17.06.2019г Паломническая поездка в Николо-Пешношский мужской монастырь

 «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде».

(Из рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX веке иеромонахом Иеронимом (Сухановым)

Прежде не открыто, а скорее до времени сокрыто – откуда в середине 14 века пришел инок Мефодий к своему учителю — преподобному Сергию Радонежскому. Доподлинно неизвестны ни дата его рождения, откуда он родом, кто были его родители, к какому сословию он принадлежал, чем занимался до прихода к преподобному Сергию Радонежскому. Все, что впоследствии стало известно о подвижнике, — это предания, передававшиеся монахами, основанной им Николо-Пешношской обители.

И не любопытством ведомые, а благочестивым стремлением поклониться основателю славной обители, соприкоснуться с иными святынями, бережно в ней сохраняемыми, а вместе с этим – и с нашей глубокой историей утверждения на Руси Православных общежительных обителей, начало которому положил Игумен Земли Русской – преподобный Сергий Радонежский, отправились мы в Николо-Пешношский мужской монастырь 12 июня с.г. Состоялась она накануне  17 июня — дня памяти его основателя – преподобного Мефодия Пешношского, одного из ближайших учеников преподобного Сергия.

Непостижимым образом три последние однодневные поездки почти подряд были совершены в Свято-Никольские обители. Последняя – в Николо-Пешношский мужской монастырь — даже не была включена в полугодовую программу наших паломничеств. Причем две обители были основаны учениками преподобного Сергия Радонежского.

Случайности в вещах духовных вряд ли возможны. Можно согласиться с вполне резонным доводом: много по лицу нашего Отечества устроено обителей во имя Николая Чудотворца, да и «птиц красных» — учеников Игумена Земли Русской, разлетевшихся по отдаленным ее уголкам, и создавшим новые обители – не перечесть. Только верится, что Промыслом Божиим приведены мы к этим святыням.

17 июня 2018 года исполнилось 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия Пешношского, одного из ближайших учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского.

По благословению своего учителя он отправился в глухие, непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова, чтобы по его примеру нести подвиг отшельничества.

Инок Мефодий, поселился в келье за рекой Яхромой, в километре от нынешней монастырской ограды. Со временем к нему стали приходить люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решили построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь.

Название обители «Пешношская» происходит от того, каким способом во время строительства переносили бревна: пешком через речку («пеш ноша»). С того времени такое же название носит и речка – Пешноша.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий управлял основанной им обителью. Судя по тому, что до этого он некоторое время жил в пустыни, а ранее подвизался у преподобного Сергия Радонежского, можно предположить, что основатель Николо-Пешношского монастыря дожил до глубокой старости. Именно так — в образе старца — передают его облик иконописные изображения.

Преподобный Мефодий отошел ко Господу в 1393 году, всего на один год пережив своего учителя, который преставился годом. Земные соратники и собеседники соединились и в обителях вечности.

Нетленное тело преподобного Мефодия погребли у церкви святителя Николая

 Над гробом его воздвигли часовню из дубового бруса, которая простояла более 300 лет. В 1732 году вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

Предварительно ознакомленные нашими волонтерами с краткой историей обители, и в ожидании сопровождающего нашу группу, оглядели впечатливший нас своей яркостью и благолепностью монастырский ансамбль.

170819_ (2)

170819_ (3)

170819_ (4)

Храм святителя Димитрия Ростовского.

170819_ (5)

В центре – однокупольный Надвратный храм Преображения Господня.

170819_ (6)

Церковь в честь Сретения Господня и Святой источник во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи.

170819_ (7)

Святой источник.

Визуальное ознакомление продолжилось более детальным рассказом монаха Мирона об обители и ее насельниках.

Ознакомление с обителью начали с исторического экскурса. Учитывая исторические события, на фоне которых создавалась и развивалась обитель, то с момента ее основания до закрытия в постреволюционный период, она достигала и наивысшего своего расцвета, и подвергалась разорению во время смут и польско-литовского нашествия; оскудению и закрытию с началом секуляризации монастырей и монастырских земель.

Последствия иноземных вторжений и церковных реформ для Николо-Пешношского монастыря были без преувеличения трагичными.

Поначалу обитель расцветала, облагодетельствованная многими, в особенности, именитыми жертвователями.

Возрастала ее слава, привлекая паломников и благотворителей. Одними из первых крупных жертвователей были удельные князья Дмитровские.

На рубеже 14-15 веков обитель щедро одаривали московские, дмитровские, волоколамские, угличские князья.

