07.12.2019г Паломничество к Животворящему Кресту Господню (село Годеново)

Паломничество к Животворящему Кресту Господню  (село Годеново),

в монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня (Антушково), Никитский мужской монастырь и Феодоровский женский монастырь (г. Переславль-Залеский)

07 декабря 2019 года

Дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоста́вный Кресте Христов у подножия Твоего во прах распростертый, покланяюся Ти, честное Древо, отгоняющее всякое де́монское стреляние и свобождающее от всех бед, скорбей и напа́стей. Ты бо еси Древо жизни, Ты бо еси очищение возду́ха, освящение Святаго Храма, ограждение жилища, охране́ние одра́ моего, просве́щение ума моего, сердца и всех моих чувств.

О Кресте Всечестный осенением Твоим вразуми́, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу Твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий!

Силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь. (Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню.)

По благословению настоятеля храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева 7 декабря с.г. группа из 7 человек совершила однодневную паломническую поездку по святым местам Ростовской, Ивановской и Переславльской земли. Те, кому известна эта благочестивая приходская традиция, возможно, не задаются вопросом: для чего из года в год она совершается в одну из суббот Рождественского поста.

Рождественский пост, хотя и не такой строгий, как Великий, требует от верующего человека напряжения сил: телесных, духовных, душевных.

Все три силы человеческие нуждаются в обновлении и укреплении.

И как Великим постом Святая наша Православная Церковь предлагает нам в середине Великого поста в Неделю Крестопоклонную подкрепить эти силы, припав к «…честному Древу жизни и спасения», так и наша ежегодная поездка к Небом явленной святыне – Годеновскому Кресту, имеет туже цель. Для ее достижения требуется, употребив и немалые физические усилия, связанные с поездкой по не слишком гладкой автодороге, с преодолением «пробок», качественно измениться, ибо «бурю страстей лю́тых си́лен угасити Святый и Всечестный Крест Христов, той бо меч духовный, щит верных, оружие всесильное и зна́мение всепобежда́ющее…»  (Акафист Животворящему Кресту Господню, кондак 4)

По дороге в Годеново мы подробно рассказали и о святыне, и о драматических перипетиях, связанных с историей Животворящего Креста с момента Его обретения и до настоящих дней.

Величайшая православная святыня – Животворящий Крест Господень, чудесным образом явлен на Сахотском болоте в июне 1423 года, за 30 лет до падения Византии. Историки предполагают, что этот период был обозначен для России, как подготовительный для принятия «эстафеты».

В то время как Византийская империя стремительно приближалась к своему краху, Россия созревала духовно, политически и экономически.

Именно в этот период в России сложились три условия для преемства жезла Православия от Империи: Россия стала централизованным государством, объединенным фактическим первым русским царем Василием II (Темным), а Церковь обрела независимость от Константинополя.

Символически двух-с-половиной метровое Распятие ознаменовало собой Божие благословение нашей Земле.

1_Godenovo (1)

Переступая порог храма святителя Иоанна Златоуста, где ныне пребывает Крест, взор сразу обращается к Кресту.

И всякий раз, коленопреклоненно припадая к стопам Спасителя, неизменно одно прошение, хотя прибываем сюда — со многими. О прощении, спасении, помиловании.

1_Godenovo (2)

1_Godenovo (3)

По прочтении Акафиста Кресту у всех была возможность постоять неподалеку или посидеть — напротив, предавшись молитве или несуетным размышлениям. В этом месте мы никогда не торопимся, не торопим наших паломников.

1_Godenovo (4)

1_Godenovo (5)

В честь 100-летия мученической кончины Царя Николая II с августейшим семейством 11 июля 2018 года установлен скульптурный образ Царской Семьи.

Провожаемые портретами всех Царственных мучеников, установленных  вдоль дороги от Храма Иоанна Златоуста, мы покинули Годеново.

Дальнейший наш путь лежит в монастырь Сошествия Животворящего Креста на Никольском погосте возле села Антушково. Пересекаем для этого символическую границу между Ярославской и Ивановской областями.

 Машина_1

Монастырь Сошествия Креста находится в пределах Ивановских.

1_Godenovo (7)

Слева на холме видна Обитель.

По пустынной, совсем не декабрьской, бесснежной дороге следуем к месту Сошествия Животворящего Креста Господня – Никольскому погосту, «что на болоте».

