15.12.2018г Паломничество к Животворящему Кресту Господню

Паломничество к Животворящему Кресту Господню

(село Годеново),

в монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня (Антушково), Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь (г. Переславль-Залеский) 15 декабря 2018 года.

 

1.16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;

перестаньте делать зло; Пс 33, 151 Пет 3, 11.

1.17 научитесь делать добро, ищите правды,

спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Пс 81, 4.

1.18 Тогда придите – и рассудим, говорит Господь.

Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю;

если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю. Ис 41, 1Ис 43, 25Ис 44, 22.

 

Крест – Жертва, которую человек не может постичь в этой жизни.

Крест – призыв к Покаянию. Если хоть в малой степени осознаем свое недостоинство.

Продолжается пост – «мати целомудрия», путь к очищению сердца.

Чтобы укрепиться, прочувствовать отчасти, до конца гордое человеческое естество этого не позволит, свою греховность, а кто-то, возможно, и с иными устремлениями, мы отправились в эти воистину благословенные места, славные своими подвижниками и историей.

По благословению настоятеля храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа из 12 человек совершила, ставшую уже традиционной в период поста, паломническую поездку по святым местам Ростовской и Переславльской земли.

Главной целью поездки было поклонение величайшей православной святыне – Животворящему Кресту Господню, чудесным образом явленному на Сахотском болоте в июне 1423 года, а ныне, пребывающему в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново.

Дальнейший маршрут – монастырь Сошествия Животворящего Креста на Никольском погосте возле села Антушково, Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь в г. Переславле-Залесском.

На всем коротком пути от поворота на Годеново до Храма на щитах, отстоящих друг от друга на равном расстоянии, нас встречали лики Царственных мучеников.

Неподалеку от парковки на возвышении – скульптурный их образ, установленный 11 июля 2018 года, в честь 100-летия мученической кончины Царя Николая II с августейшим семейством.

Рядом – чугунная арка, с прикрепленными к ней триколорами: российским и монархическим с надписью на последнем: «Мы – русские. С нами — Бог».

15122018_1

15122018_2

15122018_3

     Неизменно с благоговением и трепетом приближаемся к этой святыне, Животворящему Кресту. Припадая к стопам Господа, никаких иных прошений, только прости, помилуй, спаси.

15122018_4

Стоя перед небоявленной святыней, по-особенному читается Акафист Животворящему Кресту Господню, глубже проникает в сердце, острее воспринимается умом.

15122018_5

Мгновеньем показалось время пребывания в Храме святителя Иоанна Златоуста.

По заснеженной дороге следуем к месту Сошествия Животворящего Креста Господня – селу Антушково или, как иначе называют это место, – Никольский погост, «что на болоте».

Удивительное место. Зимой – это бескрайнее, пустынное пространство, ничем не застроенное. Внешне – просто заброшенное поле, пустырь. Довольно далеко видны дома жителей Антушково.

Это и есть – болото. То самое, где пастухи увидели «в неизглаголанном свете в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте».

Монастырь стоит на холме, чудесным образом, поднятым над топями, так как именно на этом месте было Божиим повелением указано построить храм.

В 90-е годы игуменом Борисом (Храмцовым) здесь начал восстанавливаться разрушенный в советские годы храм и основан монастырь в честь Сошествия Животворящего Креста Господня.

Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и 27 сентября отслужен молебен, в праздник Крестовоздвижения. С весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей Бориса и Глеба и Покрова Пресвятой Богородицы.

15122018_6

15122018_7

15122018_8

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

На подъезде и у монастыря пустынно. Несколько человек стоят у ворот, торгуют нехитрым товаром. Веники, травы, варенье из сосновых и еловых шишек. Надо сказать, деликатес не рассчитан на случайных покупателей (опыт). Варенье горькое и терпкое с ярко выраженным хвойным вкусом.

Так же пустынно в самом храме. Необъяснимой притягательностью обладают такие храмы. Отличительная их особенность: скромное величие, одухотворенное большими, старыми (насколько старинными, нам сложно оценить), потемневшими иконами без окладов и киотов. Лампада горит лишь над Животворящим Крестом Господним, копией небоявленного.

15122018_9

Приложились к храмовым святыням, подали поминовения в лавке и отправились в Никитский мужской монастырь.

И без того пасмурный день уже клонился к закату, а нам еще предстояло побывать в Феодоровском женском монастыре.

Почти у врат Никитского монастыря нас уже ждала Наталья Юрьевна – паломниковод.