В те непростые времена обитель не испытывала нужды ни в чем, напротив, богатела. На собственных судах Николо-Пешношский монастырь вел активную хлебную торговлю с Белозерским монастырем и мог самостоятельно покупать земли.

В первой четверти 16 века был возведен Никольский собор, первоначально — одноглавый.

Николо-Пешношский монастырь пользовался благоволением царя Ивана Грозного. В дальнейшем, при игумене Варсонофии, благосостояние Пешношской обители еще более возросло.

Самым трагичным для обители было время «литовского разорения» в начале 17 века.

Оттесненный русскими войсками после 16-месячной осады от Троице-Сергиевой Лавры, польский гетман Сапега, отступил к Дмитрову. Русские войска преследовали его и в сражении под Дмитровом одержали победу. Изгоняя врага, русские воины встречали на своем пути сожженные, опустошенные, разграбленные места, покинутые местными жителями.

Подошедшее к Москве войско литовского гетмана Ходкевича, в качестве жалованья получало награбленные ценности. Как военные трофеи они грабили храмы, монастыри, обдирали золото, серебро, камни с икон, забирали богатые одежды, церковную утварь. Но жажда наживы гнала захватчиков дальше, к богатому торговому селу Рогачеву, перевалочному пункту на хлебном водном пути из Нижней России к Москве. Через него шли прямые дороги на Москву, Тверь, Дмитров. В его амбарах всегда были запасы хлеба и другого продовольствия. Рогачево было разграблено. Николо-Пешношский монастырь не открыл Святые врата врагу и защищался в своих стенах, но в результате осады, враги смогли прорваться в обитель. Немногим инокам удалось спастись.

Имена 18 погибших пешношских монахов были записаны в монастырский синодик на вечное поминовение. А на стенах старой трапезной, что под Сретенской церковью, до сих пор сохранились следы страшного пожара 1611 года.

В царствование Михаила Федоровича монастырь снова восстанавливается. В первой, дошедшей до нас описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что в обители имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.

Государь Алексей Михайлович именовал монастырь «своим царским богомольем».

В конце 17 века при настоятеле Корнилии, был отремонтирован Никольский храм. Его превратили в пятиглавый, покрыли все пять глав черепицей, воздвигли на них новые кресты. Стены храма укрепили железными скобами, пробили в них три дополнительных окна и обновили иконостас. Уже в конце 17 века над Святыми вратами появилась новая церковь Преображения Господня.

В 1700 году Петр I, пожелавший пройти водным путем от Волги в Москву, по пути остановился в Пешношской обители. Пользуясь случаем, игумен Феофан подал монарху жалобу на непокорность крестьян и несправедливость светских властей в судебных тяжбах. Надо сказать, что конфликты между монастырским начальством и крестьянами возникали и при царе Алексее Михайловиче, о чем свидетельствуют челобитные братии. Однако вместо ожидаемой защиты Указом от 11 апреля 1700 года Пешношский монастырь был лишен самостоятельности и передан в ведение Троице-Сергиевой Лавры. С тех пор Пешношским монастырем управляли, присылаемые из Лавры каждые три года соборные старцы, которые носили название «строителей».

Лишенная самостоятельности, Пешношская обитель постепенно приходила в запустение. Здания ветшали, уменьшилось число насельников, ощущалась нехватка священников для богослужения. При проведении секуляризационной реформы, монастырь закрыли, он был обращен в приходскую церковь, его имущество поделили: часть оставили для прихода, часть передали в Дмитровский Успенский собор, а особо ценное передали в епархиальную консисторию.

Спустя два года обитель святого Мефодия была восстановлена.

С назначением строителем монастыря иеромонаха (впоследствии архимандрита) Макария (Брюшкова), Пешношский монастырь, переведенный в состав Московской епархии, обрел тот облик, который сохранялся до начала 20 века, до всех его нестроений.

Из жизнеописания архимандрита Макария известно, что в Николо-Пешношский монастырь он был переведен в числе 12 иноков Введенской Островной пустыни и был назначен казначеем.

Увидев убогость обители, и сожалея о Введенской пустыни, отец Макарий стал думать о том, чтобы перейти в другой монастырь. Ему во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский и сказали: «Не отходи отсюда – и здесь будет во всем изобилие». После видения о. Макарий стал трудиться так, как никогда не трудился. При его управлении обитель не только возродилась, слава о ней, о его подвижнической жизни распространилась по всей России.

