28.08.2018г Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь глас 1 Успению Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — последний из двенадцати самых больших праздников богослужебного года Православной Церкви. 28 августа 2018 года в храме святой блаженной Матроны Московской настоятель иерей Игорь Краев совершил праздничную Божественную Литургию. Накануне было совершено Всенощное бдение с Крестным ходом. В этот день заканчивается Успенский пост.

Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию о двух последовавших друг за другом событиях. Первое – это кончина земной жизни Божией Матери. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство.

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Кроме того, слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех в понимании современного мира – это успешная карьера, богатство, власть. Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни с Господом, служения Ему и ближнему, трудов над своим внутренним миром, устремление к добродетелям, борьба со своими страстями, грехами и немощами духовными. Итог такой жизни — наполненной смыслом, небесным светом и любовью переход в вечность, в обители Отца Небесного. Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному человеку трудно понять: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, смерть — это переход в дальнейший этап жизни, это еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается, как новорожденный в пеленах младенец, на руках у Христа). Для христиан естественная человеческая печаль смешана с надеждой и радостью встречи с Богом в Небесном Царствии.

Из письменных памятников начиная с IV века мы узнаем о том, что после распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов на Пятидесятницу Она тоже получила дар Святого Духа.

Все время земной жизни Божия Матерь так же, как и апостолы, была истинным проповедником учения Своего Сына – Иисуса Христа. Бедные, больные, обездоленные, страждущие, все находили помощь, утешение, исцеление у Пресвятой Девы Марии.

Большинство авторов Священного предания пишут, что Божия Матерь была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до Ее кончины Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время Она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как предсказал Архангел. После Успения Пречистой Девы апостолы, которые специально собрались с разных концов света в Иерусалиме, чтобы проститься и проводить Ее, погребли тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и Ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть Божию Матерь. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь Ее плащаница.

После своей тяжелой, полной трудов и скорбей жизни, Матерь Божия «преставилась к Животу», уснула, чтобы через три дня проснувшись, переселиться в небесное жилище к Своему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу,  к Источнику всей Жизни. Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница. Она молится за нас, живущих на земле, чтобы мы смогли спасти наши души.

Во время успенских богослужений священники облачаются в голубые одежды. Этот цвет относится к цветам Богоматери и символизирует небесную чистоту и непорочность. На праздничном Всенощном бдении из алтаря к верующим выносят плащаницу с изображением Богородицы. С ней совершается Крестный ход вокруг Храма.

На Руси именно в честь Успения Божией Матери освящено больше всего соборов и храмов. Старейший Успенский собор находится во Владимире, он был построен по приказу князя Андрея Боголюбского в середине XII века. Его расписывал сам Андрей Рублев вместе с другим знаменитым мастером, Даниилом Черным. Фрагменты их фресок на стенах храма сохранились до наших дней, а иконы, которые создали Рублев и Черный для собора во Владимире, сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

 

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /

и всеславное славим /Успение Твое.

28082018_1

28082018_2

28082018_3

28082018_4

28082018_5

28082018_6

28082018_7

8

28082018_8

28082018_9

28082018_10

28082018_11

28082018_12

28082018_13