Удивительное это место. Зимой – это бескрайнее, пустынное пространство, ничем не застроенное. Внешне – просто заброшенное поле, пустырь. Довольно далеко видны дома жителей Антушково.

1_Godenovo (8)

Это и есть – болото. То самое, где пастухи увидели «в неизглаголанном свете в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте».

Монастырь стоит на холме, чудесным образом, поднятым над топями, так как именно на этом месте было Божиим повелением указано построить храм.

В 90-е годы игуменом Борисом (Храмцовым)  здесь начал восстанавливаться разрушенный в советские годы храм и основан монастырь в честь Сошествия Животворящего Креста Господня.

1_Godenovo (9)

Крестовоздвиженский храм с Колокольней и придел

мчч. блгв. кнн. Бориса и Глеба.

Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и 27 сентября отслужен молебен, в праздник Крестовоздвижения.

С весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей Бориса и Глеба и Покрова Пресвятой Богородицы.

1_Godenovo (10)

Придел святых благоверных князей Бориса и Глеба

1_Godenovo (11)

Придел святителя Николая Чудотворца.

На подъезде и у монастыря пустынно: ни машин, ни автобусов, ни людей, не считая местных торговцев дарами болот и лесов. На деревянных столах живописно разложены всевозможные болотные травы в виде чаев в пакетах, коробках и пучках; веники, клюква, сушеные грибы, варенье и соленья.

Так же пустынно было и в самом храме до момента, пока не подъехал туристический автобус. Времени у туристов было немного и, ограничившись «пробежкой» по храму, подачей записок в лавке, они так же стремительно уехали.

Отличительная особенность, отдаленных от центра, провинциальных храмов: скромное величие, одухотворенное невысокими иконостасами, большими, потемневшими от времени, и, местами потрескавшимися, иконами без окладов и киотов.

1_Godenovo (12)

В Крестовоздвиженском храме.

Приложились к храмовым святыням, подали поминовения в лавке, и отправились в Никитский мужской монастырь.

Покидая Крестовоздвиженский храм Обители, подошли приложиться к двум ее святыням, помещенным с наружной стороны Храма, в алтарной его части: мозаичной иконе святителя Николая Чудотворца и камню из основания Успенского собора Киево-Печерской Лавры, заложенного в 1073 году преподобным Феодосием Печерским, основателем общежительного монашества на Руси.

1_Godenovo (13)

Осененные благословением двух святынь: Животворящего Креста и места Его обретения, не без сожаления покидали мы обитель Сошествия Креста. Хотелось задержаться в этом месте, непостижимо умиляющем душу и умиротворяющем сердце. Но наше путешествие продолжалось. Впереди — две святыни – Никитская и Феодоровская обители.

Наши паломники поддержали местное население, почтили их труды многими покупками.

Несколько отличался этот наш приезд в Никитский монастырь от всех предыдущих!

Начали мы не с экскурсии, как обычно. А сразу же по прибытии в Обитель зашли в Храм приложиться к мощам и веригам преподобного Никиты Столпника, Переславльского Чудотворца. По той причине, что тем же маршрутом следовали и туристы. И промедление грозило нам продолжительной очередью к святыням и опозданием к началу нашей паломнической экскурсии.

Во дворе ждала нас уже знакомая нам, паломниковод Наталья Юрьевна.

Встречаясь с такими людьми, лишний раз убеждаешься, что разрушение стереотипов дело отнюдь не сиюминутное.

Как и в прошлый наш приезд, мы не увидели разительных перемен во внешнем облике Натальи Юрьевны, более соотносимом с местными жительницами, стоящими у монастыря со своими нехитрыми домашними заготовками.

Поражало знание Священного Писания, правильная, живая, не заученная, речь с характерным для этих мест «оканьем», добавлявшим в повествование теплоту и доверительность.

Ознакомление с историей Обители начали с собора великомученика Никиты Готфского, во имя которого в 11 веке и был освящен сам монастырь.

Из всех построек в годы богоборчества пострадал именно этот Собор, в котором располагалась машинотракторная ремонтная мастерская.

1_Godenovo (14)

Свершилось! В этот день нам довелось переступить порог, уже восстановленного, расписанного и освященного Собора!

1_Godenovo (15)

1_Godenovo (16)

С особенными стараниями в условиях недостатка средств, расписывался Собор ярославскими мастерами. Какая неповторимая школа!