Приходили в обитель и ищущие пустынножительства, и множество богомольцев, а с ними появились и средства для ее восстановления. Результатом трудов архимандрита Макария стало возвращение взятых при упразднении монастыря церковных вещей и книг. При содействии благотворителей для мощей преподобного Мефодия была устроена новая бронзовая с позолотою рака, устроены кельи, трапеза, поварня, хлебня, квасоварня и другие монастырские службы.

Странники и богомольцы принимались безвозмездно в построенной для них деревянной гостинице.

Не только внешним, но и внутренним устройством славилась обитель. Ее называли училищем благочестия, примером жизни монашеской. Впечатленный состоянием обители, посетивший ее митрополит Платон (Левшин) назвал ее второй Лаврой.

Митрополит Платон поручил ведению архимандрита Макария монастыри Сретенский и Покровский в Москве, Владычный в Серпухове, Коломенский Голутвинский, Борисоглебский в Дмитрове, Бобренев, а также пустыни — Оптину, Екатерининскую, Давидову, Берлюковскую и другие, где Макарий должен был заводить общежитие по образцу своей обители и назначать в них настоятелей из своей братии.

В 1812 году Николо-Пешношская обитель избежала захвата и разорения и вплоть до революционного переворота в 1917 году жила в спокойствии. Благосостояние монастыря позволило ему приобрести подворье в Москве, на Пятницкой улице, совсем рядом от Кремля. К началу века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

Самым трагическим в истории Пешношского монастыря стал 20 век. После революции 1917 года он еще действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея.

В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, все ценное вывезено и продано. Монастырскую территорию занял дом инвалидов Мособлсобеса.

Не удалось сохранить монастырь даже как музей. В 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в монастыре находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны.

С 1966 года в помещениях монастыря размещен психоневрологический интернат.

Древний Никольский собор стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.

В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря.

В 2007 году Святейший Синод принял решение о преобразовании Сергиевской церкви поселка Луговой Дмитровского района Николо-Пешношский мужской монастырь.

С передачей части монастырских зданий Русской Православной Церкви началась новая история древней обители, ее восстановление и возрождение в ней монашеской жизни.

Неоценимую помощь в этом оказал глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, при содействии которого обитель была полностью восстановлена всего за семь лет.

В декабре 2013 года все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, и здания, прилегающие к нему, были освобождены здания, интернат переехал в построенные для него, здания рядом с поселком Луговой.

Открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ состоялось 24 августа 2014 года. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Так милостью Божией и усилиями дарованных Богом радетелей со стороны властей района, благотворителей была в очень краткий срок восстановлена «жемчужина дмитровской земли» — Николо-Пешношская обитель.

К сожалению, не все, из поведанного нам отцом Мироном, можно вместить в это повествование. Экскурсия по обители была непродолжительной. Группы следовали непрерывно одна за одной. И дивиться можно было терпению и неутомимости отца Мирона, сопровождавшего эти разновеликие и качественно отличающиеся, группы и паломников, и экскурсантов.

Нам довелось побывать не во всех храмах.

Начали с Никольского собора, в котором, как уже упоминалось, неповрежденно сохранились древние фрески.

170819_ (8)

РосписиНикольского собора чудом сохранились под слоем побелки и не пострадали в период, когда его занимал пищеблок психоневрологического интерната.

После закрытия монастыря многие святыни его были утрачены.

Часть из сохранившихся святынь, оказалась в советских музеях – Третьяковской галерее, музее Андрея Рублева, Оружейной палате, музее – заповеднике «Дмитровский Кремль», краеведческих музеях Загорска (Сергиева Посада) и других. Большая часть их бесследно исчезла.

170819_ (9)

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» — так называется чудотворный образ Пресвятой Богородицы, особо чтимый в Пешношской обители.

Этот образ был принесен в монастырь московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась его семейной реликвией, и поэтому он, пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери оставил в своей келье.

После его кончины в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте, а не на доске, и не вполне соответствует каноническим требованиям, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.

Первое известное чудо, связанное с этим образом Божией Матери, было засвидетельствовано в 1827 году. Тогда капитан Платон Осипович Шабашев, стоявший со своим полком неподалеку от обители — в селе Рогачево, будучи оклеветан, попал в непростые обстоятельства.

Усердно, со слезами, помолившись Пресвятой Богородице, он уснул и увидел во сне часовню преподобного Мефодия Пешношского и над ней — сияющую икону Божией Матери.