Впервые за всю историю наших поездок внешний вид того, кому благословлялось вести рассказ об истории обители, полностью разрушил стереотип облика ставшего привычным нашему взору.

Пожилая сельская женщина, в сером пуховом платке, которая по нашим меркам скорее соответствовала тем, кто рядом с монастырем продает сушеные грибы, домашнее варенье, консервированные соленья. Тем неожиданнее было ее удивительно глубокое повествование.

Погода не располагала к продолжительному пребыванию на улице. Мы с радостью отправились в класс воскресной школы, размещенной под монастырскими сводами.

В 1010 году в этих местах вокруг Плещеева озера князем Борисом, сыном Владимира Мономаха, вместе с епископом Илларионом стали основываться первые христианские церкви для распространения христианской веры среди язычников. Первым храмом, а впоследствии монастырем, и стал храм во имя святого великомученика Никиты Готфского, очень почитавшегося князем Борисом.

15122018_10

Однако известной обитель стала в конце XII века, благодаря подвигам преподобного Никиты столпника. В народе его называют Переславльским чудотворцем.

На подвижнический путь Никита ступил через глубокое покаяние.

Из жития преподобного известно, что он был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца. Много лет он безнаказанно обирал жителей города, пока Господь, желающий грешников спасти, не привел и Никиту к покаянию. Глас Божий коснулся его совести в Храме, при сборе средств на строительство которого, не изменила ему алчность.

15122018_11

Спасо-Преображенский собор, иначе Всемилостивого Спаса, сборами, на строительство которого руководил Никита.

Момент духовного прозрения так описывается в житии Никиты Столпника.

Однажды он пришел в церковь на вечернюю службу и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16–17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца.

Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию.

Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое.

Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу».

В многолетнем подвиге покаяния, усиленном столпостоянием, ношением многопудовых вериг с тремя крестами и каменной шапки, Никита завершил его мученическим концом от рук корыстолюбивых сродников, прельстившихся блеском стертых железных вериг. Они сочли их серебряными.

Брошенные убийцами вериги с крестами, не утонули, но «яко древо в водах волжских плавающих», были собором священников и горожан перенесены в Обитель и положены на гроб преподобного.

Как при его жизни, так и по кончине, и доныне, происходят исцеления по его молитвам.

Казалось бы, многократно прочитанное, и слышанное житие преподобного Никиты столпника, а именно ему в большей мере было посвящено повествование, звучало по-новому. Как о близком, родном человеке, Никитушке, говорила Наталья Юрьевна. Почему так, стало понятно позже, когда она рассказала, что была исцелена по его молитвам. Продолжительное время, более трех лет, она работает с паломниками и туристами, прибывающими из разных уголков нашей планеты.

Её рассказ касался не только истории обители, но был наполнен иллюстрациями о том, как соприкосновение со святынями – мощами преподобного Никиты, его веригами, местом столпостояния, обнаруживает духовные болезни людей, взрослых и детей.

Монастырь за годы безбожия подвергся большим разрушениям.

Сравнительно недавно во время ремонтных работ у монастырской стены были обнаружены захоронения людей, расстрелянных на территории монастыря в 30-е годы. Останки неизвестных мучеников перезахоронены на монастырском кладбище.

Усилиями архимандрита Димитрия (Храмцова) Обитель восстанавливается. Очень пострадал собор великомученика Никиты Готфского. И ныне он с особенными стараниями в условиях недостатка средств, расписывается.

Отец Дмитрий – родной брат игумена Бориса (Храмцова), о котором упоминалось выше, и которым был восстановлен монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня. Ныне покойный, отец Борис почитается местным святым.

Такими же подвижническими усилиями возрождает отец Димитрий в окрестностях старые храмы. И, чтобы теплилась там молитвенная жизнь, ездят туда служить монастырские священники. К отцу Димитрию, как духовно опытному, приезжает много людей, в том числе и насельники окрестных обителей.

В завершение мы спустились к столпу преподобного. Уже совсем стемнело. Настолько, что пришлось подсвечивать спуск телефонным фонариком.  Помазались маслом из лампады, приложились к чудотворной иконе преподобного Никиты.

Кто знает, каждый ли услышал что-то важное для себя.

15122018_12

Возвратились в Собор. Шла Всенощная.

Служил архимандрит Димитрий. Тем, кто хотел получить ответы на насущные их вопросы, удалось с ним побеседовать, хотя при этом нам пришлось долго ждать.