Унаследовано лучшее от того, что делали древние мастера! Трудно судить, насколько похожи росписи на те, которыми Собор был украшен прежде, но присутствовало ощущение, что это древние фрески, так чисты и легки были они.

1_Godenovo (17)

Его история уходит в языческие времена, когда эти места были заселены язычниками, не просвещенными Светом Христовым.

В 1010 году в этих местах вокруг Плещеева озера князем Борисом, сыном Владимира Мономаха, вместе с епископом Илларионом стали основываться первые христианские церкви для распространения христианской веры среди язычников. Первым храмом, а впоследствии монастырем, и стал храм во имя святого великомученика Никиты Готфского, очень почитавшегося князем Борисом.

1_Godenovo (18)

Иконы великомучеников Никиты Готфского и Георгия Победоносца.

Ковчег, где есть и частицы их святых мощей.

Однако более известной обитель стала в конце XII века, благодаря подвигам преподобного Никиты Столпника. В народе его называют Переславльским чудотворцем.

На подвижнический путь Никита ступил через глубокое покаяние.

Из жития преподобного известно, что он был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца. Много лет он безнаказанно обирал жителей города, пока Господь, желающий грешников спасти, не привел и Никиту к покаянию. Глас Божий коснулся его совести в Храме, при сборе средств на строительство которого, не изменила ему алчность.

1_Godenovo (19)

Спасо-Преображенский собор, иначе Всемилостивого Спаса, сборами, на строительство которого руководил Никита.

Момент духовного прозрения так описывается в житии Никиты Столпника. Однажды он пришел в церковь на вечернюю службу и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16–17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома. В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу».

В многолетнем подвиге покаяния, усиленном столпостоянием на восьмиметровой глубине, ношением многопудовых вериг с тремя крестами и каменной шапки, Никита завершил его мученическим концом от рук корыстолюбивых сродников, прельстившихся блеском стертых железных вериг. Они сочли их серебряными.

Брошенные убийцами вериги с крестами, не утонули, но «яко древо в водах волжских плавающих», были собором священников и горожан перенесены в Обитель и положены на гроб преподобного. Как при его жизни, так и по кончине, и доныне, происходят исцеления по его молитвам.

Как о близком, родном человеке, Никитушке, говорила Наталья Юрьевна. Привезенная родственниками в монастырь с недугом, который не удавалось диагностировать, она была исцелена по его молитвам. И тогда по благословению отца Димитрия, Наталья Юрьевна, окончив богословские курсы, стала паломниководом.

Как не вспомнить Господа нашего Иисуса Христа, за которым последовали, исцеленные им бесноватые, прокаженные, слепые, калеки.

Поистине была призвана к такому служению эта простая сельская женщина, человек «не книжный», когда оставила свою деревню и многочисленное семейство, со множеством внуков и правнуков, переехала в Переславль, чтобы трудиться на этом поприще. Такова была её благодарность Господу и его угоднику.

«И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф.5:15-16).

Как-то сразу пришли на память эти стихи из Евангелия, потому что та самоотверженность, неутомимость, с которой Наталья Юрьевна почти пять лет работает с паломниками и туристами, прибывающими из разных уголков нашей планеты, не поддаются объяснению с позиции человека не верующего.

И она, как искренне верующий и действующий по вере человек, несет подвиг сродни апостольскому, так же, как они старается донести слушающим, верующим и не верующим, весть о «лете Господнем благоприятном».

Её рассказ был наполнен иллюстрациями о том, как соприкосновение со святынями – мощами преподобного Никиты, его веригами, местом столпостояния, обнаруживает духовные болезни людей, взрослых и детей.

Обитель восстанавливается усилиями ее настоятеля — архимандрита Димитрия (Храмцова). Отец Дмитрий – родной брат игумена Бориса (Храмцова), о котором упоминалось выше, и которым был восстановлен монастырь Сошествия Животворящего Креста Господня.

Ныне покойный, отец Борис почитается местным святым.

Такими же подвижническими усилиями возрождает отец Димитрий в окрестностях старые храмы. И, чтобы теплилась там молитвенная жизнь, ездят туда служить монастырские священники.

К отцу Димитрию, как духовно опытному, приезжает много людей, в том числе и насельники окрестных обителей.