При этом капитан услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой и сделай на нее серебряную ризу». Шабашев поступил, как ему было велено, и его тяжелая ситуация тут же разрешилась.

А когда на икону стали одевать данную капитаном ризу, то обнаружилось, что холст, в действительности, натянут на доску с более древним образом, который после этого поставили в храме. С тех пор от этой иконы происходило множество чудотворений. Особенно обильно они проистекали в 1848 году, во время страшной эпидемии холеры, когда многие получали защиту от болезни или исцелялись после молитвы перед этим образом Божией Матери. Обитель тогда убереглась от холеры, несмотря на то, что врата ее всегда были открыты для всех, гостиница — заполнена, а монашествующие ходили крестными ходами в ближние селения и совершали требы вместо заболевших или умерших приходских священников. Тогда же, в 1848 году, составили службу и установили день празднования иконе — 30 (17) октября.

Еще более образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» прославился в 1888 году. В день чествования этой иконы 17/30 октября произошло чудесное спасение царской семьи во время крушения царского поезда, когда Император Александр III со своей семьей возвращался на поезде из Крыма. Около станции Борки, близ Харькова, состав на полном ходу сошел с рельсов. Император, обладавший недюжинной физической силой, сам держал крышу искореженного вагона, лежавшего на насыпи, пока другие выбирались из-под обломков. Многие пассажиры этого поезда погибли и получили ранения. Но никто из семьи императора и находившихся рядом с ним людей не пострадал.

Вернувшись в Петербург, Александр III повелел отслужить благодарственный молебен пред этим образом Божией Матери во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен.

Сейчас в обители находится список, созданный мастерами Свято- Троицкой Сергиевой Лавры.

По молитвам верующих пред этим образом совершается много чудесных исцелений и ниспосылается помощь всем, ищущим предстательства Царицы Небесной.

Рядом с чудотворным образом Божией Матери на аналое лежит книга, куда, получившие чудесную помощь, могут записать эти случаи, а, приходящие поклониться ему, – прочитать о них.

Несколько храмов обители находятся буквально вплотную друг к другу. Следующий за Никольским собором – трапезный Храм преподобного Сергия Радонежского или – Сергиевский.

Он был построен на месте деревянной часовни над мощами преподобного Мефодия Пешношского.

170819_ (10)

Никольский собор – в центре, справа – краснокирпичный Храм Сергия Радонежского и Колокольня.

170819_ (11)

 

170819_ (12)

Рака с мощами преподобного Мефодия Пешношского, пребывающими под спудом.

170819_ (13)

Из Сергиевской церкви (справа) идет вход в небольшой Мефодиевский храм, который находится в нижнем приделе Колокольни.

После кончины преподобного Мефодия в Пешноше и в окрестных селениях его почитали как святого. Его канонизация состоялась через 156 лет на московском Соборе 1549 года. Материалы для его канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, святитель Варсонофий Казанский.

Во время польского нашествия в начале 17 века, для сохранения от поругания, мощи были перенесены в иное место.

В 1859 году, по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, у самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольней, был устроен алтарь с престолом во имя преподобного Мефодия.

Место, где покоятся мощи святого, сейчас открыто для поклонения.

С момента прославления память преподобного празднуется 14 (27) июня, в день памяти тезоименитого ему святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского, а ныне – также и в день упокоения – 17 июня.

170819_ (14)

170819_ (15)

40-метровая Колокольня соединена с Сергиевским храмом. Во втором ярусе – Богоявленская церковь. В нижнем приделе – Храм преподобного Мефодия Пешношского.

Надо сказать, что в Мефодиевском храме пребывает еще одна святыня. В раке под сенью покоятся мощи, почитаемого в народе блаженного монаха Ионы. В кратком его жизнеописании, летописец Обители иеромонах Иероним сообщает очень скупые сведения.

О блаженном известно, что в 1730 в Троице-Сергиевой Лавре был пострижен в монахи послушник с именем Иона. Прежняя его жизнь никому не была известна. Для своего спасения он избрал подвиг юродства. Настоятель Лавры не потерпел такого выбора и выслал Иону на проживание в Николо-Пешношский монастырь.

170819_ (16)

Жил блаженный в основном в лесу в тесной пещере, которую сам себе выкопал. В этом убежище, избегая праздности, занимался рукоделием: плел лапти, которые потом, сидя при дороге, продавал прохожим.

Ходил блаженный Иона в длинной рубахе с ремнем, на голове носил черную камилавку, которую монахи носят под клобуком, с четками, и босой.

