. На КПП бдительный солдат скрупулезно сверил наши паспортные данные,  с указанными в списке паломников, удостоверенном храмовой печатью. Надо сказать, обособленность, «затерянность» и труднодоступность и поныне существуют. Только, похоже, больше не для немногочисленных монахов, а для военнослужащих.  Она удобна для учений, а для монастыря – уже перестала способствовать молитвенному деланию.

Как выразился, встретивший нас, монах Аристоклий, современный историограф обители, при испытаниях «бабахает» так, что все содрогается. Кто знает, как долго будут выдерживать стены Смоленского храма эти сотрясения.

2Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери.

3

Надвратный Храм Всех святых. С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый «старческий». В нем с 1916 года до закрытия монастыря в маленькой, примыкающей к Алтарю храма келии, проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский, а также в последние годы жизни в соседней келии поселился преп. Герман, который здесь и скончался.

4

Игуменский корпус, где подолгу жила Великая княгиня Елисавета Федоровна. Окно ее кельи внизу закрыто ее иконой в мозаичном исполнении.

Монастырю возвращено меньше половины, принадлежавших им построек, а иных вообще поделенных.  Это касается в первую очередь братского корпуса.

В нем размещаются музей обители и «жильцы» — военнослужащие с семьями и иное гражданское население. Неподалеку в Трапезном храме во имя преподобного Сергия Радонежского находится детский сад. Во многих строениях также живут семьи военнослужащих.

В своем повествовании я несколько забежала вперед. Но очень уж разителен контраст, чтобы о нем не упомянуть!

Нас встретила та самая, удивительная тишина, как выяснилось позже, обманчивая.  Отец Аристоклий приветливо встретил нас и сразу пригласил в трапезную. Первый за все время однодневных поездок случай, когда трапезничать отправились тотчас по приезде.  Тишина во время трапезы стояла благоговейная. Редкий случай в поездках. Нехитрая монастырская пища — простая и очень вкусная. Отец Аристоклий высказал сожаление, что мы не смогли отведать молочной продукции. Мы приехали в среду. А она у них – отменная! Реализацией обитель не занимается. Много требований разного рода, санитарного, в основном, нужно соблюсти, чтобы наладить эту деятельность.  Да и количество её не так велико, чтобы реализация была постоянной.

Другими словами, излишков нет.

5

После трапезы мы отправились в музей обители.

Отец Аристоклий – занимается поисками документов об истории обители, экспонатов для него.

Милостью Божией он находит, точнее ему «посылаются» люди, которые располагают нужной информацией устной, документальной, фотографиями. Так мало-помалу составился небольшой, но очень интересный музей, где собраны «молчаливые свидетели» драматичной истории обители и ее насельников.

Обитель находится в очень живописной местности, на высоком холме на берегу маленькой речушки МОлохчи.

О ранней истории Зосимовой пустыни сведений почти не сохранилось. Известно, что на этом месте в поисках молитвенного уединения обосновался инок Троице-Сергиевой Лавры Зосима. Постепенно собралась братия, из числа которой известны только имена монахов Ионы и Кирилла.

Зосима славился своей мудростью и обладал даром совета, а потому множество ищущих его съезжалось к старцу.  Приезжала к нему неоднократно Царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I. Она же была и щедрым ктитором, много жертвовавшей на благоустроение Пустыни.

В дальнейшем Пустынь переживала и периоды упадка, разрушения и упразднения, но по молитвам своего почившего основателя преподобного Зосимы возрождалась.

Землей обезлюдевшей Пустыни владели какое-то время частные лица.

Помещица Г. И. Неттель, владевшая этой землей, подарила ее Троице-Сергиевой Лавре. Этому предшествовала драматичная история.

 Лютеранка-помещица отказалась уступить инокам три десятины земли, где была могила старца и деревянная часовня. Вскоре у помещицы умерла дочь, в чем она увидела проявление воли Божией и отказалась от своих владений в пользу Лавры.

Воссоздание Пустыни и основное ее строительство началось в конце 70-х годов 19 века.

Над могилой старца Зосимы был сооружен собор во имя Смоленской иконы Божией Матери, а монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью. Он был обнесен кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Рядом с собором была построена трапезная с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1897 году в пустынь был назначен первый, он же и последний дореволюционный настоятель игумен Герман, знаменитый старец, впоследствии схиигумен, устроитель Зосимовской школы старчества.

Ученик и постриженик старца Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра (Стрыгина), бывшего в свою очередь учеником оптинского старца Леонида (Наголкина), игумен Герман научил иноческому пути многих.

В пустынь он пришел с тринадцатью своими учениками.

В настоятельском звании пришлось ему «вводить благочиние и порядок, истинный строй жизни, проникнутый молитвой и покаянием. По словам самого старца, «здесь я весь в дела ушел, о молитве не радел; из Марии в Марфу превратился».

Преподобный Герман вырастил целую плеяду монахов, получивших широкую известность у богомольцев, и претерпевших впоследствии гонения и много пострадавших. Музей хранит их фотографии, в том числе, сделанные перед расстрелом на Бутовском полигоне.

6

7

8

Рядом с отцом Германом оказываются будущие подвижники:  архимандрит Зосима, архимандрит Никита, игумен Платон, иеромонах Софроний и другие братия, пострадавшие за веру Христову в годы лихолетья.

Отовсюду приходили в пустынь  сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России в поисках молитвы, покаяния, совета и утешения. В эти годы в монастыре получали духовное окормление Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сестры Марфо-Мариинской обители, высшие сановники государства, иерархи Церкви.

9

Зосимова Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия.