В завершение мы спустились к столпу преподобного. Уже совсем стемнело. Настолько, что пришлось подсвечивать спуск телефонным фонариком. Помазались маслом из лампады, приложились к чудотворной иконе преподобного Никиты.

1_Godenovo (20)

Напоследок, испросив благословения у преподобного Никиты, мы направились в Феодоровский женский монастырь, посещение которого по традиции завершало наше паломничество.

По обыкновению, в Феодоровский монастырь мы приезжаем уже затемно. Ведь наше паломничество в эти места совершается на исходе декабря, в самый короткий световой период.

Также неизменно нас приветливо встретила послушница Лариса, в монастырской трапезной накормила, утомленных за день путников настоящими монастырскими щами с душистым хлебом. А в качестве лакомства, «дабы не унывали», — угостила монастырским вареньем из «райских яблочек».

Тот, кто уже побывал не один раз в этой Обители, всякий раз по приезде находил много изменений в ее внешнем облике. Особенно это было заметно по Феодоровскому собору. По традиции, Лариса открыла нам Феодоровский собор. Главный придел – во имя святого великомученика Феодора Стратилата, долгое время расписывавшийся, почти готов к началу богослужений! «Урожайной» оказалась поездка на встречи с восстановленными святынями.

Готов для него и иконостас, который создававли костромские иконописцы. Но в зимнее время его устанавливать нельзя.

1_Godenovo (21)

Феодоровский собор расписан и подготовлен для установки иконостаса.

Пока богослужения совершаются в двух приделах Собора: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.

Этот монастырь считался Царским, о чем характерно свидетельствуют короны на купольных крестах всех храмов Обители.

1_Godenovo (22)

В приделе Феодоровской иконы Божией Матери появилась новая икона, дар жертвователей, о которых ничего неизвестно, точнее не разглашается по их просьбе.

 Икона необычная и письмом и названием — «В Ризах Позлащенная».

1_Godenovo (23)

Наше особое внимание привлекла икона Божией Матери «Табынская», издавна считавшаяся святыней Войска Донского, почитаемая в казачьих станицах. Она и была подарена Обители казаками.

Мы видели ее и раньше. Но в этот раз в слабом освещении придела увидели ее по-новому, словно бы подсвеченную ярким пламенем.

1_Godenovo (24)

Не лишним будет вкратце напомнить в этом повествовании о чудотворном образе Пресвятой Богородицы – Андрониковской иконе, которая пребывает в храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

По преданию, икона является одной из трех, написанных евангелистом Лукой. Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название «Андроникова». Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относится к 1347 году.

Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца.

1_Godenovo (25)

Икона, находящаяся во Введенском храме Феодоровского монастыря -один из первых списков Андрониковской иконы, который был принесен во вновь открытую в 1998 году обитель ее прихожанкой.

Имеется множество свидетельств о помощи и исцелении от тяжких болезней после обращения именно к этому образу Божией Матери.

Во Введенском храме, где и завершилось наше паломничество, шла всенощная. Мы успели к чтению Евангелия. Напутствованные Словом Божиим, как под благословение на обратный путь, паломники подошли к помазанию.

Приложились к чудотворной Андрониковской иконе Божией Матери.

Оставили паломники и свои записочки-прошения в ящичке киота чудотворной иконы с молитвенным обращением к Царице Небесной.

«Христос раждается — славите!» — ликующе звучат ирмосы Рождественского канона.

От Рождественского ликования до Пасхального нас отделяет не так уж много времени. Оба эти торжества, как мостом соединены, — «Живоносным Древом», — Крестом Господним, «спасшим нас от работы вражия».

Для некоторых участников этого паломничества оно своего рода – пролог, подготовка к предстоящей встрече с Голгофским Крестом на Святой Земле, где «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс.73,12)

Но прежде нас ждет встреча со звездой над вертепом и созерцание явления Неба на земле при Рождении Богомладенца в Вифлееме в Святую Ночь на Святой Земле!

Слава Тебе, Милосердный Боже за великое милосердие, явленное нам!

Благодарим Пресвятую Богородицу, своим Покровом покрывавшую нас, и всех святых угодников Божиих, нам спутешествовавших, за благополучное исполнение во славу Божию благого нашего намерения! Аминь

Автор текста Л. Куликова

Фото  Л.Куликова

                         В. Ландин