В зимнее время блаженный Иона приходил иногда на монастырскую кухню, влезал в горячую печь, бывшую в то время под Сретенской церковью. Просиживал в ней несколько минут, и не столько для того, чтобы отогреться, сколько затем, чтобы дать себе почувствовать тяжесть адских мук.

Дата кончины блаженного неизвестна. Однажды Иона долго не появлялся в монастыре. Продолжительные поиски были безуспешными.

Зимой один охотник пошел на лай своих собак и под деревом увидел лежащее тело человека, неповрежденное и как будто живое. Снег вокруг него весь растаял и земля высохла. Охотник узнал в почившем блаженного Иону, потому что тот всегда ходил в рубашке с ремнем, в камилавке, с четками в руках и босой. С этим известием охотник поспешил в монастырь.

Братия принесли тело юродивого в обитель и предали погребению у южной стены Никольского собора. Случилось это в 1737 году. Уже вскоре после погребения Ионы у его могилы совершалось немало чудес. В день его памяти – 28 июня н.ст. (15 июня ст.ст.) в обитель приходило много богомольцев, ожидавших помощи. Поэтому на месте могилы установили высокий камень и обнесли решеткой, а на стене напротив – нарисовали маслом портрет юродивого, высотой около двух метров, на котором блаженный изображен в рубахе, опоясанной ремнем, босым и с четками в руках. В 1806 г., при постройке новой паперти вокруг собора, увидели его деревянный гроб, и архимандрит Макарий (Брюшков) приказал, не трогая гроб, сделать над ним арку и возвести стену. Затем над могилой положили белый камень вровень с полом.

В 1847 году в память о блаженном Ионе тиражом в несколько тысяч экземпляров было напечатано его изображение, ранее нарисованное на стене храма и скопированное иеромонахом Иеронимом. В 1877 году, в лесу, на месте подвигов блаженного Ионы, была устроена часовня. После своей смерти блаженный Иона многим являлся во сне. Верующие, даже издалека приходили в обитель, служили панихиды и по вере получали просимое. О чудесах, совершенных по молитвам блаженного Ионы, довольно подробно описано в Летописи Обители иеромонахом Иеронимом. Особенно много знамений милости Божией при его гробе источалось над страждущими младенцами.

 Заканчивая главу о юродивом Ионе, летописец Иероним написал: «Монах Иона был не аристократ, не бюрократ, не ученый и не чиновный. Он был простой и презренный, путем узким и прискорбным шествующий. Но велик был пред Богом, который и по смерти его славит, и многие ныне притекают на его могилу и с усердием и благоговением молятся и служат панихиды об упокоении души праведного».

Блаженный Иона пока не причислен к лику святых, поскольку этому помешали, последовавшие перевороту 1917 года гонения на Православную Церковь и ее последователей.

В лавке монастыря можно приобрести масло, освященное на гробнице Блаженного, прославление которого – дело времени. О чудесах, которые совершаются по молитвам людей, прибегающих к его помощи, ведется книга. Она уже довольно объемная и в отведенное нам время, едва ли можно было прочитать хотя бы малую их часть.

В этом же храме есть росписи с изображением уже прославленных святых Пешношской обители: святителя Варсонофия Казанского и преподобномученика Иосафа (Шахова). Святитель Варсонофий Казанский по прямому указанию царя Иоанна Грозного произведен митрополитом Макарием в игумены Обители и управлял ею в течение 10 лет.

Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова в этой обители возводился новый храм в честь Преображения Господня. Во время строительных работ были обретены мощи святителя Варсонофия. Его житие составил священномученик Патриарх Ермоген.

170819_ (17)

Преподобномученик Иоасаф (Шахов).

Преподобномученик Иоасаф ( в миру Иосиф Иванович Шахов), в 1896 году поступил послушником в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии, где проходил различные послушания до 1904 года.

С началом в 1904 году Русско-японской войны настоятель монастыря благословил послушника Иосифа ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель, был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен в сан иеродиакона, а в 1910 году – в сан иеромонаха.

Во время Первой мировой войны многие из числа монашествующих пожелали добровольно отправиться в район боевых действий полковыми священниками. В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф (Шахов) не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их, погребал убитых.

Весной 1917 года антирусская пропаганда, разлагавшая армию, достигла окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать священника: «Батя, когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему голос совести и долг православного пастыря: «Мы страдаем за одно общее дело, это, прежде всего – за Веру! во-вторых – за Царя! и, в-третьих – за наше Отечество! Его мы должны защищать не щадя своей крови».