Напоследок, испросив благословения у преподобного Никиты, мы направились Феодоровский женский монастырь, посещение которого завершало нашу поездку.

Нам не довелось потрапезничать в Никитском монастыре.

Но уже обещанный нам чай с монастырскими пирогами, воодушевлял путешественников.

По обыкновению, в Феодоровский монастырь мы приезжаем уже затемно. Ведь наше паломничество в эти места совершается на исходе декабря, в самый короткий световой период.

Также неизменно нас приветливо встречает послушница Лариса и ведет в монастырскую трапезную, чтобы паломники могли подкрепиться и иной, помимо духовной, пищей.

Тот, кто уже побывал не один раз в этой Обители, всякий раз по приезде находил много изменений в ее внешнем облике.

Особенно это было заметно по Феодоровскому собору.

Пока богослужения совершаются в двух приделах Собора: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.

В ближайшее время завершатся росписи в главном приделе Собора – во имя святого великомученика Феодора Стратилата.

Собственно и сам Собор освящен во имя этого святого.

15122018_13

Интересная деталь. Этот монастырь считался Царским, о чем характерно свидетельствуют короны на купольных крестах всех храмов Обители.

В приделе Феодоровской иконы Божией Матери появилась новая икона, дар жертвователей, о которых ничего неизвестно, точнее не разглашается по их просьбе.

 Икона необычная и письмом и названием — «В Ризах Позлащенная».

15122018_14

Не лишним будет вкратце напомнить в этом повествовании о чудотворном образе Пресвятой Богородицы – Андрониковской иконе.

По преданию, икона является одной из трех, написанных евангелистом Лукой.

Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название «Андроникова». Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относится к 1347 году.

Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца.

На правой стороне шеи Пресвятой Богородицы осталась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом от удара турка-икононенавистника.

Образ близкий нам тем, что напоминает Иверский, где ланиту Пречистой поразил копьем воин-иконоборец. Из нее также истекла кровь.

15122018_15

Икона, находящаяся во Введенском храме Феодоровского монастыря -один из первых списков Андрониковской иконы, который был принесен во вновь открытую в 1998 году обитель ее прихожанкой.

В январе 2005 года многие люди свидетельствовали о дивном благоухании, которое исходило от образа и наполняло весь храм. Тогда же верующие получали помощь, и исцеления от тяжких болезней после обращения именно к этому образу Божией Матери.

Зимой 2006 года Андрониковская икона около двух месяцев мироточила, и лик Божией Матери стал светлеть.

Во Введенском храме, где и завершилось наше паломничество, шла всенощная. Как под благословение на обратный путь паломники подошли к помазанию.

Приложились к чудотворной Андрониковской иконе Божией Матери.

В ящичке киота чудотворной иконы оставляют записки с молитвенным обращением к Царице Небесной. Любящие Ее Божественного Сына не остаются неутешенными.

Оставили свои прошения Царице Небесной и наши паломники в надежде вновь вернуться, чтобы воздать благодарность за Ее великую любовь к людям.

На прощанье гостеприимная послушница Лариса вручила паломникам маленькие иконы – благословение монастыря – Андрониковской и Феодора Стратилата.

Чем хотелось бы завершить это повествование. Тем, чем оно начиналось. Словами, точнее размышлениями о Кресте. Жизнь христианина начинается с креста, который надевается во время Таинства Крещения и завершается крестом на месте последнего упокоения.

А между ними – жизнь – крестоношение вслед Христу.

В конце этого года удивительным образом соединились две поездки: к Голгофскому кресту на Бутовском полигоне и к Животворящему Кресту в Годеново, чудесным образом дарованному нашему Отечеству.

Эти две поездки как бы подготовляли нас к встрече с Тем Крестом и с Той Голгофой, которые открыли нам путь в Небесное Отечество.

В треугольник складываются эти точки. Его вершина там – на Святой Земле.

Каждая поездка – некий зачет, небольшой экзамен, который предстоит сдать всем, кто отправляется в паломничество. На единство, терпение. А в конечном итоге – любовь. Оценку ставит Тот, кто благословил наш путь.

И не обещал, что он пройдет гладко, без искушений.

Слава Тебе, Милосердный Боже за великое к нам милосердие и долготерпение, явленное в наших поездках!

Благодарим Пресвятую Богородицу, своим Покровом покрывавшую нас!

Благодарим святителя Николая и святых угодников Божиих, нам спутешествовавших, за благополучное исполнение во славу Божию благого нашего намерения! Аминь.

Автор текста и фото Л. Куликова