Не избежал подвижник и искушений, потерпев навет от одного из пришедших с ним учеников иеромонаха Ионы, несшего в обители послушание казначея. Он стал доносить в Духовный собор Лавры, обвиняя настоятеля в неумелом хозяйствовании. Отца Германа перевели в Махришский монастырь. Позднее один из духовных чад отца Германа сравнил поступок ученика с предательством Иуды. Через два месяца отец Герман вернулся в обитель. Много усилий к этому приложили его духовные чада. Великая княгиня Елисавета Феодоровна приняла в этом самое деятельное участие. После оправдания и возвращения в обитель, иеромонах Иона так и не нашел в себе сил покаяться и перешел в другой монастырь.

Учеником и сотаинником игумена Германа был, пришедший в пустынь через год его настоятельства, овдовевший протопресвитер Большого Успенского собора Московского Кремля отец Феодор Соловьев, и вскоре принял постриг от руки отца Германа и был наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Так начал свой иноческий путь знаменитый старец Алексий Зосимовский —  великий молитвенник и знаток человеческих душ, сомолитвенник и сотаинник преподобного Германа.

10

11В 1916 году о. Алексий ушел в затвор, который был вынужден нарушить, исполняя послушание священноначалию. Он был призван для участия в Поместном Соборе 1917 года, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий, выпавший на митрополита Московского  Тихона (Белавина), ставшего первым, за более чем 200-летний перерыв, Патриархом Московским и всея России (именно такой титул носил Святитель Тихон).

12

Фрагмент росписей Храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово.

Вечером 28 июля 1916 года в своей келье игумен Герман принял пострижение в великую схиму от руки своего духовного чада — епископа Арсения (Жадановского).  В последние дни схиигумен Герман тяжело болел и переживал, что разлучен с храмовым богослужением. Он с нетерпением ожидал момента причащения Святых Тайн, которые принимал ежедневно.

Вечером 17/30 января 1923 года схиигумен Герман окончил свой земной путь и преставился ко Господу, сопровождаемый молитвами и скорбными слезами братии и тех, кто почитал его при жизни.

Первую панихиду над усопшим совершил иеросхимонах Алексий (Соловьев), он же прочел канон на исход души. Три дня тело покойного пробыло в келлии, где почти непрерывно совершались панихиды. Когда выносили старца, отец Алексий, оставив свое уединение, вышел из затвора, чтобы дать последнее целование умершему наставнику. По окончании отпевания гроб обнесли внутри собора и при пении опустили в могилу, приготовленную у правой стены Зосимовского придела.

Старец Герман предсказывал, что, пока он жив, обитель его не закроют. И действительно, Зосимова пустынь была окончательно закрыта через два месяца после погребения отца Германа.

Преподобному Алексию было суждено пережить закрытие и разорение Зосимовой пустыни, изгнание из нее. Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в г. Сергиевом Посаде, где и был погребен.

13

Старец иеросхимонах Алексий Зосимовский.

14

Могила старца Алексия.

Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь.

Наше ознакомление с Обителью завершилось в Смоленском храме, очень скромном, по нынешним меркам.

15

 

С трудом верилось, что до 1992 года, в нем не совершалась молитва. Тот же дух словно был растворен в этих стенах, под этими сводами.

Справа – рака с мощами святого преподобного Зосимы.

16Слева – святых преподобных Германа и Алексия Зосимовских. Современники, сомолитвенники, духовники друг друга преподобные Герман и Алексий и сегодня пребывают рядом, почивая мощами в единой раке.

17

Рака с мощами святых Зосимовских старцев Германа и Алексия.

В Храме есть еще две удивительные святыни: чудотворная Смоленская икона Божией Матери и обновляющаяся икона Спасителя на троне.

Пожертвованная в монастырь икона Спасителя на троне, почерневшая, с неразличимым изображением, спустя некоторое время стала светлеть. Явное чудо в том, когда над ней затеплилась лампада, зазвучала молитва, стал светлеть лик, икона начала обновляться без участия реставратора.

Две Смоленские иконы изначально бережно сохранялись братией до разорения обители.

С первой пришел в Пустынь преподобный Зосима, вторая, с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца, принадлежавшая некогда митрополиту Московскому Филиппу (Колычеву). Обе иконы исчезли во время разграбления обители в 1923 году.

Ныне чтимая икона Смоленская была пожертвована монастырю уже после его возрождения. Прославилась благодатной помощью по молитвам перед ней и почитается чудотворной.

18

19

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

Подошло к концу наше пребывание в обители. Церковная лавка — на редкость скудна святынями. Витрины – полупустые. Ни иконок, ни маслица.

Книга под названием «Умудряйтесь» с жизнеописанием, наставлениями, письмами, воспоминаниями духовных чад старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) быстро исчезла с прилавка, так как взять собственно было нечего. Книга – удивительная!

Уже с первых страниц – снова о духе Пустыни!

Поразительно то, что впечатления посетительницы Пустыни в 1920 году, оказались созвучны им через много лет, словно не повлияли на них и видимые следы лихолетья, разрушительной волной прошедшегося по Обители.

«Хорошо! Душа отдыхает ….. в Зосимовой особенно ясно чувствуется, становится реальным тот духовный мир, о котором принято думать, как о чем-то ненастоящем, неважном, ненужном». (Из воспоминаний М.А.Голубцовой, дочери профессора МДА).

Как знать, возможно, то, что накануне закрытия обители изгнания ее насельников в тонком сне увидел иеромонах Иннокентий, уже начало сбываться? Хотя и далеко до того благолепия, каким в видении предстал ему Храм, но для старца, утешенного этим видением, это «словно бы означало, что вернется в обитель прежний чин богослужения, что она возродится, и что батюшка молится с нами и за нас.

20

Святые старцы Зосимовские, молите Бога о нас!

21

Автор: Л. Куликова

   Фото Л. Куликова

          Т. Куплянкина