23.03.2019г Паломническая поездка в Николо-Берлюковскую пустынь мужской монастырь

«…Коль безупречна Божественная Любовь, которая самого ожесточенного врага называет еще другом!.. Друг Мой, Иудо, зачем ты здесь?.. Почто решился на таковой безчеловечный поступок?.. Почто возненавидел Меня тогда, когда Я совокупил тебя с ликом избранных учеников Моих?.. Почто разлучился со Мною, — когда Я готовил тебе вечное со Мною Царство?» (Иеромонах Николо-Берлюковской пустыни Нил. Из очерков о Берлюковской пустыни)

На второй седмице Великого поста, накануне Недели Торжества Православия 23 марта 2019 группа прихожан нашего Храма совершила паломничество в Николо-Берлюковскую пустынь мужской монастырь.

23032019_1

 

Надо сказать, что довольно интересна предыстория этой поездки.

Задумана она была еще летом 2012 года, когда один из постоянных участников наших поездок в процессе опроса о предложениях и пожеланиях со стороны прихожан относительно мест и святынь, которые они хотели бы посетить, инициировал поездку в Берлюковскую пустынь.

Ежегодно она включалась в план, но реализовать ее удалось только спустя семь лет.

Как известно, у Бога случайностей не бывает. Тем более — Великим постом. Время Великого поста – время духовного обновления, которое невозможно без покаяния.

Как и не было случайностью время обретения главной святыни Обители – чудотворной иконы  «Лобзание Иисуса Христа Иудою» монахами Берлюковской Никольской пустыни, отличавшейся строгостью монашеской жизни.

В этот период в нашем Отечестве, в особенности в придворных и дворянских кругах, распространился еретический мистицизм, привнесенный из Западной Европы. Ощутимо наметилось отступление от Православной веры, так как к строгим правилам христианской жизни это учение не обязывало.

А результат такого отступления – заговор и «восстание декабристов» в 1825 году.

Икона была обретена в 1829 году и первое чудо от нее – прозрение слепой. Берлюковские монахи обретение иконы с таким сюжетом восприняли как указание на твердость и верность стояния в истине Христовой.

Из архивного документа «Взгляд на Берлюковскую пустынь» того же иеромонаха Нила можно почерпнуть удивительные, потрясающие душу, размышления. «…Безмолвная тишина уединенного места невольно вливает в сердце чувство благоговения, располагает душу к молитве и горестной думе о предании Спасителя неверным учеником в руки законопреступников, — о предании, которое через много протекших веков, вновь здесь повторено для нас в чудотворном образе Спасителя нашего…

Сии трогательные увещевания, не для ли настоящего века повторяются глаголами чудотворений от пречистого образа Спасителя? Это не прямое ли указание на тех, кои придерживаются одною внешнею стороною христианства, видящие не видят, что исповедание имени Христова одними устами — есть льстивое лобызание Иудино? Не есть ли это громкая проповедь, обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия на поругание, когда они, в слепоте ума, ожесточаются безверием и презирают спасительное учение Евангелия, когда они не повинуются постановлениям Православной церкви, которая есть таинственное тело Христово? И не для этого ли совершалось чудо первоначально над ослепшею женою, дабы вразумить слепотствующих душевными очами и просветить их светом истинного Богопознания и обращения на путь правый? …Но для большого утверждения в вере, надежде и любви к Спасителю, нужно обратить внимательный взгляд на чудотворение совершенное первоначально над ослепшею женой».

Как точно и верно сказано и для нас, «слепотствующих душевными очами», исповедующих имя Христово одними устами.

Было, над чем подумать, стоя перед этой удивительной иконой до начала Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя, некогда построенного для святыни, где она и поныне пребывает. Правда, не подлинная, а список с нее. После революции икона, с которой безбожниками были сняты все украшавшие ее ризы, пропала.

Однако время вернуться к повествованию о нашем паломничестве в эту необычную во всех отношениях обитель.

23032019_2

23032019_3

 

Промыслительно оно началось с молитвы в храме Христа Спасителя. Милость Божия была такова, что наши паломники удостоились подойти к Таинству Исповеди и Святого Причащения.

Очищенные сердцем и подкрепленные Благодатью, паломники продолжили ознакомление с Обителью в сопровождении монахини Херувимы. Она рассказала о времени зарождения монастыря, вехах его истории, а также об обретении и чудесах от главной святыни обители – чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

История мужского монастыря Николо-Берлюковская пустынь берет свое начало в 17 веке. Обитель переживала различные периоды, расцвет ее пришелся на конец 19– начало 20 века.

На протяжении многих лет монастырь был центром духовной жизни и успешной хозяйственной деятельности,

Обретенная чудесным образом  икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою», стала главной святыней Николо-Берлюковской пустыни.

Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать».

В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли.

Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». — «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно.

Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна — все струпья с ее глаз исчезли.

Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы.

Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников.

И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы).

После прославления чудотворного образа, монастырь стал одним из почитаемых и богатейших в Подмосковье, так как на поклонение к нему стекались тысячи паломников, жаждущих исцеления от ран телесных и душевных.