Иеромонах Иоасаф (Шахов) пробыл на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Монастырь закрыт был не сразу безбожными властями. В 1928 году воинствующие безбожники изгнали братию и закрыли обитель.

Иеромонах Иоасаф был направлен служить в единоверческий храм Живоначальной Троицы в село Поповка Коломенского района Московской области. В состав прихода входило тридцать деревень.

Начав служить в храме в то время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг немалых успехов, люди стали отходить от сект и возвращаться в Православную Церковь. В этом приходе иеромонах Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в тюрьму в городе Коломне. Допросы начались сразу же после ареста. На вопросы следователя отец Иоасаф отвечал, что по существу своей священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти; ему не нравится и эмблема, которая принята как государственная, – серп и молот, ему хотелось бы видеть вместо нее на государственных стягах образ Спасителя. До революции он был воспитан в идеалах защиты веры и помазанника Божия и остается при этих идеалах.

13 марта Тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу. Игумен Иоасаф (Шахов) был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на Бутовском полигоне.

Преподобномученик Иоасаф (Шахов) на Архиерейском Соборе 2000-го года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Память преподобномученика Иосафа (Шахова) совершается 27 июня.

К сожалению, исторический некрополь Обители, известный уже с момента своего основания. На этом кладбище вначале хоронили почивших настоятелей и братию. Впоследствии здесь нашли упокоение представители почти всех знатных дворянских родов России.

 После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит.

Завершали наше ознакомление в Сретенском храме монастыря, известного со времен Ивана Грозного. Она занимает второй этаж старой монастырской трапезной начала 16 века. Сохранилась старая чугунная лестница, ведущая на второй этаж.

Не раз храм перестраивался. Наиболее – в 19 веке.

Удивительные по красоте росписи, сохранившиеся под поздними покрасками, необычность алтаря, обилие света — в этом Храме поражали воображение.

Трудно соотнести это преображение с тем, что являл собой этот храм до реставрации.

В 1920-х годах, после того, как церковь закрыли, в ней устроили жилые помещения, сломали купол. Все внутреннее убранство было тогда утрачено, все росписи потом пришлось делать заново. Но на стенах «внутренней паперти» на втором этаже, у входа в храм, под слоем побелки относительно хорошо сохранились изображения Спасителя и Божией Матери. В ходе восстановления храма реставраторы дописали нижнюю часть фресок, и они снова приобрели свой первозданный вид.

Даже уже после реставрации подклет храма, где сначала был склад психоневрологического интерната, временно до оформления документов о возвращении монастыря, использовался интернатом как его столовая.

170819_ (18)

170819_ (19)

Алтарь имеет четыре диаконские двери. Северный вход.

170819_ (20)

170819_ (21)

Как поведал нам отец Мирон, лики изображенных на фреске, это лица реальных людей того времени, являвшихся щедрыми жертвователями обители.

Отец Мирон предложил нам пройтись к монастырской, если не гордости, уж точно – достопримечательности, — зоопарку.

Когда-то впервые мы встретили подобное – мини-зоопарк в Давидовой пустыни.

170819_ (22)

Эти «райские птицы» в обители напоминают об утраченном Отечестве нашем.  Всякое дыхание да хвалит Господа!

В Пешноше масштабы монастырского зоопарка поражали взор. Количество фото его не передает. Стоит задуматься над тем, каких усилий требует содержание всей этой живности.

170819_ (23)

170819_ (24)

Верблюдица, которую кличут Марусей. Весьма приветливое и дружелюбное создание, встречающее посетителей сразу у входа. Здесь в этих пределах, люди и животные – не во вражде. Она никого не оплевала в буквальном смысле.

170819_ (25)

170819_ (26)

«Шведский стол». Страус, голуби и галки миролюбиво «трапезничают».

170819_ (1)

Библейский персонаж — ослята.

Завершилось наше паломничество.  Удивительное чувство «солнечности» оставила эта поездка!

От того ли, что день выдался ярким и солнечным, или от сочетания всего, что увидели и услышали, в душе поселилась радость!

В силу непостоянства и немощи человеческой, конечно, ненадолго.

Но в этом отчасти и смысл посещения святых мест, чтобы напомнить нам о том, что написал апостол Павел: «Всегда радуйтесь непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18)». И о том, что цель наша — обретение радости в вечности, в которой уже пребывают святые, к которым мы устремляемся.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

 

Автор: Л.Куликова

Фото: Л. Куликова

Т. Куплянкина

Н. Лой