Поток богомольцев был настолько велик, что в начале 20 века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала первая мировая война.

При монастыре действовал подземный Иоанно-Предтеченский скит, в котором по примеру первых христианских подвижников несли свои молитвенные подвиги старцы в кельях, устроенных в природных пещерах.

В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1930 году богослужения прекратились в последнем храме, действовавшем уже как приход.

Здания были заняты домом инвалидов Красной Армии, в дальнейшем на территории была образована туберкулезная психиатрическая больница.

Отрадные перемены для Обители наступили лишь в 21 веке.

В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит.

В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни.

До настоящего времени еще не завершены ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

23032019_4

Собор Христа Спасителя, где находится чудотворная икона.

Кубический в плане кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма, построенный в 1835-1848 усилиями архим. Венедикта на средства купца А. Е. Щекина. Служил летним собором монастыря, закрыт в 1930. Во 2-й пол. 20 в. занят складом. Возвращен верующим в 2004 году, ремонтируется. В подвале устроен теплый храм Михаила Архангела.

23032019_5

Собор Троицы Живоначальной. Большой однокупольный кирпичный храм в псевдовизантийском стиле с трапезной, выстроенный в 1878-1884 на месте кирпичной церкви 1780-х. Служил зимним монастырским собором. Боковые приделы Никольский и муч. Мины. Закрыт в 1920-х, в нач. 2000-х использовался как столовая. В 2015 году передан монастырю, в настоящее время проводятся масштабные реставрационные работы.

На территории монастыря восстановлена колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области — она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

23032019_6

Монастырская колокольня и Романовская аллея.

23032019_7

Нам довелось побывать в уникальном месте — Романовской Аллее Славы.

 

23032019_9

 

В 2011 году настоятель Николо-Берлюковского монастыря игумен Евмений (Лагутин) и руководители фонда «Возрождение культурного наследия» А.Н. Панин и С.Я. Ваксман приняли решение воплотить в жизнь крупномасштабный проект по созданию на территории монастыря «Романовской Аллеи Славы».

Этот проект был задуман с единственной целью – возрождение патриотического духа народа нашей страны.

Немаловажно, что до сих пор, несмотря на благоприятную обстановку в сфере изучения подлинных документов в архивохранилищах, правда о многих выдающихся героях страны сокрыта, оболгана и извращена.

Патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.

А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю.

Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

 

23032019_10

 

Ближе к концу повествования пришла мысль о том, что, посещая благодатные места, каждый из нас в свою меру, может быть, приближается к пониманию цели жизни.

Каждое из этих мест оставляет свой след в душе, в памяти. В нашей духовной жизни. Отчасти, кому-то помогает ее выстраивать. Мы знаем, что нас помнят те святые, коим мы сподобились поклониться в местах их подвигов. И дерзаем взывать о молитвенном их предстательстве о нас.

Ездим, молимся, смотрим, слушаем. И как бы, что-то вот-вот откроется, верится, что это непременно произойдет.

Хорошо об этом сказано у Феофана Затворника. Правда, речь там идет том, как в разное время одни и те же сказанные слова или прочитанные строки, оказывают совершенно разное впечатление.

«Когда придет это чувство, тогда самая истина спасения явится в новом свете и в новой силе. Как эта истина переходит в чувство, так и все другие, — и большие и малые — все входят в сердце, и обращаются в су­щество нашего ума и духа. И всякое такое восприятие сердцем истины отзывается в сознании новым откровением, словно тут только она и узнана. Припомните, как игумен Парфений (схиигумен Бирлюковского монастыря с 1856-1860), до обращения своего из рас­кола, сто раз, как говорит сам, читал в книге о вере, что греческая Церковь и под турецким игом сохранила чистоту веры, — и все не в догадку, что это за ис­тина. Но однажды она вошла в его сердце, и все осветила, и мгновенно произвела в нем внутренний переворот. Я думаю, и всякий испытывал, как иногда вещь какая-нибудь лежит перед глазами, и все не ви­дится; а потом вдруг как бы входит в глаз — глядишь, и недоумеваешь, откуда она взялась. Тоже совершается и в духовной жизни: ныне одна, завтра другая истина до­мостроительства нашего спасения вводится в сердце и начинает быть чувствуема в ее истинном виде, но никаких новых откровений не бывает. Вот это именно, а не другое что означает и древнее обетование, что все будут научены Богом (Ис. 54,13 ср. Иоан. 6,45)».

Как знать, может быть, что-то из привычного, откроется заново и произведет перемену в духовной жизни каждого из нас. Может быть, многократно слышанные и читанные строки Евангелия.

Или — возможность заглянуть в себя, стоя перед чудотворным образом Спасителя. И задаться вопросом: не потому ли не меняется жизнь, что часто, отступая от Него, верность Спасителю меняем на сребреники земных пристрастий.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! За то, что по плану домостроительства спасения каждого человека, Ты находишь случай и посылаешь святыни, тревожащие душу и совесть.

Автор: Л.Куликова

Фото: Т. Королева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Л.Куликова

Фото Т.Королева